Архив   Авторы  

Давид Якерсон. Скульптура. Работы на бумаге
Художественный дневник

ГМИИ имени А. С. Пушкина.

Отдел личных коллекций

Москва

Эту компактную и концептуальную выставку можно назвать выставкой "искусствоведческой". Но не потому, что творчество Давида Ароновича Якерсона (1896 - 1947) - маргинального советского скульптора, оказавшегося еще и экспериментатором-авангардистом, сподвижником Марка Шагала и Казимира Малевича, - любопытно только искусствоведам. Просто не менее важным, чем Якерсон, героем выставки является автор проекта, один из ведущих специалистов по истории русского авангарда, кандидат искусствоведения Александра Шатских, вытащившая на свет божий его экзерсисы.

Но отрадно не столько обретение нового гения, сколько возможность погрузиться в безумную атмосферу Витебска, родного города Якерсона. Города, который в 1918 - 1922 годах превратился силами приезжих и местных авангардистов в тотальное произведение искусства. Шатских - и в этом поминавшийся концепт выставки - отказалась (в том числе и из-за малого количества сохранившихся вещей) от идеи степенной музейной ретроспективы художника, прошедшего путь от обязательных в начале века реализма, импрессионизма и экспрессионизма через радикальные кубофутуризм и супрематизм начала 20-х до не менее обязательного в 30 - 40-е соцреализма. Якерсона показывают с самой выигрышной стороны, то есть: работы, фотографии исчезнувших работ и документы витебского периода. Потому абсолютно лишни в экспозиции извлеченные из запасников Третьяковки голова казахского народного поэта-акына Джамбула и поясной портрет Александра Невского - деревянные скульптуры времен войны, словно позаимствованные с соседней детской площадки на Гоголевском бульваре.

Это насильственно насаждавшееся сталинское официальное искусство нелепо смотрится рядом с искусством авангарда, тоже бывшим (хоть и недолго) официальным, но делавшимся по зову революционного сердца. Тогда Якерсон рисовал напоминающие иконы панно с красноармейцами и всадником-змееборцем для предпринятого "губ. уполномоченным по делам искусств" Марком Шагалом праздничного оформления Витебска к первой годовщине Октября. Возвел в Витебске, Полоцке, Ставрополе, Невеле и т. д. с десяток не сохранившихся ныне памятников вождям революции, в которых супрематическая эстетика сухой геометрии обретала скульптурную плоть. (Постаменты к витебским монументам Карлу Марксу и Карлу Либкнехту 20-го года, составленные из разномерных брусков, специалисты теперь называют даже "протоархитектонами". Архитектоны - это знаменитые объекты Малевича конца 20-х, выполненные в духе супрематизма. Но получается, что Якерсон сделал нечто подобное раньше учителя.) Якерсон преподавал в открытом по инициативе Шагала Витебском народном художественном училище, пропагандировавшем новое искусство. Он вошел в созданное Малевичем общество Уновис ("Утвердители нового искусства"), непосредственно развивавшее это новое искусство в его супрематическом варианте. При этом хотелось-то не просто "нового искусства", но и нового человека. Об этом свидетельствуют графические листы Якерсона с бесконечными "супрематическими фигурами"-роботами, где уже не постаменты, но само человеческое тело скомбинировано из геометрических фигур правильных форм.

Вспомнилось, что научный сотрудник Витебского художественного музея (которая, к сожалению, не успела прислать на выставку свою богатую коллекцию Якерсона) говорила после вернисажа, что в Витебске Александре Семеновне Шатских когда-нибудь поставят памятник. Так вот, эскиз для него сделан Якерсоном еще в 20-м году: прямоугольник, на нем брусок и куб с выглядывающей полусферой, далее - колонна с немыслимым нагромождением параллелепипедов, а наверху - шагающая фигура из девяти прямоугольничков и круглой головой. Пикантно задранная ножка. # 40 по каталогу.

Александр Панов
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера