Архив   Авторы  

"Папа" под луной
Искусство

В этом году в Сочи зрители могли смотреть новые российские фильмы прямо на главной фестивальной площади

Прошлогодний "Кинотавр" шокировал всех. Оказалось, очень просто уничтожить наработанное годами. Международный институт корпораций, привлеченный Марком Рудинштейном к финансированию фестиваля, сделал, казалось, все от него зависящее, чтобы из Сочи выветрился сам дух кино: город кишел эстрадными звездами, на главной фестивальной площади шли поп-концерты, а собственно фильмы оказались на задворках фестивальной жизни.

Взятие Зимнего

На этот раз все было по-другому. Рудинштейн расстался с корпорациями и их институтом, сказав, что ребята они были хорошие, просто кино не любили, и снова взял все в свои руки. Результатом стали две главные перемены. Во-первых, прямо как на фестивале в Локарно, российские фильмы начали показывать под открытым небом, на площади перед Зимним театром. Во-вторых, было изменено фестивальное расписание.

Как известно, в июне компания "Кинотавр" проводит в Сочи два фестиваля - Открытый российский (в этом году - одиннадцатый) и Международный кинофестиваль в Сочи (седьмой). В предыдущие годы фестивали проходили одновременно, из-за чего зрители порой не успевали посмотреть все интересные фильмы. Кроме того, Рудинштейна, видимо, удручало, что международный фестиваль оказывается в тени российского (всех интересовало только то, кто победит в "нашем" конкурсе). В этом году фестивали развели по времени: российский проходил с 1 по 14 июня, а международный - с 7 по 17. Фестиваль стал длиннее, затраты возросли, но организаторы вроде бы остались довольны и даже пообещали отодвинуть фестивали еще дальше друг от друга. Усердствовать в этом, на наш взгляд, все же не стоит. Ведь некоторые гости международного фестиваля приезжают в Сочи и для того, чтобы посмотреть новое российское кино.

Переоборудованная площадь перед Зимним театром, где были установлены огромный экран и две с половиной тысячи сидений, стала новой гордостью "Кинотавра". Каждый вечер после десяти желающие могли бесплатно смотреть российские фильмы - и не только полнометражные художественные, но и короткометражки. Самые популярные фильмы собирали до пяти тысяч зрителей. Разумеется, на "Кинотавре" было достаточно и светско-попсовых мероприятий: традиционное шоу в цирке, вечер балета и даже не лишенный изящества конкурс "КиноДива". Однако можно уверенно сказать, что "Кинотавр" вернулся к формуле "Главное - кино". И оказался вознагражден: никогда прежде в Сочи не приезжало столько "дикарей"-киноманов, в основном из Москвы. В целях экономии они покупали путевки не через компанию "Кинотавр", а приезжали самостоятельно и селились в соседней с официальной "Жемчужиной" гостинице "Приморская".

Памяти Тарантино

Главной проблемой Открытого российского фестиваля всегда оставалось то, что все более или менее известные режиссеры соглашались привезти в Сочи свои картины только под гарантии первой премии (которых им, разумеется, дать никто не мог). Памятен прошлогодний скандал, когда Александр Сокуров отказался от Гран-при, поскольку это "всего лишь" второй по значению приз. В этом году Павел Лунгин со своей "Свадьбой", которая недавно боролась за призы Канна, просто не приехал. По официальной версии из-за того, что не успели напечатать русскую копию. Но, разумеется, все говорили, что он попросту боялся не победить.

В конкурсной программе участвовали восемнадцать фильмов. Впервые за последние годы не было отдельного турнира дебютов - не удалось набрать достаточного количества картин. Его заменили конкурсом "Дебют"-"Кинотавр" для короткометражных работ молодых кинематографистов. Продолжают сказываться последствия кризиса 1998 года. Приглядевшись к сочинским картинам, замечаешь, что многие из них должны были выйти больше года назад, но были заморожены из-за отсутствия средств. По экрану до сих пор бродят не считающие денег новые русские, и по-прежнему несть числа боевикам про киллеров "памяти Тарантино". Вероятно, пару лет назад куда лучше были бы восприняты и детективный триллер Егора Кончаловского "Затворник" (см. www.itogi.ru, рубрика "Фильмы"), и дебютный фильм Александра Атанесяна "24 часа" - стильная, в меру ироничная история киллера в исполнении Максима Суханова, который уходит от нескольких преступных кланов сразу. Куда теплее зрители встречали "Брата-2" с его прямолинейным делением на хороших и плохих.

Интриги

До начала фестиваля "Брат-2" считался одним из фаворитов. Вторым был "Лунный папа" Бахтиера Худойназарова, получивший в конце концов главный приз. По ходу просмотров к числу возможных претендентов добавились масштабная экранизация "Капитанской дочки" под названием "Русский бунт" (про все вышеназванные фильмы "Итоги" уже писали) и абсолютно свежий "Дневник его жены" Алексея Учителя. Именно этот фильм вызвал самые оживленные споры среди кинокритиков. Противники находили историю последних лет жизни Ивана Бунина претенциозной и недостоверной, сторонники обращали внимание на изысканность фильма, игру исполнителя главной роли Андрея Смирнова и достоинства сценария. Однако и те, и другие сходились во мнении, что "Дневник его жены" - один из немногих российских фильмов настоящего фестивального уровня.

В отличие от прошлого года явных лидеров, таких как "Молох" и "Блокпост", в Сочи не было. Но каждый из претендентов на победу знаменовал собой некую кинотенденцию: выбери жюри "Брата-2", оно поддержало бы жанровое кино, предпочти "Русский бунт" - кино традиционное, отдающее советскими телеэкранизациями, награди "Лунного папу" - кино, соответствующее современным фестивальным стандартам (вариации на темы Кустурицы). "Дневник его учителя" - тоже тенденция: мелодрама, сделанная в традициях современного авторского кино. В результате "Золотая роза" досталась "Лунному папе". "Дневник его жены" получил Гран-при и спецупоминание жюри, так что многочисленные поклонники картины Алексея Учителя тоже могут быть довольны.

Единственный скандал - мелкий и скорее символичный - приключился в этот раз с призом за лучшую музыку. За несколько часов до объявления победителей прошел слух, что приз будет присужден композитору картины "Дневник его жены" Леониду Десятникову. Десятников уже принимал поздравления и буквально в последний момент узнал о том, что победителем стал Владимир Мартынов. Десятникову вручили другой приз, присуждаемый одним из спонсоров фестиваля, компанией "Швепс". Это позволило режиссеру Алексею Учителю прямо со сцены заявить, что у "Швепса" музыкальный слух лучше, чем у членов жюри.

"Брат-2" не получил ничего. И хотя жанровое кино нынче уже не нуждается в фестивальной поддержке, думается, он мог рассчитывать хотя бы на специальное упоминание жюри.

Битва народов

Настоящей неожиданностью этого года стал зарубежный конкурс - наверное, самый сильный за все годы существования сочинского Международного кинофестиваля. Среди семнадцати фильмов были картины на любой вкус (боевики, мелодрамы, экранизации, комедии, авторское кино), и при этом ни одной проходной. Характерно, что один из конкурсных фильмов - "Эскорт" Мишеля Блана - был приобретен для российского проката еще до начала фестиваля. Фильмы открытия и закрытия (соответственно "Порнографическая связь" и "Колыбель будет качаться"), а также внеконкурсные ленты "Рождественский пирог", "Самоубийство девственниц" и "Восток есть Восток" тоже приобретены для отечественного проката. И это хорошо. Ведь если фестиваль способствует продвижению картин на внутренний кинорынок, это лишь повышает его значимость (все без исключения фильмы каннского конкурса попадают после фестиваля во французский прокат).

По-настоящему уникальные фильмы были показаны в рамках международных ретроспектив. Одной из них стала ретроспектива "Мюзикл под красным знаменем" (советские и восточноевропейские музыкальные ленты 60-80-х годов, с детства известные нашим зрителям и недавно вошедшие в моду на фестивальном Западе). Благодаря ей оказалась хотя бы частично заполнена досадная лакуна, образовавшаяся после отмены традиционной сочинской программы "Неизвестные шедевры".

Спустя десятилетия такие картины, как "Когда песня не кончается" (СССР, Россия, 1964) или "Ар-хи-ме-ды" (СССР, Украина, 1975), смотрятся совсем иначе, и дело не только в особой эстетике, характерной для кино соцстран, но и в неожиданных параллелях, которые обнаруживаются только сейчас. Так, мало что сравнится с потрясением от польского фильма "Самозванец с гитарой" (1967), где на барабанах сидит человек, подозрительно похожий на Энди Уорхола, а соцчиновник произносит речь, сильно перекликающуюся с идеями основателя панка Малькольма Макларена. В любом случае стоило посмотреть фильмы, в которых впервые прозвучали "Песня не прощается с тобой" или "Ты куда, Одиссей, от жены, от детей?"

Другой ретроспективой, привлекавшей зрителей на протяжении всего кинофестиваля, была программа "Южная Корея: неизвестная киноимперия", тоже заполнившая пробелы в образовании отечественных поклонников кино, - ведь в отличие от гонконгского или иранского кинематографа кино Кореи в России неизвестно. Корейские фильмы оказались невероятно разнообразными - от медитативного, "тарковского" "Почему Бодхидхарма пришел на Восток?" до настоящего коммерческого блокбастера "Негде спрятаться", с успехом прошедшего по всему миру и скоро выходящего на экраны Москвы. К сожалению, большинство российских режиссеров и продюсеров проигнорировали эту программу, хотя, как мне кажется, именно азиатское кино может предложить России действенную идеологическую модель кинематографа - голливудского по форме и национально-самобытного по содержанию.

Евротавр

На итоговой пресс-конференции Марк Рудинштейн рассказал о своих грандиозных планах: 1) строительство международного аэропорта в Сочи, 2) создание многозального Дворца фестивалей. Обещано, что со следующего года вечерние кинопоказы на площади перед Зимним театром будут продолжаться с мая по октябрь (между делом был раскрыт и секрет коммерческого успеха этого проекта: "Кинотавру" принадлежит доля в торговле на площади, где и алкоголь, и закуски стоят дороже, чем в других местах города).

Но главная новость - изменение концепции зарубежного конкурса. На сегодняшний день международный фестиваль может принимать только первые/вторые/третьи фильмы режиссеров, что, конечно, создает проблемы с формированием конкурсной программы. Начиная с будущего года решено отказаться от этой практики, зато превратить зарубежный "Кинотавр" в фестиваль исключительно европейского кино (азиатские и американские фильмы будут выведены во внеконкурсную программу "Вокруг Европы"). Организаторы надеются, что это поможет поднять престиж фестиваля и в итоге сделает его привлекательным не только для зрителей, но и для зарубежных продюсеров.

При участии Леонида Самоцветова

Сергей Кузнецов

Врез 1

ЛАУРЕАТЫ

Основные призы XI Открытого российского кинофестиваля:

Главный приз "Золотая роза" - "Лунный папа" режиссера Бахтиера Худойназарова.

Гран-при (второй по значению приз) - "Дневник его жены" Алексея Учителя.

Специальный приз жюри - "Русский бунт" Александра Прошкина.

Лучшая мужская роль - Сергей Маковецкий ("Русский бунт").

Лучшая женская роль - Светлана Смирнова ("Четырнадцать цветов радуги").

"Надежда "Кинотавра" - Дарья Мороз ("Фортуна"), Елена Морозова ("Дневник его жены").

Приз имени Микаэла Таривердиева за лучшую музыку к фильму - Владимир Мартынов ("Русский бунт").

Приз президентского совета "Кинотавра" - "Фортуна" Георгия Данелии.

Приз ФИПРЕССИ и приз Гильдии киноведов и кинокритиков - "ДМБ" Романа Качанова.

Призы президента РФ "За вклад в российское киноискусство" - Кирилл Лавров, Петр Тодоровский, Татьяна Лиознова.

К моменту подписания этого номера "Итогов" VII Международный кинофестиваль в Сочи еще не завершился.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера