Архив   Авторы  

Аркадий Шайхет. Фотографии. 1924 -1951.
Художественный дневник

К 100-летию со дня рождения

Отдел личных коллекций ГМИИ имени А. С. Пушкина. Москва

Аркадий Шайхет. "Мы отпустим мам на грядку и пойдем на детплощадку" (2-я половина 1920-х)

Часто ли вам приходилось встречаться с творческой деятельностью замминистров? Если нет - удобный случай заглянуть в Пушкинский музей на юбилейную выставку Аркадия Шайхета. Автором данного проекта является Павел Хорошилов, заместитель министра культуры РФ (в частной жизни - знаток и коллекционер советской фотографии). Его идею в стенах музея воплотил в жизнь подведомственный Минкульту Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО. Работы получены не только из запасников ГМИИ и от наследников, но и из кельнской Галереи Алекса Лахманна. Так что выставка имеет и государственный, и международный статус. Из-за чего, правда, юбилей Аркадия Шайхета отметили ровно два года спустя - слишком долго и кропотливо готовили проект. Зато вроде бы все удалось: в экспозиции только авторские отпечатки (так по крайней мере говорят), к вернисажу без опоздания издан очень достойный двуязычный каталог.

Правда, поначалу возникает каверзный вопрос: к чему все эти министерско-галерейные церемонности? Что, мы Шайхета - одного из главных советских фотоклассиков - никогда не видели? Оказывается, нынешние "Фотографии" - чуть ли не первая монографическая выставка Шайхета. (Потому, кстати, хотелось бы от нее большей внутренней логики. Но это так, к слову.)

Столь запоздалая честь представляется очень странной. Шайхет был идеальным советским фотографом. Идеологически выдержанный (ему, сыну шляпницы и торговца пивом из Николаева, не принятому в гимназию из-за "процентной нормы", новая власть дала буквально все). Трудолюбивый (в домашнем архиве хранятся "сотни негативов на стекле и тысячи на пленке"). Дисциплинированный (все всегда делал в срок и требовал того же от других, в журнале "Советское фото" даже была опубликована его статья "Об оперативности". Последнюю в жизни съемку в 1959-м - для журнала "Юный техник" - делал с четвертым, оказавшимся смертельным, инфарктом). Доступный для самого разного зрителя ("Замысел у него логичен и прост настолько, что смысл темы понятен каждому", - писал критик в 1928 году).

При том необычайно талантливый и эффектный. Кому из державших в руках советские учебники не врезались в память его "Лампочка Ильича", "Встреча челюскинцев" или "Парад 7 Ноября 1941 года на Красной площади"? И, как узнаешь на выставке и из каталога, реалист Шайхет, боровшийся с "леваками"-конструктивистами, не был чужд "формальным исканиям" - владел искусством ракурса не хуже Родченко и даже пользовался монтажом. К тому же ввел новаторский жанр фотоочерка - серии фотографий на одну тему.

Ну, не заслужил ли мэтр выставки, тем более сейчас, когда его сладкие сюжеты из "Огонька" и "СССР на стройке" уже утратили свою пропагандистскую силу?

Александр Панов
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера