Архив   Авторы  

Битва за планету Земля
Экология

Решения отдельных компаний значат больше, чем активность миллионов граждан

За последние десятилетия общество уже достаточно напугано картинами экологических ужасов. Ради исправления положения оно готово на все - кроме снижения уровня жизни. (Фото: Greenpeac )

Джулия Хилл провела два года на красном (мамонтовом) дереве в гнезде размером 6 на 8 футов. В знак протеста против вырубки древних лесов она терпела ураганный ветер в 90 миль в час, ливни Эль Ниньо, почти постоянную сырость и холод. Питалась она в основном сырыми овощами и фруктами, а в качестве уборной использовала пластиковое ведро. Когда Джулия спустилась на землю в декабре прошлого года, оказалось, что она почти разучилась ходить. И все это время в калифорнийском округе Гумбольдт не смолкал вой пилы. Лесопромышленная корпорация Pacific Lumber не тронула дерево, на котором сидела Хилл, и 2,9 акра леса вокруг него. Остальные 10 000 акров, принадлежащие компании, в том числе и красные деревья, были вырублены.

Спасение одного дерева на фоне потери леса - вот с чем США пришли к тридцатилетию Дня Земли. Результаты протеста Джулии Хилл поставили экологистов перед неприятным фактом: индивидуальные акции в защиту окружающей среды меркнут перед действиями крупного бизнеса и государства.

"Люди обычно уповают на благие намерения и персональную ответственность - отчасти потому, что видят в этом способ сделать хоть что-нибудь, и не думают об эффективности, - говорит ветеран "зеленого" движения Барри Коммонер из нью-йоркского Квинс-колледжа. - С их стороны это уход от вопроса".

Неважно, сколько из нас перешли с аэрозолей на шариковый дезодорант, - фреоны, начинявшие баллончики, продолжали разрушать озоновый слой до тех пор, пока производство и использование этих химикатов не начало снижаться по всему миру - вплоть до 1987 года, когда было заключено международное соглашение, известное как Монреальский протокол. Миллионы готовы не ехать до почтового ящика на машине, а пройтись пешком, однако 68 с лишним миллионов машин повышенной мощности на дорогах Америки остаются основным источником главного "парникового" газа - углекислоты. Одно решение главы Royal Dutch/Shell влияет на здоровье планеты больше, чем измельченный компост, ношение натуральных тканей и прочие экочудачества, представленные на праздновании Дня Земли в Вашингтоне. Вот если бы миллиард людей, проживающих в развитых странах, перестали передвигаться на автомобилях, перешли на солнечную энергию и заменили старые устройства новыми повышенной эффективности, тогда выброс парниковых газов действительно мог бы резко упасть. Вопрос в том, что легче: организовать подобные массовые акции или вынудить несколько корпораций и правительств принять соответствующие решения.

В замысле первого Дня Земли - 22 апреля 1970 года - проявилась наивная уверенность в собственных силах: вред, причиненный планете, можно исправить своими руками. Это вдохновляло примерно 20 млн. человек, участвовавших в таких акциях Дня Земли, как сваливание 5 тонн мусора, собранного с обочин дорог, у здания суда в Западной Вирджинии или похороны автомобиля в Сан-Хосе (протест против загрязнения воздуха). В те времена люди верили, что личный вклад каждого имеет огромное значение. Об этом свидетельствуют названия тогдашних бестселлеров вроде "50 вещей, которые ты можешь сделать, чтобы спасти планету", и общественные кампании: покупать меньше машин, кооперироваться и ездить вместе тем, кому по пути, пересаживаться с автомобиля на велосипед, использовать повторно отходы, бойкотировать древесину из дождевых лесов (тропические леса, питающиеся сезонными дождями. - "Итоги") и покупать тунец, выловленный только сетями, безопасными для дельфинов.

День Земли-2000 имеет иной пафос. Более чем 5 тысяч групп в 185 странах пытаются противостоять изменению климата и угрозам, связанным с потеплением климата: подъему уровня моря, изменению сельскохозяйственных зон, учащению экстремальных погодных явлений. Лозунг Дня Земли-2000 - "Чистая энергия сейчас!" - призывает заменить источники энергии, порождающие "парниковые" газы, более безопасными энергетическими ресурсами (солнечные батареи, ветряки и т. д.). Экологические ортодоксы уже отключили свои дома от электросетей, предпочтя им солнечные батареи на крышах и топливные элементы в подвалах, однако если их число будет расти с такой же скоростью, на Аляске расцветут апельсиновые рощи прежде, чем парниковый эффект будет взят под контроль.

Если что и открыло глаза экологистам, так это история гамбургера. Защитники среды протестовали против использования "Макдоналдсом" пластиковых коробок, потому что при их производстве использовались фреоны, и призывали бойкотировать закусочные "Макдоналдс". Но - кто бы мог подумать! - любовь к гамбургерам с легкостью одолела экологическую сознательность. Тем временем Фонд защиты окружающей среды нашел решение получше - он начал вместе с "Макдоналдсом" конструировать коробку, которая сохраняла бы бургер горячим, но не вредила озоновому слою. В 1989 году "Макдоналдс" сменил пластиковую коробку на картонную.

Этот успех положил начало новому направлению в "зеленом" движении. Фонд работал совместно со службой доставки посылок над увеличением в их упаковке доли повторно используемых бумаги и пластика. Международная организация за сохранение природы побудила компанию Starbucks, владеющую сетью кофеен по всей стране, выращивать кофе в Мексике без применения химических удобрений, а компания Gap, торгующая готовой одеждой, теперь использует таким же образом выращенный хлопок. Фонд защиты окружающей среды снова работает с "Макдоналдсом", ища пути уменьшения энергозатрат хотя бы на 10 процентов.

Трудно сказать, насколько эти шаги вызваны искренним желанием компаний быть добропорядочными членами общества, а насколько - экономической выгодой "зеленого" имиджа. Отчасти это, конечно, имитация экологичности (greenwashing). Когда в прошлом году Германия признала право потребителя выбирать источник электричества, баварское предприятие Bayernwerk выбросило на рынок "Аква пауэр", маркированный как стопроцентно "зеленый", возобновляемый элемент, электричество для которого вырабатывается исключительно на ГЭС. На самом деле потребители по-прежнему получают свое электричество из всех промышленных источников: ГЭС, угольных и газовых станций и АЭС. Не изменилось ничего, кроме учета расхода электроэнергии, и никакого реального выигрыша для природы нет. В выигрыше только Bayernwerk, заваленный заказами на "Аква пауэр", несмотря на его более высокую стоимость.

Формы имитации "зеленой активности" весьма разнообразны. "Компании часто рекламируют себя как друзей природы, даже будучи уже пойманными на экологических нарушениях", - говорит Джилл Джонсон из группы "День Земли-2000". Например, калифорнийское предприятие PG&E должно в ноябре предстать перед судом Калифорнии по обвинению в загрязнении водных коллекторов. "У PG&E очень хорошие экологические показатели", - говорит пресс-секретарь Грег Прюэтт, имея в виду достижения компании по уменьшению количества отходов и их повторному использованию. Лесопромышленная компания Weyerhaeuser уничтожает старовозрастные леса в Канаде, но трубит о 100 миллионах саженцев, которые посадит в этом году.

Тем не менее в целом "позеленение" американских корпораций реально и не так труднодостижимо, как воображают некоторые экологисты.

"Компании стали лучше понимать, что снижать выбросы парниковых газов может быть выгодно", - говорит Пол Портни, президент аналитического центра "Ресурсы для будущего". Все больше и больше компаний меняют систему отопления и освещения своих зданий, переделывают производства так, чтобы уменьшить выбросы "парниковых" газов и одновременно - свои счета за электричество. (Энергетическая модернизация может сберечь компании примерно доллар на квадратный фут офисной или производственной площади ежегодно.) Сокращения выброса "парниковых" газов часто превышают количество, предусмотренное Киотским протоколом 1997 года. (Поставленная им задача - снижение на семь процентов от уровня 2000 года - так пугает многие нефтяные, угольные и химические компании, что Белый дом до сих пор не решается представить протокол на ратификацию в Сенат).

По словам Джозефа Ромма, директора некоммерческого Центра энергетических и климатических проблем, корпорации - от Xerox и Compaq до Du Pont, 3М и Toyota - осознали, что "зеленая" ориентация может быть экономически выгодной. Royal Dutch/Shell снижает выбросы "парниковых" газов на своих добывающих предприятиях и к 2002 году планирует добиться сокращения на 25 процентов по сравнению с 1990 годом - до 100 млн. тонн. Для достижения того же эффекта все машины Новой Англии надо было бы убрать с дорог на пять лет. Du Pont к нынешнему году урезал свои выбросы на 40 процентов от уровня 1991 года - до 58 млн. тонн. Каждый, кто по велению долга выкручивает старые лампы накаливания и заменяет их на компактные флюоресцентные, может прикинуть: модернизация освещения в компании "Боинг" снизила потребление электроэнергии на освещение на 90 процентов и экономит 100 тыс. тонн углекислоты каждый год. Чтобы этого достичь, полмиллиона людей должны были бы сменить лампочки.

Компании, которые не в состоянии ужаться ни на один киловатт-час в собственных хозяйствах, могут финансировать кого-то еще. Компания Shaklee, выпускающая товары широкого потребления, и производитель ковровых покрытий с основным капиталом в 1,3 млрд. долларов Interface Inc. платят за перевод школьных бойлеров с угля на природный газ, от которого меньше "парниковые" выбросы. "В мире корпораций произошла потрясающая перемена", - говорит Гейлорд Нельсон, который, будучи сенатором от Висконсина, выступил с инициативой проведения первого Дня Земли.

Все это не означает, что личные решения не играют никакой роли. Еще как играют: бездумная мода на сверхмощные джипы привела к ежегодному выбросу еще примерно 200 млн. тонн углекислоты по сравнению с тем, что было бы, если бы каждый остался при своем маленьком "Таурусе". И все же отдельный человек принесет больше пользы окружающей среде, если станет предъявлять требования к корпорациям и правительствам, а не будет читать нотации своим приятелям, гоняющим на джипах, или по два года сидеть на дереве.

(Печатается с сокращениями)

Шарон Бегли (Newsweek)

Врез 1

Возрождающаяся государственная машина нашла себе очередного врага - им оказались активисты экологических движений. "Российская газета" щедро отводит целые полосы под душераздирающие рассказы о том, как международный "зеленый спрут" душит экономику целых регионов нашего Отечества. Государственные мужи регулярно сообщают "достоверную информацию" - экологические организации суть лишь прикрытие враждебных спецслужб. Между тем до сих пор ни один суд не решился признать обвиняемых-экологов виновными в шпионаже или разглашении гостайны. Либо ФСБ, имея оперативные данные на десятки шпионов, не может уличить в суде ни одного, либо никаких оперативных данных нет, а есть лишь беспардонная пропагандистская кампания. Прокуратура вдруг обрела право проверки деятельности некоммерческих организаций - и первым же объектом его применения (причем во многих регионах России одновременно) стали организации экологические. До самого последнего момента прокуратура и ФСБ пытались предотвратить или хотя бы оттянуть окончательное оправдание капитана Никитина.

Открытое преследование экологистов государством - характерная черта стран третьего мира. На конференции ООН по окружающей среде и развитию в июне 1997 года премьер-министр Гайаны Сэмюел Хайндс открыто обвинил неправительственные экологические организации в провоцировании народных волнений в его стране. У себя дома такие политики не ограничиваются резкими словами: правившие до недавнего времени в Нигерии военные власти предпочитали казни (в 1995 году был казнен даже известный писатель Кен Саро-Вива) и бессудные убийства. Полицейское давление на "экологических диссидентов" происходило в последние годы в ряде стран Африки, в Парагвае, в странах СНГ (Украина, Киргизия) и прочей мировой провинции.

В развитых странах правительства и крупнейшие корпорации тоже обычно не любят "зеленых", но на объявление им открытой войны давно уже не решаются. Разумеется, это не означает их отказа от борьбы, она просто принимает другие формы - от создания подставных общественных организаций, готовых одобрить все, что угодно, до бесконечных "переговоров", под аккомпанемент которых конфликтный проект продолжает осуществляться. Тем не менее реальные меры защиты окружающей среды и содействие экологическим инициативам стали в западном обществе обязательными для правительств и крупных компаний.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера