Архив   Авторы  

Двухвалентный aльянс
Дело

Правительство заинтересовано в появлении крупного монополиста, этакого "алюминиевого Газпрома"

Недавнее образование в России корпорации "Русский алюминий", объединившей активы прежних конкурентов по рынку, наделало много шума, особенно после толлинговых стычек, свидетелями которых оказались все российские граждане. В результате сделки года образовалась вторая в мире (как по производству алюминия, так и по капитализации, см. табл.) алюминиевая компания. Пикантности этой истории добавил тот факт, что свой бизнес объединили заклятые враги Олег Дерипаска и Роман Абрамович, сталкивавшиеся в пору борьбы за отмену толлинга и покупки "Сибнефтью" контрольных пакетов БрАЗа и КрАЗа. (Возглавлявший "Сибирский алюминий" Дерипаска вместе с президентом РАО "ЕЭС России" Анатолием Чубайсом объединили усилия против "отца" толлинга по-русски Льва Черного. Возглавляемая им ТWG контролирует сегодня многие российские алюминиевые предприятия, рядом с его именем часто возникало имя давнего партнера Абрамовича по бизнесу Бориса Березовского. К самому Абрамовичу Дерипаска имел претензии после нашумевшей сделки с Братским и Красноярским алюминиевыми заводами.)

О деталях объединительной сделки в ее нынешней стадии почти ничего не известно. Подобная непрозрачность, противоречащая принципам цивилизованного антимонопольного и корпоративного законодательства, заставляла наблюдателей гадать, что же все-таки произошло, порождала множество слухов и домыслов. Отсутствие информации (до последнего времени было даже непонятно, кто именно участвует в сделке) позволяет скептикам предположить, что за громкой вывеской происходит очередная неприятность вроде предпродажной подготовки "Русского алюминия" американской Alcoa. Этот холдинг вместе со своим последним приобретением - корпорацией Reynolds - будет контролировать 30% всего мирового выпуска алюминия.

Очевидно одно: если проект будет реализован, в России появится алюминиевый монополист, охватывающий почти 80% внутреннего рынка. Казалось бы, это нестрашно: мы как продавали, так и дальше будем продавать алюминий в основном за границу (на экспорт идет примерно 7/8 выпускаемого алюминия). Высокие переделы алюминия (прокат, штамповка и т.д. вплоть до пивных банок и проката, используемого при строительстве самолетов) тоже не пользуются пока у отечественных потребителей ажиотажным спросом, в ходу менее перспективные и функциональные, но более дешевые конструкционные материалы (сталь, дерево, пластик, стекло и т.д.).

Однако ситуация может кардинально измениться. Если вдруг в России начнется экономический рост, который пророчат многие эксперты, то потребности в алюминии, в том числе высоких переделов, резко возрастут (например, Министерство путей сообщения, появись у него лишние деньги, наверняка начнет замену парка вагонов на более современные, изготовленные с применением алюминия).

Государство в лице главы антимонопольного министерства Ильи Южанова отрапортовало: формальных нарушений законодательства нет, поскольку не установлено, что владельцы всех заводов аффилированы. Так и не надо быть семи пядей во лбу, чтобы оформить законодательно монопольную сделку именно таким образом! Налицо нарушения не по факту, а по сути: как уже было сказано, реально в сферу влияния альянса попало около 80% отечественной алюминиевой промышленности, что на 20% превышает установленные антимонопольным законодательством нормы.

Заторможенная реакция правительства на явное нарушение антимонопольных принципов объясняется просто: сверху дали "добро" на сделку при условии, что она будет приведена в соответствие российскому законодательству (по нашим сведениям, сейчас юристы "Русского алюминия" заняты тем, что изобретают требуемую схему). Правительство заинтересовано в появлении крупного экспортно-ориентированного монополиста, этакого "алюминиевого Газпрома", возглавляемого людьми, близкими "семье". С ними привычно иметь дело, а с новорожденной компанией можно строить свои, особые налоговые отношения, "доить" в случае нехватки средств в бюджете.

В общем, испытанным людям власть, не смущаясь, зажгла "зеленый свет", хотя практически во всем мире принято на основании детальной информации об участниках сделки скрупулезно взвешивать все "за" и "против" рождения супергигантов (вспомним лишь недавнее "разукрупнение" Microsoft, при том что компания безупречно платит налоги, эффективна и не вывозит капиталы за рубеж). Плюсы от этого объединения если проявятся, то нескоро: организовать достойную конкуренцию на мировом рынке, где до последнего времени мелкие российские продавцы вынуждены были принимать условия покупателей, "Русскому алюминию" будет непросто. В то же время в жертву прекрасному далеко может быть принесен рынок российский.

В живых осталось только двое

Поначалу идей насчет того, кому принадлежит новый алюминиевый холдинг, было несколько.

Напомним, что сперва было объявлено о покупке у TWG и Льва Черного кем-то из акционеров "Сибнефти" контрольных пакетов Братского и Красноярского алюминиевых заводов (БрАЗ и КрАЗ) и Ачинского глиноземного комбината (АГК). А, как известно, среди этих акционеров присутствуют Роман Абрамович и Борис Березовский. Другая сторона сделки - "Сибирский алюминий" - тоже состояла из двух частей, поскольку в это время в бизнес Дерипаски "вливался" Анатолий Чубайс (проект слияния Саянского алюминиевого завода (СаАЗа) и Саяно-Шушенской ГЭС). Если же принять во внимание, что к делу причастны Лев и Михаил Черные (Михаил - партнер Дерипаски по алюминиевому бизнесу), то ситуация совсем запутывалась: по одной из гипотез, образование "Русского алюминия" стало результатом примирения разругавшихся когда-то братьев и объединения их бизнесов в одно целое.

К сожалению, документальное подтверждение того, что же все-таки произошло, мы, видимо, получим еще не скоро. Это на Западе в обычае раскрывать информацию о крупной сделке (на ее одобрение требуется и согласие акционеров, и антимонопольных органов), а до нас этот опыт, увы, пока не дошел. Тем не менее достаточно уверенно сейчас можно сказать следующее. Имела ли место в действительности продажа Львом Черным пакетов акций БрАЗа и КрАЗа или нет - не так важно. Даже если алюминиевые бизнесы братьев Михаила и Льва были просто объединены, по не вызывающей сомнений информации с обеих сторон, оперативное и стратегическое управление "Русским алюминием" они осуществлять не будут (будут участвовать в проекте как акционеры, а не как менеджеры). Примерно то же самое верно и в отношении Березовского.

Ряд как прямых, так и косвенных данных свидетельствует о том, что "Русский алюминий" - детище всего двух человек, Олега Дерипаски и Романа Абрамовича. Почему же все-таки Дерипаска "предпочел" Абрамовича своего давнему партнеру Чубайсу? Заполучи он Саяно-Шушенскую ГЭС, он, конечно, уменьшил бы издержки (напомним, что 30% себестоимости алюминия приходится на электроэнергию), но остался на том же уровне продаж - где-то полмиллиона тонн алюминия. А интеграция с Абрамовичем позволит увеличить объем продаж до 2 млн. тонн, что автоматически выводит его в элиту мирового алюминиевого бизнеса. Так что мотивация главы "Сибирского алюминия" понятна - резкое расширение бизнеса и решение качественно более сложных задач.

Анатолий Чубайс раскритиковал сделку на своеобразном "Русском Давосе", проходившем в конце апреля в Лондоне: "Это беспрецедентная концентрация капитала и средств массовой информации в руках узкого круга заинтересованных лиц... Тот факт, что данное слияние капитала не противоречит антимонопольному законодательству, демонстрирует не то, что данный шаг был сделан в правильном направлении, а то, что антимонопольное законодательство слишком слабое". Досада Чубайса вполне объяснима: он теряет выгодного партнера, сужается сфера его влияния на правительство. К тому же ему придется теперь считаться с новоявленным крупным потребителем электричества, способным, вероятно, влиять на цены на рынке электроэнергии.

Притирка

Что касается Романа Абрамовича, не так давно получившего в управление контрольные пакеты акций двух крупнейших в России алюминиевых производств - БрАЗа и КрАЗа, то для него это приобретение стоимостью в 500 млн. долларов было, видимо, крупным, но всего лишь венчурным проектом или, проще говоря, спекулятивной операцией с целью дальнейшей перепродажи. Встреча с Дерипаской внесла в эти планы кардинальные коррективы. Текущая работа любого крупного бизнесмена состоит из непрерывной череды переговоров - с партнерами, конкурентами, правительственными чиновниками и т.д. Часть этой "застольной" жизни - обсуждение разного рода совместных проектов, от самых мелких вплоть до полной интеграции бизнесов в единое целое. В какой-то момент за одним столом оказались Олег Дерипаска, в течение пяти лет управлявший СаАЗом, и Роман Абрамович. По свидетельству очевидцев этого события, оба бизнесмена так быстро нашли общий язык и настолько прониклись симпатией друг к другу, что тут же после переговоров отдали распоряжения о подготовке документов о слиянии алюминиевых бизнесов вообще и активов в частности.

Восстанавливая детали этого "договора о сотрудничестве" по инсайдерской информации из недр обеих сторон, получаем вот что. Общий бизнес строится на паритетных началах: каждое звено формируется примерно поровну из сотрудников "Сибирского алюминия" и компаний Абрамовича. Там, где опыт и знания одной стороны превалируют над опытом другой, общее руководство осуществляет более опытный. Скажем, производственные управления "Русского алюминия" возглавляют сотрудники "Сибала", а подразделения по управлению активами или, скажем, по работе с общественностью - коллеги Абрамовича. Такая технология разделения полномочий, кстати, вполне позволяет контролировать ситуацию каждой из сторон на каждом направлении бизнеса.

Единственный недостаток такой схемы - разные принципы корпоративной культуры. Их нестыковка уже однажды привела к провалу один из проектов "Сибнефти" - объединение с "ЮКОСом". Правда, по рассказам менеджера "Сибала" Виктора Гейнце, откомандированного расчищать завалы по договорам поставок сырья и сбыта алюминия на "чужом" КрАЗе, пока острых проблем в этой области у партнеров не возникает. Подтверждением его слов служит и та скорость, с которой он справился с задачей - работа заняла менее месяца!

Догнать и перегнать!

Похоже, что стратегически цели авторов алюминиевого суперальянса совпадают, хотя насущность той или иной цели для каждого из "соавторов" "Русского алюминия" несколько отличается. Например, выйти на новые рынки и тем самым диверсифицировать бизнес. Это задача более актуальна для Абрамовича, поскольку основная часть его собственности (КрАЗ и БрАЗ) ориентирована на производство и продажу первичного алюминия и ни на что больше. Активы же "Сибала" (Самарский метзавод, производящий алюминиевый прокат и штамповку, оконный профиль, "Саянская фольга" и др.) позволяли развивать как продукцию из алюминия, так и концентрироваться на энергетической безопасности бизнеса (Саяно-Шушенская ГЭС).

Другой положительный аспект объединения его творцы, несомненно, видели в создании рынка акций нового холдинга, в его "раскрутке" и в решении с его помощью задачи расширения внешнего финансирования, в том числе и путем дополнительных эмиссий. Пожалуй, "Сибирский алюминий" в этом нуждался как никто другой, а у "Сибнефти" такой опыт был.

И, наконец, самое главное: стремительно увеличить долю рынка, минимизировать влияние внешних факторов (таких, как цены на первичный алюминий или глинозем), конкурировать на равных с мировыми лидерами. Последнее особенно актуально: стремительно монополизирующийся мировой рынок алюминия позволяет крупным компаниям диктовать свои условия всем прочим. А российские производители зависят от закупок и продаж на мировом рынке: там приобретается примерно две трети требуемого глинозема и сбывается четыре пятых первичного алюминия.

Более того, в пользу укрупнения свидетельствует и мировой опыт: в ряде стран (Германия, Франция, Швейцария, Норвегия) в алюминиевой отрасли - всего по одной компании, абсолютному монополисту. В США, где еще с XIX века существовала жесточайшая конкуренция, рынок тоже монополизировался: компания Alcoa захватила почти 75% внутреннего рынка и продолжает расширяться. Кстати, мировой лидер очень оперативно отреагировал на появление "Русского алюминия". В конце апреля стало известно о планирующемся строительстве в Ленинградской области крупного алюминиевого завода. По предварительным данным, эта идея принадлежит Alcoa, которая уже достаточно давно вела переговоры с администрацией региона. Насколько нам известно, с Alcoa ведут переговоры прочие акционеры КрАЗа и БрАЗа, решившие не продавать свои пакеты г-ну Абрамовичу. Речь идет в первую очередь о Василии Анисимове и руководимой им "Трастконсалт групп". Наконец, появилась первая информация, что единственный оставшийся на рынке конкурент "Русского алюминия" - Сибирско-Уральская алюминиевая компания - тоже подумывает о слиянии с одним из мировых лидеров.

Крупнейшие мировые алюминиевые корпорации

Капитализация Производство первичного алюминия, млн. т

Alcoa* 25,9 4,28

"Русский алюминий" 8,4** 2,2

Alcan 7,8 1,68

Pechiney 4,6 0,83

Algroup 7,4 0,25

* - с учетом поглощения Reynolds

** - оценка на основе коэффициента, связывающего производственные мощности и капитализацию, вычисленного по данным статистики

Дмитрий Сиваков

Врез 1

(Фото: Олег Иванов )

Истории создания "Русского алюминия" добавляет пикантности тот факт, что свой бизнес объединили заклятые враги Роман Абрамович (вверху) и Олег Дерипаска (внизу). Они столкнулись в пору борьбы за отмену толлинга, а нашумевшая сделка с братским и красноярским алюминиевыми заводами еще усложнила их отношения

(Фото: Дмитрий Коробейников )

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера