Архив   Авторы  

Летящие на Марс приветствуют тебя!
Искусство

"Миссия на Марс" Брайана Де Пальмы и "Гладиатор" Ридли Скотта сражаются на российских экранах

Кажется, невозможно представить два фильма, более непохожих друг на друга. Марс и Древний Рим, век XXI и век II, космические скафандры и гладиаторские доспехи - найти хрестоматийные десять (а то и больше) отличий никакого труда не составляет. Однако при более внимательном рассмотрении оказывается, что лед и пламень вполне пригодны для сравнительного анализа. Все дело в режиссерах. В голливудской табели о рангах ровесники Де Пальма и Скотт занимают сейчас положение примерно равное. Начав лет тридцать назад свои кинокарьеры по-разному, в 80-е годы они превратились в безусловных культовых героев, умудрившихся эффектно и неожиданно скрестить авторский подход с "низкими" развлекательными жанрами (у Де Пальмы это были в основном триллеры и гангстерские фильмы - "Прокол", "Лицо со шрамом", "Неприкасаемые", а у Скотта фантастические - "Чужой" и "Бегущий по лезвию бритвы"). Однако с наступлением 90-х, когда новые имена и революционные методы менялись стремительно и каждый киногод шел за десять, былые корифеи сошли с дистанции. Оба, понятно, не сидели без дела и делали картину за картиной, но трудно было поверить, что, например, "Змеиные глаза" или "Белый шквал" снимали именно эти режиссеры, а не их нахальные однофамильцы-недоучки. Даже когда депальмовская "Миссия невыполнима" стала блокбастером всепланетного масштаба, критики хвалили что угодно - от виртуозных спецэффектов до неожиданно-героического Тома Круза, - кроме собственно режиссуры. Теперь они снова в деле. Снова им доверены масштабные постановки (бюджет "Миссии" - 90, а "Гладиатора" - 103 миллиона долларов). Практически одновременно оба фильма стали доступны отечественным киноманам. Кто кого?

Заправлены в планшеты

В открытый космос Брайан Де Пальма вышел впервые. Самое большее, что он позволял себе раньше, - это обращение к телекинезу ("Кэрри", "Ярость"), раздвоению личности ("Воспитание Каина") или откровенной чертовщине ("Призрак в раю"). В "Миссии" же - все по-настоящему (или наоборот). В 2020 году на Марсе терпит неудачу первая американская экспедиция. Чтобы выяснить причины неудачи, а заодно попытаться спасти единственного выжившего астронавта, на планету бурь вылетает корабль-спасатель. На Марсе астронавты обнаруживают не только своего обросшего и отчаявшегося товарища, но и неземной разум: огромное, величиной с гору металлическое Лицо (волей-неволей его приходится писать с большой буквы). Попав внутрь Лица, земляне узнают много интересного о том, откуда есть пошла жизнь на Земле (разумеется, от исконных обитателей Красной планеты), получают возможность подержаться за руки с голографической марсианкой, после чего, просветленные, отправляются восвояси. Конец.

Наблюдать за всем происходящим на экране по меньшей мере занятно. Не мешает даже то, что тема межпланетных путешествий и контактов с Высшим Разумом никогда не входила в число по-настоящему волнующих Де Пальму. Он явно не грезил ею с детства и потому подошел к предложенной ему истории с бодрым цинизмом профи-универсала, ясно осознавая, что от фильма, который называется "Миссия на Марс", ждут прежде всего инопланетных пейзажей, космических кораблей и прочих визуальных кунштюков. Поэтому спецэффекты в "Миссии" по-настоящему впечатляют. Они убедительны и в своей убедительности зачастую весьма жестоки: сцена, где марсианский смерч разрывает на куски незадачливого астронавта (его, кстати, зовут Сергей), надолго врезается в память. Все остальное - неизбежный и очень толстый слой мелодраматичности и патриотизма. Тут и отважный капитан (Тим Роббинс), жертвующий собой ради спасения товарищей, и безутешный вдовец (Гэри Синиз), решивший навсегда остаться внутри Лица, потому что на Земле его никто не ждет, и невозможные в невесомости ручейки слез, бегущие по щекам командирской жены (Конни Нильсен). А уж когда приземлившиеся (примарсившиеся?) астронавты первым делом втыкают в инопланетный грунт звездно-полосатое полотнище, зал иронически аплодирует и от души хохочет.

Хохот этот, впрочем, кажется вполне добродушным. Понятно, что ко всем штампам и банальностям режиссер относится вполне адекватно, то есть наплевательски. Ибо главное, что нужно от этого фильма Де Пальме, - в очередной раз процитировать своего любимого Хичкока. И даже за много тысяч километров от Земли ему это удается. Камера медленно блуждает вокруг громады космического корабля, чтобы в конце концов оказаться перед иллюминатором и вплыть внутрь. Точно так же, как давным-давно вплывала она в комнату Марион Крейн в начале хичкоковского "Психоза".

Раздается звон мечей

С "Гладиатором" дело обстояло куда сложнее. С самого начала фильм Скотта должен был не только превратиться в коммерческий хит нынешнего сезона, но и вдохнуть новую жизнь в жанр "пеплума" (масштабной костюмированной постановки из времен Древнего Рима), бесповоротно увядший еще в конце 60-х. Кроме того, для Ридли Скотта пришло время оправдаться перед голливудскими бонзами за череду провалов последних лет и восстановить свое реноме постановщика высшей лиги. А роковая скоропостижная кончина исполнителя одной из главных ролей (легендарного английского актера Оливера Рида) прямо на съемочной площадке окончательно перевела "Гладиатора" в ранг Фильма-События, которому, подобно самой Римской империи, суждено остаться в веках.

Заглавный гладиатор у Скотта - поначалу никакой не гладиатор, а неустрашимый генерал Максим (Рассел Кроу), наголову разбивший германцев во славу Рима. Именно его император Марк Аврелий (Ричард Харрис) прочит в свои преемники. Но прямой наследник императора, негодяй Коммод (Хоакин Феникс) убивает отца до того, как он огласит свое решение. Максим оказывается в опале, его семью жестоко убивают, а сам он, чудом спасшись, становится рабом-гладиатором и очень скоро превращается в суперзвезду - любимца Рима и окрестностей. В конце концов ему приходится сразиться на арене Колизея не только с хищниками, но и с окончательно обезумевшим Коммодом.

Воистину имперские масштабы всего предприятия с первых же кадров заставляют почтительно снять шляпу. Тысячи статистов, Колизей в натуральную величину, жирафы и слоны, мечи и сандалии. Все очень брутально и чрезвычайно живописно (примечательно, что, даже рассказывая о делах давно минувших дней, режиссер, начинавший некогда с рекламных роликов, не отказался от клипового монтажа, компьютерной графики и прочих модернистских наворотов). Но еще более очевидно, что, снимая "Гладиатора", Скотт в действительности делал не только, да и не столько зрелище. Он предельно серьезен в эпизодах кровавых поединков, где гладиаторов разрубают пополам и насаживают на колья. Но если в боевых сценах его серьезность завораживает, то когда дело касается страданий Максима или распрей между Императором и Сенатом - она утомляет. Иронизировать над пафосом Скотта как-то странно, но и принимать его за чистую монету решительно не выходит. Остается ждать, когда в очередной раз выпустят тигров. Однако все претензии тонут в восторженном гуле публики современных Колизеев, единодушно поднявшей вверх большие пальцы. В первый уик-энд проката "Гладиатор" без труда собрал в США 35 миллионов долларов. А не прошло с момента премьеры и недели, как он попал в сотню лучших фильмов всех времен (по результатам опроса пользователей популярнейшей интернетовской кинобазы IMDB). Народ даровал "Гладиатору" жизнь. Аве, Ридли!

Станислав Ф. Ростоцкий
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера