Архив   Авторы  

Конституция денег
Дело

Государственная дума приступила к изучению проекта бюджета на 2001 год

Похоже, даже до нашего правительства дошло, что жить нужно по средствам. Впервые с советских времен проект бюджета-2001, представленный кабинетом министров на утверждение Думы, бездефицитный. Запланированные доходы федерального бюджета в 2001 году будут равняться расходам и составят 1 трлн. 193 млрд. 48 млн. рублей - это в полтора раза больше, чем в текущем году. Авторы основного финансового документа исходили из следующих предпосылок: объем ВВП составит 7,75 трлн. рублей, уровень инфляции - 12%, средний курс рубля - 30 рублей за американский доллар.

Бумажная идиллия

Оптимизм государственных финансистов, конечно, имеет под собой некие основания. В российской экономике наблюдается подъем, который, впрочем, стал возможен благодаря почти рекордному росту мировых цен на нефть. Кстати, правительство подстраховалось: сегодня баррель нефти стоит 32 доллара. На начало сентября назначена конференция ОПЕК (Организации стран-экспортеров нефти), которая должна решить фактически единственный вопрос: об увеличении объемов добычи сырца и снижении таким образом цены за баррель до 25 долларов. Доходная же часть российского бюджета составлена из расчета, что баррель будет стоить 18-19 долларов. Почти со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что до такого низкого уровня цены на нефть не упадут, а значит, у правительства будет неплохая "заначка" на всякие непредвиденные расходы.

В Белом доме считают, что введение в действие Налогового кодекса повысит собираемость налогов, и потому соответствующая цифра в бюджете по сравнению с прошлым годом увеличена почти на 3%. Следует отметить, что в бюджете текущего года этот показатель и так уже был увеличен на 7,7%, и, похоже, план этот налоговики выполнят.

Предполагается, что расходы на выплаты государственного долга в 2001 году составят 11,4 млрд. долларов, но это при условии, что Парижский клуб пойдет на его реструктуризацию. Однако, по мнению заместителя председателя Внешэкономбанка Сергея Сторчака, шансы на всеобъемлющую реструктуризацию очень невысоки, а это значит, что придется изыскивать дополнительно 3-3,5 млрд. долларов.

Впервые в главном финансовом документе страны появилась статья, предусматривающая расходы на восстановление Чечни - республика получит 4,5 млрд. рублей. Заместитель председателя думского бюджетного комитета и одновременно зампреда комиссии Госдумы по Чечне Ашот Егиазарян считает сам факт появления подобной строки в бюджете большим прогрессом, хотя он уверен, что статья эта вызовет серьезные споры в парламенте.

Больной вопрос - перераспределение налоговых доходов между федеральным центром и регионами. В проекте бюджета процентное соотношение этих величин - 56,3 к 43,7. Правда, правительственные чиновники утверждают, что реально - с учетом всевозможных федеральных выплат на детей, инвалидов, ветеранов - доля регионов будет больше, где-то 53,2%. Однако председатель думского Комитета по бюджету Александр Жуков полагает, что "тенденция к перераспределению средств в пользу федерального бюджета налицо, и она не является правильной в федеративном государстве".

И все же, по общему мнению, главные баталии развернутся вокруг расходов на оборону и безопасность.

Мышцы войны

Цицерон говорил, что "деньги - мышцы войны". Из года в год в период бюджетной страды наши силовики пытались нарастить "мышечную массу". И похоже, что на этот раз они добились своего. Истерика по поводу "обнищания армии", на которое генералы пытаются списать трагедию с подводной лодкой "Курск", вынудила правительство увеличить расходы на оборону.

Министерство финансов, верставшее бюджет, вовсе не собиралось кардинально увеличивать военные расходы. Еще в июле на коллегии Министерства обороны Алексей Кудрин сообщил генералам, что денег в будущем году они получат не больше, чем в нынешнем. Однако гибель атомной субмарины смешала все карты, и в результате военный бюджет был срочно увеличен со 146 до 206 млрд. рублей. Казалось бы, генералы должны быть довольны. Но они только громче стали предъявлять претензии: нас, мол, все эти годы обманывали - деньги-то в казне, оказывается, есть! То обстоятельство, что некий резерв появился у правительства впервые за десять лет, принимать во внимание они, судя по всему, просто не желают. Министерство обороны пошло в атаку. Во-первых, утверждают генералы, собственно военный бюджет увеличился вовсе не на 60 миллиардов. Кудрин, по их мнению, схитрил, включив в оборонные расходы статьи, которые прежде туда не входили, вроде расходов на международную деятельность и на содержание железнодорожных войск (они не являются частью Вооруженных Сил). Вспомнили военные и о ельцинском указе, предписывающем тратить на оборону не меньше 3,5% ВВП (предложенные сейчас правительством 206 млрд. составляют 2,6% ВВП).

Раздражение армейских финансистов вызывает и то обстоятельство, что власть впервые решила установить контроль за расходованием средств, выделяемых военным. В этом году все деньги на оплату закупок вооружений будут проводиться через федеральные казначейства, а не через уполномоченные банки. Через год то же должно произойти и со средствами на содержание армии. Чтобы сохранить за собой управление финансовыми потоками, генералам ничего не остается, как объявить, что и новый бюджет недостаточен. Все прошлые годы действовал негласный договор между правительством и военными. Правительство прекрасно понимало, что не сможет профинансировать целиком оборонный бюджет, который после каждого обсуждения в Думе серьезно увеличивался. И не желая брать на себя ответственность, оно позволяло военным самостоятельно распределять бюджетные средства.

Военные не скрывают, что рассчитывают на поддержку Государственной думы. Во-первых, они уверены, что парламентарии не упустят возможность использовать трагедию "Курска" для саморекламы. Во-вторых, на Арбатской площади считают, что Дума в долгу перед армией. Ведь недавно по предложению правительства парламент значительно урезал социальные выплаты военнослужащим. Отменена норма, устанавливавшая прямо пропорциональную зависимость между окладом военного и размером минимальной оплаты труда. С введением в действие Налогового кодекса военные лишаются другой важной льготы - освобождения от налогов. Правда, им обещано в конце года повышение окладов на 20%, но это вышеперечисленных потерь не компенсирует.

За эти законы (а лоббировала их команда либеральных экономистов, которых поддерживает президент) голосовали и те парламентарии, которые любят выступать в роли "защитников армии". Теперь президент, как им кажется, в корне изменил свою позицию, и они спешат не отстать от паровоза. Фракция ОВР потребовала увеличить военные расходы до 3,5% ВВП. Вслед за ней с тем же требованием выступили коммунисты и "Единство".

Таким образом, несмотря на беспрецедентное увеличение военных расходов, вероятность того, что депутаты не утвердят бюджет в первом чтении, весьма велика: мол, правительство не уделило должного внимания обороне страны. О явно конъюнктурном характере претензий говорит то обстоятельство, что депутатов вовсе не интересует, как будут расходоваться средства, выделяемые на оборону. Дума более чем спокойно относится и к тому, что правительство собирается контролировать финансовую деятельность военных само, не прибегая при этом к помощи парламента (именно поэтому оно упорно отказывается расширить список открытых статей военного бюджета). Не взволновало парламентариев и то обстоятельство, что недавно подписанный Владимиром Путиным документ, определяющий развитие Вооруженных Сил России на ближайшие десять лет, сугубо секретный. Не только общественность, но и большая часть парламентариев ознакомиться с ним не смогут.

Мы ждем перемен

Времена открытого противостояния исполнительной и законодательной властей отошли в историю. Нынешняя Дума не просто "договороспособна", она открыто "кремлепослушна". Однако Александр Жуков считает, что на сей раз при обсуждении бюджета "профессионально-региональные дебаты" будут достаточно бурными, а вот "чисто политические дискуссии" пойдут на убыль. Глава бюджетного комитета, в частности, полагает, что, кроме уже названных статей, серьезный конфликт может вызвать предложение кабинета министров об упразднении многочисленных внебюджетных отраслевых фондов и лишении закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) дополнительных налоговых льгот.

Гарантий, что общегосударственные интересы возобладают у депутатов над интересами узкоотраслевыми или региональными, нет никаких. Правда, теперь, после вступления в силу нового Бюджетного кодекса, парламентарии получили право дискутировать с правительством по поводу содержания тех или иных бюджетных статей, не дожидаясь первого чтения.

Большинство думских собеседников обозревателя "Итогов" сходятся во мнении, что новый бюджет "будет проходить сложно, но не труднее и не легче обычного". Правительственные чиновники демонстрируют решимость бороться чуть ли не за каждую цифру "честного и реалистичного" (по определению вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина) бюджета. Первое чтение - 22 сентября. Ждем-с.

При участии Александра Гольца

Дмитрий Хитаров
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера