Архив   Авторы  

Необузданный Центробанк
Дело

Попытки определить статус ЦБ пока окончились ничем

Практически сломав сопротивление губернаторов и олигархов, лишив их былой власти и контроля за финансовыми потоками, президент приступил к не менее сложной задаче - усмирению главы Центробанка Виктора Геращенко, крупнейшего финансиста, управляющего деньгами, сравнимыми с бюджетом России. Противник Владимиру Владимировичу достался нешуточный. Виктор Геращенко успешно противостоял многим премьерам в борьбе за независимость ЦБ и свою собственную, часто выступал против политики, проводимой официальными властями. Нельзя не признать, что, охраняя независимость ЦБ, Геращенко охранял от посягательств и золотовалютные резервы страны (правда, методы сокрытия от кредиторов резервов в офшорных компаниях вроде ФИМАКО вызывали и резкие протесты МВФ, и, мягко говоря, недоумение у всего цивилизованного мира).

Как и в случае с губернаторами, президент, строя планы реформирования ЦБ, пытается внести изменения в законодательство. Ни один вопрос не вызывал за последнее время такого оживления среди депутатов Госдумы, как работа над поправками в закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Ведь самый весомый вклад в переписывание закона о ЦБ внес именно Владимир Путин. Независимые эксперты обнаруживают в президентских поправках следы некоторых вполне здравых идей из законопроекта депутата Арефьева о передаче надзорных функций ЦБ какому-либо специальному институту. Конфликт интересов между ЦБ-регулятором и ЦБ-игроком на финансовом рынке, поддерживающем курс национальной валюты, пытаются устранить практически во всем мире (например, в Англии уже два года успешно идет такая реформа). Судя по последним интервью руководителей Центробанка, от "разделения функций" Центробанку удалось отбиться.

Главную идею президента, позволяющую разобраться с имуществом банка - превратить ЦБ в государственный орган, - обсуждала на прошлой неделе рабочая группа Госдумы по подготовке ко второму чтению новой редакции закона о ЦБ. Надо отметить, что депутаты запутались в том, что же предлагает сделать с Центробанком президент: их смутило, что в одном и том же документе Путин пишет, что ЦБ нужно придать статус "федерального органа государственной власти", и одновременно предлагает считать Банк России федеральным госучреждением. Члены рабочей группы не знают, за что теперь предлагать голосовать Думе: за то, чтобы придать ЦБ статус "органа" или "учреждения". Не знают они и того, в чем применительно к ЦБ будут заключаться принципиальные различия между этими двумя терминами.

Между тем орган исполнительной власти вполне может существовать в виде государственного учреждения, чего и желает президент для ЦБ. Просто термины "орган исполнительной власти" и "учреждение" относятся к двум разным отраслям права. Первый - из публичного права, задающего отношения властности и подчинения (положим, решения органа исполнительной власти Министерства топлива и энергетики обязательны для нефтяных компаний). По словам правового эксперта компании "Юникон/МС Консультационная Группа" Вадима Зубкова ("Юникон" несколько лет был аудитором ЦБ), "Конституция не дает четкого определения ни статуса, ни принципов организации Банка России. В то же время его задачи и функции - финансовое, кредитное регулирование, денежная эмиссия как часть конституционной функции по защите и обеспечению устойчивости рубля - задачи государственной власти. Таким образом при осуществлении своих функций Банк России выступает в качестве федерального органа государственной исполнительной власти".

А вот термин "учреждение" - уже из области гражданского права. Поскольку ЦБ является юридическим лицом и по роду своей деятельности обязан и совершает сделки на финансовых рынках, он должен выбрать себе какую-либо из организационно-правовых форм. Гражданский кодекс дает исчерпывающий перечень таких форм (больше всего для органа исполнительной власти подходит форма учреждения, таковыми являются, кстати, все министерства). Однако Центробанк определяться с организационно-правовой формой категорически не хочет.

Виктор Геращенко резко отрицательно отнесся к идее изменения статуса ЦБ. "Реализация предложений, которые были присланы в парламент из государственного правового управления администрации президента, будет противоречить интересам дела", - заявил Геращенко. Напряженность ситуации попытался снять министр финансов Алексей Кудрин, полагающий, что предлагаемые поправки "статус ЦБ не затрагивают". Речь, по словам Кудрина, идет об уточнении формулировок закона об имуществе ЦБ, находящемся в федеральной собственности, а "это нельзя рассматривать как изменение статуса Центробанка".

Так оно и есть. Видимо, главное, чего опасаются в ЦБ, - жесткий контроль со стороны государства за использованием имущества и золотовалютных резервов. Если признавать ЦБ учреждением, то его имущество нужно считать государственным. Схема такова: собственник учреждения, Российская Федерация, наделяет ЦБ имуществом на праве оперативного управления. А значит, в соответствии с Гражданским кодексом правительство может изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество у ЦБ и распорядиться им по своему усмотрению.

По мнению экспертов ЦБ, изменение статуса банка угрожает сохранности золотовалютных резервов, сумма которых на конец сентября достигла 25 млрд. долларов. Если они будут признаны государственной собственностью, как это предлагает президент, то кто помешает различным зарубежным фирмам типа скандально известной компании "НОГА" добиться наложения ареста на резервы России? Коль ЦБ признается учреждением, то должен отвечать по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (ответственность за него несет собственник, то есть Российская Федерация, всем своим имуществом).

Правда, и нынешняя неопределенность статуса ЦБ дает возможность устраивать атаки на золотовалютные резервы страны (что небезопасно при судебных разбирательствах, ведь в распоряжении иностранцев, подобных печально известному г-ну Гаону, всегда есть бригады ушлых юристов). Согласно статье 2 существующего закона о ЦБ России Банк России является юридическим лицом (как и большинство других органов государственной исполнительной власти). Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. По словам г-на Зубкова, формально это дает повод уравнять юридический статус Банка России, например, с федеральными министерствами и утверждать, что Банк России является государственным учреждением. Однако, с другой стороны, по мнению Зубкова, считать Центробанк госучреждением явно мешает тот факт, что "федеральные министерства и ведомства, являясь государственными учреждениями, финансируются из бюджета, что не осуществляется в отношении Банка России". Эту двусмысленность можно использовать как инструмент для обороны.

Многие эксперты приходят к выводу, что гораздо легче определиться со статусом: признать банк учреждением - и тут же максимально ограничить возможности нападок на его имущество. Это можно сделать с помощью поправок в закон о ЦБ или даже постановлений правительства (что, кстати, никак не противоречит Гражданскому кодексу, утверждающему: "Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами"). Тем самым ЦБ сможет выстроить гораздо более крепкую оборону для своего имущества, в том числе и для золотовалютных резервов страны, от различных посягательств зарубежных авантюристов, любящих посудиться.

Впрочем, в деле об изменении статуса Центробанка и обсуждении поправок в закон о ЦБ основные события еще впереди. Утверждая, что не могут разобраться в юридических тонкостях, члены думской рабочей группы тянут время. В результате "справочного голосования для внутреннего использования" их голоса разделились так: за то, чтобы рекомендовать Думе придать ЦБ статус госоргана проголосовали трое, за госучреждение - один, за то, чтобы "считать Банк России независимым в пределах полномочий, данных ему Конституцией и федеральными законами" (то есть оставить статус, вернее - его неопределенность, неизменным), выступили четверо. Назначенное было на прошлую неделю голосование по поправкам отложено на неопределенное время. Все ждут встречи Путина с представителями ЦБ, Госдумы и Совета Федерации - о ней договорились на недавней встрече президент и Виктор Геращенко. Но весьма вероятно, что во время встречи Геращенко с Путиным глава Центробанка сумел убедить президента в нецелесообразности изменения статуса ЦБ. И президент спокойно отнесется к тому, что его поправки не пройдут через Думу. Забавно будет посмотреть на то, как проправительственный блок "Единство" станет голосовать против президентских поправок.

Антон Пришвин, Елена Гостева

Врез 1

Члены рабочей группы Госдумы по подготовке ко второму чтению новой редакции закона о ЦБ

сошлись во мнении, что Банку России стоит придать статус Госоргана.

А вот Михаил Задорнов

присоединился к тем, кто считает, что ЦБ должен сохранить свои нынешние полномочия неизменным

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера