Архив   Авторы  

Красота по-американски
Дело

Компания "Катерпиллер" предпочла построить новый завод в Ленинградской области, а не вкладывать в реконструкцию уже существующих в Санкт-Петербурге

(Фото: Макс Новиков )

В последние годы ленинградская область стала объектом особого внимания со стороны иностранных инвесторов. Крупные и известные компании строят здесь новые предприятия, принося в областной бюджет дополнительные налоги, а главное - создают новые рабочие места. "Для нас это очень важно. Если лидеры мирового бизнеса приходят в регион, это сигнал для других инвесторов, предприятий малого и среднего бизнеса, которые всегда идут вслед за лидерами", - говорит Сергей Нарышкин, зам. главы областной администрации по внешним связям.

В Ленинградской области уже обосновались такие компании, как "Филип Моррис" (строительство нового завода обошлось ей в 350 млн. долларов), International Paper (купила контрольный пакет акций Светогорского ЦБК и вложила в реконструкцию предприятия 65 млн. долларов), немецкая "Кнауф" (открыла предприятие на базе картонно-полиграфического комбината), "Крафт Якобс Фудс" (вкладывает в строительство завода по расфасовке кофе 10 млн. долларов), "Форд" (строит автозавод во Всеволожске и купила часть активов обанкротившегося "Русского дизеля").

Даже громкие скандалы с иностранными инвесторами на Выборгском ЦБК и Ломоносовском фарфоровом заводе, похоже, не повлияли на активность инвесторов. Объемы иностранных инвестиций в экономику области постоянно растут: в 1997 году они составляли 110 млн. долларов, в 1998-м - 180 миллионов, а в прошлом - уже 340 миллионов. По объему вложенных в 1999 году средств Ленинградская область уступает только Сахалину, Москве и Московской области, Краснодарскому краю.

"В этом году мы ниже 340 миллионов не опустимся", - заявляет Сергей Нарышкин. Причиной такого притока инвестиций он считает "потепление" инвестиционного климата. С 1997 года действует областной закон об инвестиционной деятельности, предоставляющий целый ряд льгот по областным налогам (на прибыль, имущество, пользователей автодорог) в течение срока окупаемости проекта и еще двух лет после этого. В случае принятия на федеральном или региональном уровнях законов, ухудшающих положение инвестора в период окупаемости, правительство Ленинградской области гарантирует им компенсацию возможных потерь. Кроме того, закон запрещает чиновникам принимать решения, подталкивающие инвесторов к финансированию каких-то объектов, не связанных с реализацией проекта (например, строительство дорог или объектов социальной сферы).

В числе инвесторов Ленинградской области - американская компания "Катерпиллер Инк.", построившая здесь машиностроительный завод.

Без альтернативы

Если театру положено начинаться с вешалки, то заводу - с проходной. В павильоне охраны, где строгий, но вежливый охранник в непривычно элегантной форме изучает наши документы, установлены компьютеры и несколько мониторов - видно, что делается на территории предприятия, в офисных помещениях и даже на кухне.

После всех формальностей начальник охраны Михаил Федоров ведет нас по заводской территории к офисному зданию. Вдоль аккуратных мощеных дорожек навалены земля и щебень. "Вы на это не смотрите, - говорит он. - Мы еще благоустройство не закончили, вот в мае травку посадим, а пока (дело было в конце апреля) земля еще мерзлая". - "А можно ваших охранников снять, форма у них больно красивая?" - спрашивает фотограф. - "Можно, только ракурс такой возьмите, чтобы этого (показывает на кучи земли и щебенки) видно не было", - отвечает Федоров.

Генеральный директор "Катерпиллер Тосно" Гилберт Холмс гордится своим предприятием. (Фото: Макс Новиков )

Еще до строительства нового завода в городе Тосно Ленинградской области американская компания "Катерпиллер Инк." имела опыт организации производства в России. Начинался он в 1994 году с совместного с Кировским заводом предприятия "Невамаш": знаменитый завод предоставил производственные помещения, а американцы все остальное. Потом "Катерпиллер" выкупила у кировцев их долю в СП и стала просто арендатором. О причинах разрыва генеральный директор "Катерпиллер Тосно" Гилберт Холмс предпочитает не распространяться и говорит о Кировском заводе в дипломатических выражениях: "Они были прекрасными партнерами, хорошими арендодателями, а теперь являются хорошими поставщиками". (У Кировского "Катерпиллер" заказывает поковки и оснастку.) Как вспоминают российские сотрудники "Катерпиллера", выделенный Кировским заводом цех был настолько велик (там когда-то делали гигантские турбины, и высота потолков достигала чуть ли не 40 метров), что его просто невозможно было протопить - зимой приходилось работать в телогрейках и валенках.

Почему американцы отказались от покупки какого-нибудь российского предприятия, чтобы организовать на его базе свое производство, и решили построить себе новый завод с нуля, буквально в чистом поле? Отвечая на этот вопрос, Гилберт Холмс засыпал корреспондента "Итогов" встречными: "Вы можете назвать хоть один завод в Санкт-Петербурге, которому было бы меньше 50 лет? И который мог бы целиком принадлежать нам, включая всю территорию, инфраструктуру, подъездные пути? Как вы думаете, в каком физическом состоянии находились производственные территории и сколько усилий требовалось, чтобы привести их в надлежащий вид?"

Построить завод с нуля оказалось экономически выгоднее, да и быстрее, чем покупать и реконструировать существующие предприятия. В строительство и оснащение американцы инвестировали 50 млн. долларов. Работа над проектом началась осенью 1997 года, весной 1998-го нашли подходящую площадку, в августе того же года заложили первый камень, к октябрю 1999-го стройка закончилась, а официальное открытие состоялось 1 марта 2000 года.

Подходящее место для организации нового предприятия американцы выбирали довольно долго. "После того как мы посмотрели в Санкт-Петербурге все, что могли, решили размещать завод в Ленинградской области, - объясняет г-н Холмс. - Эта площадка нас очень устраивала с точки зрения коммуникаций: в городе Тосно около 40 тыс. жителей и развитая инфраструктура - недалеко от Санкт-Петербурга, здесь же автодорога на Москву, рядом железнодорожные пути, мы подключены к городским системам электро- и водоснабжения, можем пользоваться услугами пожарных и медиков". На выбор повлияло и отношение местных чиновников. По словам Холмса, и областная, и тосненская администрации были заинтересованы в строительстве предприятия, и все бюрократические проблемы - подготовка бумаг, сбор всевозможных подписей и согласований - решались оперативно. Уже к середине 1998 года были готовы все документы, необходимые для начала строительства. Земельный участок, который сейчас занимает завод, инвесторам передали в аренду на 49 лет с правом продления еще на 49 лет. Если в России примут соответствующий закон, "Катерпиллер" постарается выкупить эту землю в собственность.

Производство

"Катерпиллер Тосно" - предприятие небольшое, размерами напоминающее скорее цех на крупном заводе. Под одной крышей размещены различные участки - в одном конце резка металла, в другом - его обработка, в третьем - сварка, покраска и так далее. Сырье и материалы, применяемые здесь, на 85% российские. Металл получают с череповецкой "Северстали", однако назвать остальных российских поставщиков, которых вроде бы около 150, г-н Холмс отказался, сославшись на коммерческую тайну. Его подчиненные пытались мне объяснить, что у американцев подход такой: нельзя назвать несколько предприятий из многих, потому что остальные (неназванные) могут обидеться и побегут судиться. Однако скорее всего дело в другом: с поставщиками на "Катерпиллере" еще не определились окончательно, потому и боятся, что сегодня кого-то назовут, а завтра порвут с ним отношения.

Завод пока работает только на экспорт - делает детали и узлы для катерпиллеровской техники, которые идут на европейские заводы компании. К середине 2001 года здесь намерены приступить к сборке некоторых моделей бульдозеров и экскаваторов, которые предполагается продавать на российском рынке. Пока будущий сборочный цех стоит полупустым: здесь выпущенную в соседнем цехе продукцию упаковывают и грузят на траки (огромные фургоны) по 16 тонн в каждый, которые повезут ее заказчикам. Холмс говорит, что с начала работы они уже отгрузили двухтысячный трак.

Производственное помещение в жизни выглядит столь же неправдоподобно красиво, как и в рекламном буклете. На сверкающие чистотой полы так и тянет присесть, даже в белых штанах.

Здесь буквально помешаны на технике безопасности. При входе в цех нам выдали пластиковые очки, обязательные для всех, даже если зашел на пару минут. Говорят, металлическая стружка может попасть в глаз. Однако никакой стружки, которой цеха многих российских машиностроительных предприятий бывают просто засыпаны (знаю, что говорю - сама на заводе работала), мы не обнаружили, как ни пытались. Гарью из-за обилия сварочных работ слегка попахивало, но работают мощные вентиляционные системы, так что дышится легко, а территория цеха полностью просматривается. Сравнение опять не в пользу отечественного производства - у нас зачастую в цехах такой туман висит, что дальше пяти метров уже ничего не видно.

Путешествуя по цеху в сопровождении г-на Холмса, мы увидели рабочего, который взял заготовку - толстую металлическую пластину размером полметра на метр - и понес ее к ближайшему станку. "Сколько весит такая деталь?" - походя, без всякой задней мысли, поинтересовался корреспондент "Итогов". - "У нас люди тяжести больше 20 кг не поднимают", - как бы оправдываясь, выпалил американец.

Условия

На этом американском заводе все продумано до мелочей. Взять, к примеру, спецовки - у квалифицированных рабочих они синие, у новичков зеленые. Так мастерам удобнее следить за работой, они всегда знают, к кому надо подойти, помочь, подсказать. Управленческий персонал - мастера, технологи, инспекторы качества - одет в разноцветные куртки, цвет означает подразделение, где человек работает.

Социальных благ здесь тоже полный набор: дотации на питание, медобслуживание, прачечная (спецовки сдаются в стирку прямо здесь - предприятие оплачивает), автоматы с бесплатным чаем-кофе. Кормят в столовой вкусно, на столах красуются букетики живых цветов, и выбор еды большой: в меню по 4-5 салатов, 3-4 вида первых и вторых блюд, соки. Сотрудникам предприятия положена 70-процентная дотация, с ее учетом цены выходят вполне приемлемые (корреспонденту "Итогов", к примеру, полный обед с учетом такой дотации обошелся в 21 рубль). Пообедать здесь можно без денег: у каждого есть чиповая карта с табельным номером. Подходя к кассе, человек вкладывает карту в считывающее устройство, кассир "пробивает" цены блюд, на табло высвечивается стоимость обеда. В конце месяца подсчитывают, кто на сколько наел (с учетом дотации), и эти деньги вычитают из зарплаты. "Очень удобно, - смеется помощник директора Анна Плотникова, - особенно когда перед зарплатой деньги кончаются, хоть голодным не останешься".

Несмотря на то, что завод расположен в трех минутах езды от города Тосно, большинство работающих здесь - жители Санкт-Петербурга, в основном еще те, кто работал в СП "Невамаш". До Питера на машине надо ехать минут 40, и для тех, у кого нет личного транспорта, организованы автобусные маршруты на завод и обратно. Причем автобусная география расширяется: взяли на работу людей с "Ижорских заводов" - надо возить в Колпино, приняли жителей Тосно - возят в Тосно.

На предприятии 450 постоянных сотрудников, еще человек 40 работают по временным контрактам. Средняя зарплата сварщика (это здесь самая распространенная специальность) около 7 тысяч рублей без учета дотаций, сверхурочных и прочих выплат, но опытный рабочий вполне может заработать и 8, и 9 тысяч (тоже без сверхурочных). Дмитрий Никаноров начинал сварщиком на Кировском заводе, пришел в СП "Невамаш" мастером. "Работа, конечно, тяжелая, но люди стараются, платят-то хорошо", - говорит он.

Валерий Жандаров и Михаил Грибанов дружат 19 лет, еще с профтехучилища. Вместе когда-то работали на судостроительном заводе "Северная верфь", где получали по 300 рублей, да и те задерживали. В 1995 году вместе пришли в "Невамаш", про которое узнали от знакомых. "Сразу тогда по 200 долларов положили", - говорит Валерий. - "А сейчас вы зарплатой довольны?" - "Семью прокормить хватает, - говорит Михаил, - главное, платят регулярно". В разговор вступает еще один рабочий: "Нам бы вот еще английский выучить". - "А зачем он вам?" - "Кому же сейчас английский помешает? - говорит мастер Никаноров. - Вообще у нас на заводе учат английскому, но в основном инженерный состав, технологов".

Михаил живет в Тосно, работал там раньше на заводе резчиком металла, получал 2000 рублей, а полгода назад перешел сюда, на "Катерпиллер". "Проезжал мимо на машине, смотрю, завод такой красивый строится, сразу как-то захотел здесь работать", - говорит он. Работой доволен и отмечает, что здесь "к людям хорошо относятся". Зарплаты на жизнь хватает, плюс еще сверхурочные бывают. "А вы на них соглашаетесь?" - "А как же?" - улыбается он. Сверхурочные работы случаются нередко - когда надо срочные заказы выполнять, люди не отказываются от лишней возможности подзаработать, пусть и по выходным.

Мы интересуемся у мастера Никанорова, как здесь обстоит дело с алкоголем. "Да народ совсем по-другому мыслит, - говорит он. - Понимает, что идет деньги зарабатывать, а не пить. Если кого под мухой заметят, в два счета уволят, правда, такого еще не было. У сварщика, как у хирурга, рука должна быть твердой - работа тонкая, почти ювелирная. Он даже если накануне в гости идет, то и там меру соблюдает, нельзя, чтобы назавтра руки дрожали, - брак будет гнать, ничего не заработает".

Средняя зарплата сварщика на тосненском заводе - 7 тысяч рублей без учета различных доплат и сверхурочных. На сверхурочные рабочие соглашаются охотно - это лишняя возможность подзаработать. (Фото: Макс Новиков )

Ирина Андреева,

Врез 1

Крепкий орешек

Компания "Катерпиллер" ведет свою историю с 1925 года, когда конкурирующие производители различной "рабочей" техники (тракторов, сельскохозяйственных и дорожных машин) - фирмы "Бест" и "Холт" - объединились в Caterpillar Tractor Co. Однако эта техника была известна в России еще раньше: в 1913 году на выставке Императорского автомобильного общества, проходившей под патронажем Николая II, золотая медаль досталась гусеничному трактору Caterpillar (в переводе с английского - "гусеница").

Сегодня "Катерпиллер Инк." - общепризнанный мировой лидер машиностроения: у него 41 завод в США и 43 в других странах мира. Больше половины продукции продается за пределами США, в 200 странах мира. В 1998 году объемы продаж и доходы компании превысили 20, экспортная выручка - 6, а прибыль - 1,5 млрд. долларов.

Техника "Катерпиллер" поставляется в СССР с давних пор, ее реклама печаталась в журнале "За рулем" еще 70 лет назад. В 30-е годы, в период коллективизации, СССР закупил у компании 3000 тракторов. Впоследствии сотрудничество было прервано, и возобновилось ближе к концу 60-х, когда Советский Союз стал активно осваивать районы Крайнего Севера, разрабатывать новые месторождения нефти, газа и полезных ископаемых, прокладывать трубопроводы. Тогда выяснилось, что советская промышленность не в состоянии выпускать мощную и надежную технику (экскаваторы, бульдозеры, трубоукладчики и др.), способную работать в экстремальных условиях - в болотах, тайге, вечной мерзлоте, на 50-градусном морозе. Закупки заграничной техники начались года с 1969-го, а пик пришелся на 80-е. У крупнейшего потребителя импортных строительных машин - союзного Миннефтегазстроя - было свыше 7 тысяч единиц такой техники, и примерно половина приходилась на "Катерпиллер".

Сегодня в России покупать катерпиллеровскую продукцию способны только обеспеченные предприятия нефтяной, газовой, горнодобывающей промышленности, крупные строительные фирмы. Потребители довольны ее качеством, а сравнение с аналогичной отечественной техникой оказывается не в пользу последней. Претензии одни и те же: сплошные недоделки и бесконечные поломки. Даже курирующий машиностроение чиновник из Минэкономики сказал: "Что вы хотите? Западная техника, конечно, лучше, потому что создавалась в условиях жесточайшей конкуренции".

"Буквально месяц назад мы получили несколько бульдозеров с Челябинского тракторного, - рассказывает представитель крупной строительной фирмы, попросивший не упоминать его имени. - Оказалось, ни одна машина к работе не готова, пришлось с завода ремонтную бригаду выписывать, все заново разбирать-собирать. А на импортную машину сел и работаешь, только масло вовремя меняй". Строители говорят, что заграничную технику, например, фирм Caterpillar, Hitachi, Komatsu и др., они стараются применять там, где нужно получить максимальную отдачу за короткий срок, а на участках, где техника используется в качестве дежурной и работает вполсилы, - российскую. Некоторые организации даже предпочитают покупать подержанную, но импортную технику - она все равно оказывается лучшей нашей новой и оправдывает вложенные в нее немалые деньги.

Единственное, в чем отечественная техника пока еще способна конкурировать с импортной, - цена. Наша дешевле аналогичной катерпиллеровской по крайней мере в пять раз. Хороший американский бульдозер, к примеру, стоит порядка 475 тысяч, трубоукладчик - 500-550 тыс. долларов. Правда, многие потребители считают, что выпускай наши заводы столь же мощную и надежную технику, она стоила бы примерно столько же.

Сколько будет стоить техника, которую предполагается выпускать на заводе, построенном в Тосно, неизвестно. Более того, в московском офисе "Катерпиллар оверсиз" даже затрудняются сказать, какие именно модели бульдозеров и экскаваторов компания намерена производить в России: якобы еще не закончены маркетинговые исследования. Правда, в то, что такая крупная и уважаемая в мире компания решилась на строительство завода, не зная толком, что там будет выпускаться, как-то не верится.

Если же результаты маркетинговых исследований американцев не вдохновят, тосненский завод так и будет работать на экспорт или, в лучшем случае, гнать запчасти для той катерпиллеровской техники, что уже работает в России. Скорее всего, копеечные для самой компании инвестиции (50 млн. долларов - цена сотни хороших бульдозеров) в этот завод - не что иное, как пробный шар, попытка просто на всякий случай застолбить место на российском рынке, который в будущем может стать перспективным. Лишнее тому доказательство - нежелание представителей компании распространяться об объемах продаж катерпиллеровской техники в России (обычно так ведут себя фирмы, которым нечем особо похвастаться) и даже сравнивать их с советскими временами.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера