Архив   Авторы  

Простота лучше воровства
Дело

Отчаявшись приструнить жуликоватых импортеров, власти решили унифицировать таможенный тариф

В одном из интервью начальник Главного управления тарифного и нетарифного управления ГТК РФ Андрей Кудряшев заметил, что отличить мясо курицы от мяса индейки просто только за обеденным столом. А когда через пограничный пункт идут фуры-рефрижераторы, груженные коробками с замороженными брикетами, отличить курицу от индюшки сможет редкий таможенник. Между тем пошлина на куриное мясо составляет 30%, тогда как на индюшачье она вдвое меньше. Этим пользуются "сообразительные" импортеры, декларируя дорогой с точки зрения таможенных налогов товар под видом более дешевого. Несомненно, пользуются этим и "сообразительные" таможенники, принимая куриное мясо за индюшачье, когда это сулит известные всем выгоды. В результате государство несет немалые потери. Ведь внешнеторговая деятельность всегда была стабильным источником доходов бюджета (поступления от нее формируют 30-40% его доходной части).

И сейчас она важна как никогда. Страна должна платить по долгам - внешнему (перед международными финансовыми организациями и держателями еврооблигаций) и внутреннему (перед бюджетниками и пенсионерами) в условиях, когда на деньги МВФ (которые предполагалось направить на погашение долгов перед ним же) рассчитывать не приходится. Вся надежда - на внутренние резервы. Пока, как и в конце прошлого года, властям удается их мобилизовать. Минфин регулярно отчитывается о своевременных выплатах международным финансовым организациям (МВФ, ВБ), федеральные власти заявили, что погасили долги по зарплатам и пенсиям. В ближайшее время ситуация вряд ли изменится в худшую сторону: несмотря на решение ОПЕК об увеличении нефтедобычи, конъюнктура на мировом рынке нефти складывается благоприятным для России образом.

В то же время понятно, что делать основную ставку на непредсказуемую конъюнктуру мировых сырьевых рынков нерационально и малоэффективно. Цена на ту же нефть - материя крайне ненадежная, она может резко упасть за считанные недели. Так что, рассчитывая на доходы от экспорта сырьевых товаров, власти пытаются активизировать другие источники денежных ресурсов. Так, например, плановое задание для таможенных органов на 2000 год определено в размере 327 млрд. рублей, что в полтора раза больше прошлогоднего (184,2 млрд. рублей).

В начале текущего года председатель ГТК Михаил Ванин говорил в интервью российским СМИ, что таможня надеется выполнить план за счет повышения собираемости импортных платежей. Таможенники намеревались усилить контроль за внутренней торговлей и прекратить порочную практику недобросовестного декларирования импортерами товаров. Для этих целей ГТК и МНС разработали и подписали совместный приказ о проведении проверок розничной торговли на предмет выявления незаконно ввезенных в страну товаров. Но, видимо, этого показалось недостаточно. И теперь таможенное начальство заговорило о необходимости унификации таможенного тарифа, полагая, что нынешняя система его формирования дает нечестным участникам внешнеэкономической деятельности массу возможностей для уклонения от уплаты таможенных налогов.

Проще говоря, речь идет об укрупнении товарных групп и введении упрощенной системы таможенных пошлин. Ныне действующий таможенный тариф включает в себя 97 товарных групп, разбитых в свою очередь на 11 400 товарных позиций. К товарам применяются разнообразные типы таможенных пошлин: одни исчисляются в процентах от таможенной стоимости, другие взимаются как фиксированная сумма за единицу товара (за основу российского таможенного тарифа был взят тариф Европейского союза). Есть и комбинированные. Ставки пошлин колеблются от 0 до 100%. Понятно, что проверить, правильно ли товар декларирован и соответственно все ли таможенные налоги уплачены, может таможенник только высокой квалификации.

Конечно, повышать квалификацию таможенников, которые пока не в состоянии отличить мороженых кур от индюшек, - дело благородное. Кому помешают грамотные таможенники? Но путь этот, к сожалению, труднореализуем. Ведь таможенников в России почти 60 тысяч, а учиться они могут лишь в одном вузе - таможенной академии. Так что решено пойти другим путем - минимизировать разницу в размерах таможенных пошлин, установленных на однородные товары. Тем самым власти фактически признали, что таможенники в России не могут обеспечить полноценный контроль за импортом.

Изменения коснутся так называемых пиковых ставок тарифа - минимальной и максимальной. Первая будет повышена до 5%, вторая снижена до 20%. К тому же собираются выравнять ставки таможенных пошлин на однородные товары. Эта мера будет применена к уже упоминавшемуся мясу птицы, мебели и ее частям, свежим цветам и т.д. Кстати, мебель и цветы в последнее время стали весьма криминогенными товарами. Взять, к примеру, мебель (верхняя ставка, установленная на готовую мебель, составляет 35%, нижняя, установленная на части мебели, - 5%). Так вот, по рассказам таможенников, чуть ли не вся ввозимая в Россию мебель декларируется как "части мебели".

Иными словами, верхние ставки пошлин по многим видам товаров просто не работают. Таможенники, конечно, досматривают транспорт на предмет соответствия декларируемого и реально ввозимого, но обеспечить стопроцентный досмотр не могут физически. Для этого нужно было бы все население страны переодеть в таможенную форму. Поэтому идея о введении единых ставок на ряд товаров витала в воздухе довольно давно. Таможенники считают, что таким образом можно увеличить поступление налогов в бюджет и ликвидировать коррупцию среди таможенников.

Пока, правда, эта идея существует в виде проекта, хоть и согласованного с Минфином и Министерством экономического развития и торговли. Поддерживает ее и правительство. В своем недавнем интервью премьер Михаил Касьянов заявил, что переход к ограниченному числу ставок таможенного тарифа не противоречит фискальным функциям таможенного тарифа, поскольку должен привести к увеличению собираемости платежей, в том числе и за счет упрощения контроля за импортом.

Иными словами, Касьянов подтвердил намерение властей следовать сложившейся в России с внедрением рыночных механизмов традиции максимально использовать таможенный тариф как источник пополнения бюджета и минимально - как способ защиты отечественного товаропроизводителя. Дело в том, что в мировой практике главная функция тарифа, его прямое назначение - защита и поддержание духа предпринимательства, с тем чтобы импортерам было выгодно товар в страну завозить, а внутренним производителям производить. Но практическая реализация защитной функции существенно сложнее, чем фискальной. Потому что для этого, в частности, ставки таможенных тарифов должны быть детально рассчитаны на основании данных о собственном производстве и импорте. Российские же таможенные тарифы зачастую берутся с потолка. Ныне действующий таможенный тариф тоже в большей мере нацелен на пополнение казны. Причина проста: перенести основную нагрузку с фискальной функции тарифа на защитную на данном этапе развития страны вряд ли возможно.

Татьяна Мухина
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера