Архив   Авторы  

Вторично легитимный
Профиль

Действуя "от имени и по поручению" президента, явно тяготеющего к авторитарным методам управления, Сергей Кириенко тем не менее пытается сделать государственную машину более свободной и либеральной

Поначалу каждая поездка полномочного представителя президента в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко обставлялась почти что как президентская: красная дорожка к трапу самолета, девушки в кокошниках, подносящие хлеб-соль, церемониальные рукопожатия со всеми руководителями региона. Не хватало лишь оркестра да почетного караула.

Впрочем, довольно скоро Кириенко сменил стиль. Его сотрудники дают понять, что патрона с самого начала коробили все эти знаки чинопочитания и он просто запретил губернаторам устраивать пышные встречи и проводы. Однако в окружении президента Путина утверждают, что именно кремлевские обитатели настоятельно посоветовали Кириенко отказаться от ковровой дорожки. Ковры действительно больше не раскатывают, но Сергей Владиленович продолжает внимательно следить за соблюдением субординации. Например, он очень болезненно реагирует, когда во время церемонии встречи президента губернатор пытается встать к трапу ближе полпреда.

Сергей Владиленович постоянно твердит, что не является ни премьером, ни президентом одной седьмой части Российской Федерации. Его задача предельно четко сформулирована всероссийским президентом: обеспечить единообразие законодательства, сформировать единое правовое и политическое пространство, разработать стратегию "стягивания страны", недопущения центробежных явлений.

"В какой-то степени мне первое время приходилось перестраиваться: институт полпредов - это ведь институт "вторичной легитимности", мы все не самостоятельные игроки, а обязаны действовать "от имени и по поручению". Это накладывает, конечно же, определенные ограничения. Впрочем, я себя чувствую совершенно комфортно, у меня есть возможность пробовать, экспериментировать, обкатывать новые идеи и проекты. Другое дело, никто мне не гарантирует, что мои новации в дальнейшем будут воплощены", - утверждал в беседе с корреспондентом "Итогов" Сергей Кириенко.

Без ковра и под ковром

"Я не обращаю внимания на нелицеприятные заявления губернаторов в мой адрес и на их жесткие комментарии по поводу федеративной реформы. Для меня главное, чтобы принимались законы, вносились поправки в местные конституции, чтобы законодательство республиканское и областное приводилось в соответствие с российским. Если это происходит - я считаю, что свою миссию выполнил. А слова - это только слова, - объясняет Кириенко. - Конечно, к 1 января мы полностью проблему приведения законодательства в соответствие не закроем. Будут суды по отдельным положениям республиканских конституций, останется еще большая работа по проверке многочисленных подзаконных актов. Но точку невозвращения мы уже прошли".

Судя по всему, не будут в этом году разрешены все проблемы с конституцией Татарии. "Мы не стали играть в политические игры, а сразу четко заявили: до 1 ноября мы готовы работать в согласительной комиссии. Если не договоримся - значит, продолжим спор в суде, - утверждает полпред. - И вообще важно понять, что есть вопросы, о которых нельзя договариваться. Это принципиально. Я не буду вести переговоры о целостности страны или о приоритете российского законодательства. Это не обсуждается". Впрочем, источники в Кремле проговариваются, что в политику все-таки играли, и только после серии встреч татарского президента с полпредом и представителями президентской администрации была достигнута договоренность: Москва не препятствует Шаймиеву в третий раз возглавить республику, а тот после выборов вносит все необходимые изменения в местную конституцию.

И в Москве, и в Нижнем Новгороде признают, что еще сложнее обстоит дело с Башкирией. Губернаторы внимательно следят за развитием конфликта, выжидая, чем закончится лобовая атака Рахимова на президентские преобразования. И от того, насколько Кириенко продвинется в деле распространения российских законодательных норм на Башкирию, давно превратившуюся в удельное княжество, будет зависеть успех всей кампании по обузданию региональных баронов.

В разговоре с корреспондентом "Итогов" Кириенко демонстрировал полное удовлетворение ходом дела. Что неудивительно: беседа происходила спустя всего несколько часов после того, как из Уфы пришло известие: парламент Башкирии внес сорок с лишним чрезвычайно существенных, как считают в Москве, поправок в республиканскую конституцию. В частности, изменено положение, противоречившее Конституции России, об особом статусе Башкирии как "субъекта международного права". В конце минувшей недели Кириенко намеревался лично посетить Уфу - первый раз за все время пребывания в должности президентского наместника. Цель поездки - новое наступление на "незалежность" Рахимова.

В течение последних трех лет башкирское руководство, выражая несогласие с отсутствием в российских паспортах графы "национальность", попросту не выдавало паспорта тем, кому исполнилось 16 лет. Объяснялось это отсутствием бланков. "Нет бланков? Не вопрос. Мы их привезем и тут же выдадим всем, кому требуются паспорта, - с удовольствием рассказывал об одном из ключевых эпизодов визита полпреда в Уфу сотрудник его аппарата. - И подобным образом мы будем действовать по всем принципиальным вопросам".

Сам Кириенко настаивает, что он не плетет интриг против губернаторов и республиканских президентов, что действует исключительно в рамках закона: ведет переговоры с лидером республики. Тем не менее интриги Кириенко плетет и весьма умело пользуется всеми предоставленными ему финансовыми и административными рычагами. Рассказывают, что в один прекрасный день он приостановил прохождение документов на присвоение очередных званий руководству башкирских силовых ведомств, а по поводу соответствия должности главы республиканского МВД завел разговор с федеральным министром. "И люди тут же забегали, засуетились, стали вноситься поправки в законы", - со смехом рассказывал кремлевский собеседник.

"Чтобы исключить шантаж со стороны региональных властей, преодолеть центробежные тенденции, необходимо пробивать административные границы, создавать и активно поддерживать "сетевые сообщества" - культурные, профессиональные, конфессиональные, - объясняет Сергей Кириенко. - И разделение властей по вертикали и горизонтали, создание "вертикали власти" - не самоцель. Это необходимо для расчистки и формирования единого правового и экономического пространства, чтобы на следующем этапе появились "выгодоприобретатели": инвесторы и предприниматели, законопослушные граждане".

Внедрение этой задачи Кириенко начал с разработки новых методов функционирования федеральных властных структур на местах. Первое его достижение - назначение чиновников по конкурсу, пока, правда, только на подведомственные ему должности. В дальнейшем полпред надеется распространить эту практику как минимум на всю федеральную номенклатуру в регионе, а как максимум - убедить президента перейти на новый принцип в кадровой политике.

Другой несомненный успех Сергея Владиленовича - ротация руководителей территориальных подразделений федеральных ведомств. "Прокуратура, ФСБ, налоговая полиция - это федеральные службы. И потому будет ротация, и люди будут переезжать из региона в регион. И это правильно, потому что они носители федеральной власти, - объясняет Кириенко. - И мы уже договорились с вице-премьером Христенко, что будем создавать фонд федерального жилья для таких чиновников". Последняя идея, если ее удастся осуществить, может рассматриваться как настоящий успех, поскольку будут созданы предпосылки реальной независимости федеральных чиновников от воли местного начальства.

От практики к теории

Когда запускалась региональная реформа, кремлевские аналитики не могли в точности спрогнозировать второй шаг. Это было просто нереально, поскольку, как они выражались, "необходимо было войти в контакт с проблемой". Однако в Кремле проблемой второго шага не озаботились ни тогда, когда "контакт с проблемой" состоялся, ни даже когда стало очевидно, что региональные бароны не способны сформировать настоящую фронду. Близкие к Кремлю политические консультанты признавались в разговоре с корреспондентом "Итогов", что еще весной предсказывали наступление в конце осени "концептуального кризиса", с которым неизбежно должна столкнуться президентская команда. Ровно так оно и произошло.

Сергей Кириенко оказался предусмотрительнее своих коллег-полпредов. Он, не упуская обязательной программы - исправления местного законодательства и приручения особо ретивых губернаторов, - не жалел сил на разработку "произвольной". В округе был открыт филиал Центра стратегических разработок, к формированию и обсуждению долгосрочных программ стали привлекаться столичные эксперты.

Теперь Сергей Владиленович готов предложить патрону стратегию на ближайшие годы. "Полномочный представитель президента - это одновременно и центр антикризисного управления, и проект новой модели управления", - развивает свою теорию Кириенко. А президент должен сформулировать одну-две приоритетные задачи и отдавать полпредам право на их реализацию.

Полпред надеется, что востребованы будут именно его идеи. И произойти это может уже в самое ближайшее время. В феврале президент должен представить ежегодное послание Федеральному Собранию, где будут обозначены стратегические задачи самого президента, его администрации, правительства и полпредов в округах.

По имеющейся информации, сформированная в Кремле группа президентских советников уже приступила к подготовке послания. Однако, по словам собеседника "Итогов" из числа независимых политических экспертов, тесно связанных с президентской администрацией, у составителей послания нет центральной идеи: "Они придумать ничего нового не могут и тасуют старые карты, пытаясь угадать, чего хочет президент: административная реформа, военная, тюремная. Подход же Путина можно описать формулой: "Хватит угадывать. Занимайте позицию!" А они боятся - позиция же может и не понравиться начальнику".

По словам сотрудников аппарата приволжского полпреда, их начальник намерен предложить президенту в качестве "центральной идеи" слом старой системы управления внутри областей и республик (системы, обладающей одновременно и обкомовскими, и феодальными родовыми признаками), создание единого экономического пространства и формирование привлекательного инвестиционного климата не только путем пересмотра федерального законодательства, но и создания нормальных условий для работы предпринимателей на местах.

Идея эта не нова - еще в начале весны она обсуждалась экспертами Центра стратегических разработок, возглавляемого Германом Грефом. Смысл ее состоит в том, что сложившаяся в регионах в последние годы "экономика для своих", характеризующаяся сращиванием местной власти с крупным региональным бизнесом, созданием административных барьеров на пути потенциальных конкурентов и, как следствие, привычкой жить исключительно на трансфертах из федерального бюджета, изжила себя. "Местные начальники настолько привыкли жить на дотациях сверху, что даже отучились добывать деньги со своих территорий, - делится наблюдениями сотрудник аппарата полпреда. - В Марий Эл, например, сверстали бюджет на будущий год. Бюджет дефицитный: 400 млн. рублей дохода, 1 млрд. 200 млн. рублей расходов. Но это полбеды. Беда в другом: в графе "Доходы" одна строка - федеральные трансферты, и все. Ни налогов, ни акцизов".

На смену старой схеме, где бизнесмены боролись за благорасположение региональных и местных властей, должна прийти новая модель взаимоотношений, основанная на конкуренции властей, стремящихся привлечь в свой край новые капиталы и технологии. Тогда, по замыслу авторов концепции, сам собой уйдет и мотив противостояния с центром: инвестор не станет работать в политически нестабильном регионе. Деньги пойдут тому, кто создаст лучшие условия для их работы.

"Вот сейчас нижегородский губернатор ищет кредит на поддержку автомобилестроения, - продолжает приводить примеры мой собеседник. - Найдет - вложит в автозавод, но вряд ли с пользой. Лучше вложиться в инфраструктуру: построить дороги, жилье, обеспечить связь и искать эффективного инвестора, который и денег сможет больше принести, а главное, сумеет эффективно их вложить".

Проблема выбора друзей

Политический успех в представлении Кириенко всегда ассоциируется с властью. К существованию в оппозиции он не приспособлен органически. После отставки с поста премьер-министра он не выдержал конкуренции с более опытными оппозиционерами и был вытеснен на обочину политического процесса. Единожды пережив падение, он боится рисковать. Потому, оказавшись перед выбором - чистота идеи или власть, он выбирает власть: смягчает формулировки и ищет компромиссов с самыми невероятными союзниками.

Стоит вспомнить, как в конце 98-го - начале 99-го года Сергей Владиленович изо всех сил пытался наладить дружеские отношения с Евгением Примаковым и, по слухам, выражал готовность занять пост первого вице-премьера в его "левом" кабинете. В июне 1999 года Кириенко вполне в стилистике лужковского "Отечества" требовал досрочной отставки президента Ельцина. Однако ближе к осени политический климат стал меняться, и будущий лидер Союза правых сил отказался от радикальных лозунгов.

Достоин упоминания и эпизод из недолгой думской биографии Сергея Владиленовича. В январе зал заседания Госдумы покинули фракции СПС, "Яблоко" и ОВР в знак протеста против сговора прокремлевских "Медведей" и коммунистов. Кириенко оказался одним из первых лидеров "оппозиционных" фракций, вступившим в переговоры с Кремлем. Тогда он объяснял свой поступок тем, что конфронтация с администрацией выгодна той части аппарата и.о. президента, которая пытается "оторвать Путина от Чубайса" и правых в целом.

Жертва, впрочем, оказалась бессмысленной. Правые так и не смогли получить самостоятельного представительства при дворе нового главы государства. Теперь, как рассказывают осведомленные кремлевские чиновники, большая часть либералов ищет дружбы "питерских чекистов". И Кириенко - активнее других.

Его главные партнеры среди полпредов президента в округах - командующие Центральным и Северо-Западным округами, соответственно Георгий Полтавченко и Виктор Черкесов (оба выходцы из Ленинградского управления КГБ, а последний не без гордости представлялся в свое время как "второе "я" Путина"). Его основной партнер в Москве - Дмитрий Козак, один из ближайших соратников президента, замглавы кремлевской администрации, ответственный за процесс приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным. Наконец, как утверждают наши источники в Кремле, Кириенко сблизился с секретарем Совета безопасности Сергеем Ивановым, которого теперь аттестует как серьезного стратега, образованного, разносторонне развитого мыслителя.

Подобный выбор партнеров недавние соратники из правого политического лагеря уже готовы заклеймить как конформизм и соглашательство. Однако Кириенко предпочитает говорить о "прагматизме" и о том, что "политика - искусство возможного". Он очень напоминает тех представителей советской интеллигенции, которые, оправдывая свое вступление в партию, утверждали, что чем больше в КПСС порядочных людей, тем быстрее партия станет "человечнее" и "прогрессивнее".

Вполне возможно, что само существование во власти для Кириенко не самоцель. Это средство для достижения по-настоящему высокой цели: в более или менее отдаленной перспективе - поста главы российского государства. Сергей Владиленович амбициозен, решителен, удачлив и сам чрезвычайно высокого мнения о своих деловых и управленческих талантах.

При этом, судя по событиям последнего месяца, поверил в свой потенциальный успех Кириенко вполне серьезно. Он уже не ограничивается только презентацией своих организационно-хозяйственных талантов президенту. Он стремится возродить то, что год назад именовалось "Общественный проект "Сергей Кириенко". Тогда, на старте парламентских выборов, Сергей Владиленович не просто возглавил Союз правых сил, но и предложил демократам новую стратегию, которую собою и символизировал: ориентироваться необходимо не на шестидесятников и правозащитников, а на так называемое "самостоятельное сословие".

После ухода Кириенко из Думы стало казаться, что в публичную политику он не вернется. Однако месяц назад за его подписью в центральных газетах на правах рекламы был размещен плакат, увенчанный слоганом "Орел расправляет крылья". Цель акции, затеянной движением "Путь нового поколения", - перехватить у левых патриотические лозунги: "Наш новый мир - русский мир: мир русского языка... Русские - это не кровь. Русские - это общая судьба". Проект, несомненно, амбициозный. Да только путь больно опасен: в истории не было примеров, чтобы интеллигенция, совершая попытку ссадить шовинистов с патриотического конька, сама бы не впадала в болезненную "державность" и примитивный национализм.

Минувшим летом в столице довольно активно обсуждался слух о возможной скорой смене хозяина Белого дома. Поговаривали, что в случае успеха Сергея Кириенко у себя в Приволжском округе он имеет высокие шансы сменить на посту премьер-министра страны Михаила Касьянова. Слухи вскоре рассеялись, и теперь Сергей Владиленович утверждает, что в столицу не торопится: "Я хотел бы поработать в этой должности минимум года два-три. У меня никогда не было опыта территориального управления, я ведь делал карьеру, что называется, по ведомственной вертикали: цех, завод, банк, нефтяная компания, министерство, правительство. И потому мне все, что происходит и чем я занимаюсь, действительно очень интересно. Работы еще много, и времени у меня достаточно".

Дмитрий Пинскер

Врез 1

Приветливый и улыбчивый президентский полпред может быть жестким и умело плести интриги против особо своевольных глав регионов

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера