Архив   Авторы  

Неклассический подросток
Общество

Страхи, надежды и желания современных детей оказываются изрядным сюрпризом для взрослых

Несносные прыщи, несносные родители; приключения, подвиги; таинственный космос, таинственные недра; благодарные потомки, памятник на центральной площади; красный "Феррари", вилла на берегу океана; открытие новой вакцины, спасение человечества; победа над врагом из параллельного класса, улыбка лучшей девочки на свете...

Так многократно описывала подростка великая художественная литература, которой мы привыкли доверять. Но, как утверждают психологи, российский подросток 2000 года совсем другой.

В 1997 году был издан сборник ("Подросток на перекрестке эпох. Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков"), подытоживший результаты огромного исследования, в котором приняли участие около двадцати тысяч старшеклассников Москвы и Подмосковья (руководитель проекта Михаил Локтионов). В числе прочего подростков просили выбрать из предъявленного списка жизненных достижений то, чего им лично хотелось бы добиться, и оценить возможность этого в своей взрослой жизни.

На первое место и с довольно существенным отрывом вышли не друзья и свобода (второе и третье места), не любовь (пятое), не интересная работа, не творчество и не активная, деятельная жизнь (последние места в списке из двенадцати позиций). И даже не "материально обеспеченная жизнь", первое место которой предрекали учителя и родители, презирающие меркантилизм современной молодежи (на самом деле - четвертое место). На первое место вышла "счастливая семейная жизнь" - именно в такой формулировке.

При этом ее, эту главную ценность, многие подростки сочли для себя практически недостижимой (еще менее достижимой большинству показалась лишь материальная обеспеченность). То есть свое будущее дети видят без особого богатства и без семьи, которая сделала бы их счастливыми.

Интересно, как ответили бы на подобную анкету подростки двадцать лет тому назад - если бы их об этом спросили. В те времена их, правда, редко о чем-нибудь спрашивали. Тогда это было не принято, принято было проводить научно-практические конференции. Одна из них, несмотря на свое унылое название - "Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания", - была весьма любопытной.

Двадцать лет назад

На конференции в 1980 году пожилые психологини, похожие на училок, выражались крайне осторожно, никто из них прямо не произнес опасные слова - о том, что сложившаяся к тому времени в нашей стране система общественного воспитания психологически ущербна и порождает опасные последствия.

Говорили о "ясельном стрессе", который переживает годовалый младенец, впервые оторванный от матери, о том, как резко подскакивает содержание в крови норадреналина, неизменного химического спутника глубокой паники, и не снижается у некоторых детей месяцами. Как даже "тихие" дети, относительно быстро адаптирующиеся в новой среде, теряют навыки и умения, приобретенные дома к этому возрасту, прежде всего интеллектуальные - начатки речи, улыбку, интерес к окружающему миру. Потом на восстановление утраченного уходит до полугода, а что-то, может быть, потеряно безвозвратно.

Говорили о том, что в Домах ребенка, детских домах и интернатах наблюдаются признаки госпитализма - описанного во всех учебниках по детской психологии синдрома психической ущербности, возникающего в детстве, если оно лишено любви и внимания взрослых. Как правило, такие дети физически отстают от сверстников, еще больше страдает развитие эмоциональное и интеллектуальное: любознательность с младенчества подавляется страхом и постоянной тревожностью, чувства к окружающим людям представляют смесь сильного притяжения и отталкивания, отсутствуют элементарные навыки дружеского, интимного общения.

Другое исследование, проведенное в начале 80-х годов психологом Верой Шур, показало: более половины воспитанников средних и старших групп садов-пятидневок уверены, что мама их не любит. В дальнейшем, как хорошо знают психологи, это оборачивается сниженной самооценкой, комплексами, порождающими агрессивность и неуверенность в себе, трудностями в общении и в любой целенаправленной деятельности.

Ущербность системы общественного воспитания подтвердили и результаты совместного немецко-советского исследования, охватившего в 70-е годы пять тысяч школьников. Медики и психологи обследовали физическое, психическое и интеллектуальное состояние детей младших классов, разделенных на четыре группы. В первой группе были дети, прошедшие всю цепочку "ясли - сад - школа"; во второй - те, кто не был в яслях и пошел в детский сад в три года; в третьей - дети, отправленные в детский сад только в шесть лет; в четвертой - семейные дети, пришедшие в школу из дома. По всем параметрам, физическим, эмоциональным, интеллектуальным, впереди с явным отрывом шли домашние дети (из семей разных и по составу, и по социальной принадлежности). Они лишь уступали детям из третьей группы в умении "вписаться" в школьный коллектив и выполнять указания взрослых в первые школьные месяцы.

Одно из психологических последствий госпитализма - некоторая ограниченность навыков общения и, как частный случай, трудности в создании собственной семьи, в отношениях с собственными детьми. Лишенные опыта распределения социальных ролей, умения "вчувствоваться" в другого человека, реагировать на сигналы, чужому человеку не слышные, жертвы госпитализма не умеют придавать определенную форму своим чувствам.

Если предположить, что элементами госпитализма в той или иной степени поражена психология людей, прошедших через советскую систему общественного воспитания, можно предположить, что это сказалось и на жизни современной российской семьи.

Двадцать лет спустя

В 1991 году проводилось сравнительное исследование "Восприятие здоровья и связанных с ним привычек и установок" взрослого населения в Хельсинки и Москве. По его данным, на поддержку жены (мужа) рассчитывали 92 процента жителей Хельсинки и только 72 процента москвичей; 55 процентов молодых мужей в Москве меньше всего ожидали эмоциональной поддержки от своих жен.

В 1992 - 1993 годах Институт социологии РАН проводил исследование "Семья в системе ценностных ориентаций подростков", были опрошены 754 подростка: от 16 до 24 процентов из них считают, что родители относятся к ним недоброжелательно.

В 1995 году в ходе исследования притязаний и жизненных стратегий молодежи, в том числе и отношения старшеклассников с родителями, в Москве, Орле, Мценске и Киеве (было опрошено 797 подростков), каждый третий заявил, что он всегда или довольно часто не хочет идти домой вечером, когда родители вернулись с работы. Только каждый пятый хотел бы, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую.

Конец 90-х годов, исследование "Подросток 2000 года" (о нем мы говорили в начале статьи): подростки жалуются не на излишнее психологическое давление или на докучную родительскую опеку, а на равнодушие матерей, враждебность отцов и крайнюю непоследовательность обоих родителей в своих требованиях ("директивность", или жесткая опека, описанная во всех психологических трактатах как главный бич детства и отрочества, заняла в их жалобах последнее место).

"Можно предположить, что формальность и безразличие характерны не только для взаимоотношений родителей и подростков, но и для отношений родителей друг с другом, что опять же дает подросткам негативный опыт и увеличивает их тревогу по поводу своего собственного семейного благополучия в будущем", - пишут Екатерина Мухаматулина и Светлана Обидная в сборнике, который подвел итоги исследования "Подросток 2000 года".

Психологи отметили: чем чаще и сильнее бывают родители враждебны к своим детям, тем более непоследовательна их воспитательная стратегия и тактика. "По всей видимости, эмоциональное отвержение подростка не так-то "просто" дается родителям, - пишут авторы исследования, - оно вызывает чувство напряжения, субъективное ощущение тяжести и неудовлетворения, что в конечном итоге приводит к психологической усталости и собственной родительской неуверенности". И далее: "С одной стороны, занятые "добыванием денег" и выживанием родители попросту стали проводить с детьми гораздо меньше времени, чем раньше, с другой стороны, изменение общественного мнения и распространение психологических знаний среди населения приводят к отказу от принятых ранее жестко-авторитарных взглядов на воспитание ребенка. Жаль только, что заменой строгому контролю стало фактически безразличие и отстраненность родителей, особенно отцов, от общения с детьми".

Действительно, в разговорах с психологами родители часто ссылаются на экономические трудности, которые не дают им проявить "позитивный интерес" к собственным детям: "Когда мне с ним общаться, времени нет совершенно, надо же работать!"; "Сейчас так дорого стоят билеты, вот мы никуда и не ездим вместе, никуда не ходим, это теперь для богатых". Но разве так уж очевидно, что родительская любовь и внимание прямо зависят от материальной обеспеченности семьи...

Исторический опыт

Общественное воспитание имеет разнообразную и долгую историю: в дворянских семьях дореволюционной России детей часто сдавали в учебные заведения, работавшие по принципу наших интернатов. В Англии и поныне элитарные школы, за пребывание в которых платят огромные деньги, возвращают детей в семью только на каникулы. Но чем более индивидуальными, личностными становятся требования к человеку на работе и дома, чем больше значат в современной жизни интеллектуальные навыки и "психологические тонкости", тем больше появляется сомнений в полезности общественного воспитания.

К тому же никому до большевиков, нуждавшихся в рабочей силе, не приходило в голову "обобществлять" годовалых младенцев.

По мере снижения рождаемости и исчезновения многодетных семей в странах Запада каждый ребенок становится все дороже и семье, и обществу. Жизнь семьи сосредоточилась главным образом в сфере "личных отношений": поддерживать друг друга и воспитывать детей - больше от нее, кажется, ничего и не ждут. Но это оказалось самым трудным именно потому, что до сих пор нет общего согласия по поводу того, что здесь "правильно" и что "неправильно". Это согласие только вырабатывается - через опыт разводов и свободной любви, неполных семей и ранних браков, через осознание ответственности перед детьми и последствий отказа от такой ответственности.

Мы оказались перед этой же проблемой. Только в отличие от европейской семьи мы за последние годы пережили огромные социальные потрясения, и к тому же наш опыт отягощен пресловутой системой общественного воспитания в наиболее разрушительном ее виде. Нельзя сказать, чтобы у нас не возникали идеи, что надо что-то менять. Было в 70 - 80-е годы даже общественное движение родителей, объединявшихся, чтобы, помогая друг другу, самим воспитывать своих детей. Были стихийно возникавшие "по месту жительства" компании матерей, отпускавших друг друга на работу по очереди: трое-пятеро детей оставались все-таки в домашней обстановке. Вновь, как в 50-е, появились няньки, прогулочные группы, частные детские сады, где в группах было не больше пяти детей и на каждого приходилось по взрослому. Но все это никогда не имело сколько-нибудь значительных масштабов.

В 1998 году было проведено совместное российско-польское социологическое исследование, выяснявшее, как прежде всего идентифицирует себя человек стремительно меняющегося общества. Выбирая из карточек с разными характеристиками те, что имеют к ним самое прямое отношение, люди по сути отвечали на вопрос: кто я? Российские граждане в первую очередь обозначали себя как "отец", "мать", "сын", "друг". И по данным других исследований (например, "Мониторинги общественного мнения", издаваемые по опросам ВЦИОМа), выходит, что сегодня наш соотечественник более всего ценит свою семью. Не подросток - а взрослый человек...

Ирина Прусс

Врез 1

В нашей стране обобществление детей началось чуть ли не с первых дней революции и продолжалось практически до развала Советского Союза. Детская колония под руководством Луначарского в Царском селе, 1920-е годы (вверху). На нижнем снимке воспитанники одного из детских садов Батуми на прогулке, 1987 год

(Фото: РИА )

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера