Архив   Авторы  

Авторское бесправие
Общество

Закон, защищающий интеллектуальную собственность, суров, но беспробуден

Декорации программы "Суд идет", принадлежащие НТВ, заселили новым ведущим Дмитрием Муратовым (Фото: НТВ )

"Обидно, конечно, видеть, как твои идеи, приемы вдруг начинают расползаться по всем программам и постепенно становиться общим местом, а тебе никто не то чтобы денег не платит - даже спасибо сказать не собирается. Но жаловаться грех, сам не раз использовал всякие штучки, подмеченные в чужих передачах: и наших, и западных". Я не называю автора этого признания не потому, что он пожелал остаться неизвестным. Просто имя ему - легион. С кем из телевизионщиков ни поговоришь, каждого кто-нибудь да "обокрал". Но каждый и сам что-нибудь да "подметил", или "позаимствовал", или "стырил" у своих коллег. Говорят об этом без стеснения и оглядки. В крайнем случае называют поприличнее - "вдохновился идеей". Об авторском праве рассуждать любят все, но ни для кого оно не свято.

Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" юридически вступил в силу 3 августа 1993 года, когда еще модно было принимать либеральные законы. Но фактически он работает плохо. И далеко не только потому, что механизм его действия не продуман в деталях, что у власти нет ни сил, ни желания следить за его выполнением, что судейский корпус не имеет достаточной квалификации. Главное, что этот закон не имеет поддержки в нашем общественном сознании (как и многие другие либеральные ценности). Ну кому из нас достанет гражданской сознательности поинтересоваться, легальным ли образом издана книга, выпущена видеокассета или диск. Мы смотрим на ценник, а не на лицензию. Компьютерные программы у официальных распространителей покупают вообще только дураки.

Но если в обороте подобной пиратской продукции участвует все-таки лишь часть населения, то уж телевизор смотрят почти все. А значит, почти все видят, до чего похожи друг на друга наши телеканалы: похожий способ подачи новостей, похожие ток-шоу, телемагазины, игры, сериалы, похожие развлекательные и познавательные программы. Все эти "Петровки, 38", "Дежурные части", "Криминалы" и "Дорожные патрули", "Смехопанорама" и "Аншлаг и К", "В мире животных", "Диалоги о животных" и "Наши любимые животные", "Времечко" и "Сегоднячко" и т.д. Некоторые похожи до того, что их смело можно назвать клонами.

Телевизионщики обычно ссылаются на общий дефицит идей, на молодость отечественного коммерческого телевидения и на то, что копируют не друг друга, а все вместе - Запад. Оригинальными отечественными идеями можно назвать, пожалуй, лишь две: КВН и "Что? Где? Когда?". Может быть, поэтому само понятие "автор" на телевидении особой цены не имеет. Не имеет оно и юридической цены. Хотя в действующем законе есть целая ст. 15, защищающая личные неимущественные (и неотъемлемые) права, а именно право признаваться автором, право на имя и право разрешать или не разрешать обнародовать произведение в любой форме. Цену имеет лишь то, что ее имеет. "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать". Вот за право на использование авторского произведения и идет торговля.

Как правило, все имущественные авторские права на телепередачу и на ее название оформляет на себя ее производитель, то есть телекомпания или транслирующий канал. Тот, кто первый успеет. Например, права на программу "Времечко" принадлежат компании "АТВ" ("Авторское телевидение"). Поэтому АТВ может продавать ее под этим названием на любой канал: сначала ее транслировало НТВ, теперь - ТВЦ. А Лев Новоженов, лицо программы, ради того чтобы остаться на НТВ, был вынужден придумать новое название "Сегоднячко" и несколько новых затей, так что формально получилась новая программа.

С передачей "Суд идет" вышло иначе. Права на нее принадлежат транслирующему каналу, то есть НТВ, а первым производителем была компания "Облик". Сама идея телевизионного заседания суда присяжных не нова. Аналогичные передачи есть в США, в Испании и некоторых других странах. НТВ объявило конкурс на конкретный сценарий, который в конце концов и выиграла компания "Облик", запустившая в феврале 1998 года программу "Суд идет" с ведущим Валерием Беляковичем. После августовского кризиса 1998 года НТВ договор с "Обликом" не продлило, но через некоторое время возобновило трансляцию программы "Суд идет" нового производителя и с новым ведущим. Компания "Облик" подписала договор с РТР, внесла необходимые изменения в сценарий (чтобы избежать претензий по поводу нарушения авторских прав) и стала выпускать программу "Слушается дело" с тем же Беляковичем в роли ведущего. Сегодня, расставшись уже по собственной инициативе с РТР, компания готовит новый вариант программы для ТВЦ.

Обычно конкретных создателей передачи - сценариста, режиссера, оператора, художника, ведущего и других участников творческого процесса - телекомпания зачисляет в свой штат, платит им зарплату. Таким образом само творчество становится их служебной обязанностью, а произведение получает статус служебного. Значит, ни один из его создателей не имеет на него имущественного авторского права. В тех случаях, когда автор приходит с готовым сценарием программы, на который у него авторские права уже есть, телекомпания соглашается приступить к производству только на условиях подписанного договора о передаче прав. Телекомпаниям легко диктовать свои условия: их мало, каналов еще меньше, а авторов, мечтающих пробить свой проект или хотя бы получить оплачиваемую работу, - пруд пруди. Они с готовностью подписывают любые бумаги, лишь бы приступить к съемкам. Проблемы начинают возникать тогда, когда программа набирает приличный рейтинг, начинает приносить доход компании и известность ее авторам и ведущим.


Оксана Пушкина пришла на переговоры в телекомпанию "Вид" по поводу проекта программы "Женские истории Оксаны Пушкиной" со своим адвокатом (сказался опыт нескольких лет проживания в США). Там даже обиделись: "Вы что, нам не доверяете?" Когда программа раскрутилась, компания, как говорит Пушкина, вынудила ее подписать договор о передаче прав, выкинула из названия имя автора и зарегистрировала его на себя. В конце концов Оксана из "Вида" все равно ушла, но права на программу остались за компанией. Для НТВ ей пришлось переделывать сценарий и менять название: теперь это уже "Женский взгляд Оксаны Пушкиной" на истории как женские, так и мужские. "Вид" нашел "адекватный ответ" в виде ведущей Татьяны Пушкиной, которую постарались похоже загримировать, причесать, и даже говорит она в той же манере, так что многие зрители подмены не заметили.

У "Вида" своя логика: компания вложила деньги не только в производство программы, но и в раскрутку ее ведущей. Значит, у компании есть право на лицо этой самой ведущей. За свои права "Вид" намерен бороться не на шутку. Несколько лет назад при компании учреждено собственное агентство интеллектуальной собственности, которое занимается ее юридическим оформлением. На данный момент агентство закрепило за "Видом" права примерно на полторы сотни названий телепрограмм, в том числе и на те (доселе бесхозные), в создании которых компания участия не принимала. Например, теперь она является обладателем прав на товарный знак "Время" в области телевидения. Агентство собирается пойти еще дальше: зарегистрировать право на облик своих ведущих, фиксируя его голографическим изображением. Если это удастся провернуть, Оксане Пушкиной придется делать пластическую операцию и перекрашивать волосы, чтобы не платить за право пользоваться собственным лицом.

Еще одна Оксана - Найчук - казалась себе очень предусмотрительной. Она предложила проект программы "Ищу тебя" каналу РТР, предварительно оформив авторские права на сценарий и получив свидетельство на товарный знак "Ищу тебя" в области связи и телевидения. Заручившись юридическими бумагами, она позволила себе ставить условия: главным из которых было ее участие в программе в роли ведущей. РТР предложило ей в качестве производителя компанию "Вид". Договор с РТР был подписан на пять программ плюс один пилотный выпуск. Свои обязательства "Вид" полностью выполнил, но РТР с ним до сих пор не рассчиталось. "Вид" обратился к своему постоянному партнеру - каналу ОРТ, тем более что аудитория первого канала неизмеримо больше, а для программы, в прямом эфире разыскивающей потерявшихся людей, это обстоятельство весьма существенно. ОРТ, однако, потребовало поменять ведущую на известную актрису Машу Шукшину. "Вид" незамедлительно повиновался.

Оксана Найчук ушла из программы и, ссылаясь на свои права автора и владельца товарного знака, потребовала в письменной форме заключить с ней лицензионный договор.В противном случае ОРТ не имеет права транслировать программу "Ищу тебя". Ибо в законе о товарных знаках записано (ст. 4, пункт 1): "Владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другими лицами. Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения его владельца". А статья 26 гласит: "Право на использование товарного знака может быть предоставлено владельцем товарного знака (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору. Лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия". И "Вид", и ОРТ требование Найчук проигнорировали. Ни о каком лицензионном договоре они речь вести не собираются, считая, что для Найчук достаточно указания ее имени в титрах как автора идеи.

Подобная "благотворительность" Оксану возмутила: "Я не хочу, чтобы мое имя стояло под той попсой, в которую "Вид" превратил мою программу. Им шоу стало важнее реальной помощи людям. Они героя одной истории, которого мы разыскали во Франции, превратили из повара в графа и одновременно в военного летчика, чтоб был как Экзюпери. А в одном из эфиров промучили женщину-чеченку, потерявшую при бегстве свою дочь, надеждой, что ее нашли. Мол, звоним в Дагестан, туда попала маленькая девочка. Зрители в напряжении, мать плачет. А мы за несколько месяцев до этого эфира уже проверили дагестанскую версию и точно установили, что та девочка - русская. Я не хочу, чтобы под слезами несчастной матери стояло мое имя".

Найчук подала в суд. Знакомые адвокаты отговорили ее предъявлять иск по авторским правам: доказать абсолютную идентичность предварительного сценария и живого эфира не так просто, а идеи нашим авторским правом не защищаются. Они посоветовали идти в арбитражный - права на товарный знак она никому не передавала, так что там ее дело верное.

Многие телевизионщики Оксане сочувствуют, но к ее борьбе относятся скептически - что может частное лицо выиграть в суде у таких гигантов, как ОРТ и "Вид" (пока что они правы, первые две инстанции Найчук проиграла). Одни считают, что она должна смириться, а то заработает репутацию скандалистки и вообще работы не найдет. Другие советуют поискать сильных конкурентов "Вида", которым только повод дай с ним схлестнуться. Сам "Вид" считает, что компания ничего Найчук не должна: ее из программы никто не гнал, в профессиональных качествах никто не сомневался. Нечего было в истерику впадать, а тем более подавать в суд.

Действительно, удивительное дело. Автор решил у нас в стране добиваться своих прав в полном соответствии с законом. Во всяком случае для нашего телевидения - это первый прецедент.

Елена Груева

Врез 1

Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП), созданное в 1973 году, должно было обеспечивать соблюдение авторских прав при использовании произведений советских и иностранных авторов в СССР, советских авторов за рубежом. В 1991 году в соответствии с постановлением правительства ВААП стал Государственным агентством СССР по авторским и смежным правам (ГААСП), которое уже в следующем году преобразовалось в Российское агентство по интеллектуальной собственности (РАИС). Наконец, в 1993 году с принятием закона "Об авторском праве" РАИС был назван Российским авторским обществом (РАО) - общественной организацией, защищающей права авторов и сегодня.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера