Архив   Авторы  

Цена перестраховки
Главная тема

Отцы-основатели США считали свою избирательную систему "если не совершенной, то по крайней мере превосходной"

"Выбор нескольких человек, которые составят посреднический орган выборщиков, с куда меньшей вероятностью приведет к потрясениям, чрезвычайным обстоятельствам и насильственным действиям, чем выбор ОДНОГО, в котором сосредоточены все общественные устремления" - так в 1788 году Александр Гамильтон, один из авторов американской конституции, обосновал преимущества коллегии выборщиков по сравнению с прямым общенациональным голосованием (слово выделено Гамильтоном).

Отцы-основатели американской конституции не хотели, чтобы столь ответственное решение, как выбор главы государства, было доверено народным массам, которые легко могут увлечься каким-нибудь краснобаем или шарлатаном, человеком дурных нравов или опасных убеждений. Куда благоразумнее, полагал Гамильтон, поручить "непосредственное избрание" тем, кто "в наибольшей мере способен разобраться, какие именно качества необходимы для исполнения (президентской) должности", тем, чьи обстоятельства "благоприятны для размышлений" и кто сумеет мудро взвесить "все резоны и побудительные мотивы, которые позволят принять правильное решение".

Спустя более чем 200 лет предусмотрительность отцов-основателей привела к возникновению абсурдного казуса, когда Джордж Буш-младший, выиграв у Альберта Гора с ничтожным перевесом в штате Флорида (по разным подсчетам преимущество республиканца составляло сотые или тысячные доли процента от числа флоридских избирателей), обеспечивал себе почти десять процентов голосов выборщиков (25 из 270).

Отцы-основатели были страстными приверженцами демократии. Но все-таки время всеобщего, прямого и равного голосования тогда еще не пришло. В новом демократическом государстве права голоса оказались лишены негры, индейцы, женщины, бедные и атеисты. Из четырехмиллионного населения (столько американцев насчитали во время первой переписи в 1790 году) участвовать в голосовании могли лишь 120 тысяч.

Американские штаты пожелали войти в новое свободное государство, поскольку понимали, что поодиночке они слишком слабы. Но не для того они устраивали революцию и освобождались от британского короля, чтобы ими командовал "федеральный центр". Движимые страхом перед тиранией, опасением, как бы федеральное государство не стало чересчур сильным, они стремились оставить как можно больше прав себе, а центральной власти отдать лишь то, что абсолютно необходимо. В частности, если во главе вновь создаваемого государства должен был встать избираемый президент, штаты требовали для себя определяющей роли в этом выборе.

Отцы-основатели много спорили о том, как следует избирать президента страны. Они соглашались лишь в одном: первым президентом будет Джордж Вашингтон. Как сказал Бенджамин Франклин, обращаясь к делегатам Конституционного конвента: "Первым у руля встанет хороший человек. Никто не знает, каким окажется тот, что придет вслед за ним". Одни хотели, чтобы президента выбирал народ (разумеется, лишь та его часть, у которой было право голоса), другие выступали за то, чтобы передать эту прерогативу Конгрессу. В результате пришли к компромиссу: так возникла концепция "коллегии выборщиков", тех самых НЕСКОЛЬКИХ разумных, трезво мыслящих граждан, неподвластных - в отличие от народной массы - сиюминутным страстям и предрассудкам и потому способных принять мудрое и взвешенное решение. Оговаривалось, что в коллегию войдут представители штатов, но как тот или иной штат станет выбирать своих выборщиков - было оставлено на усмотрение самого же штата.

На сегодняшний день списки выборщиков составляются, как правило, местными отделениями политических партий. (Авторы конституции не предусмотрели такого способа, поскольку в конце ХVIII века в Америке политических партий еще не было.) Каждая партия составляет свой список, в который обыкновенно включают наиболее уважаемых соратников. Избиратели голосуют за список одновременно с выборами президента. В некоторых штатах списки выборщиков помещаются в бюллетене для голосования под фамилией кандидата в президенты от соответствующей партии. В 48 штатах из пятидесяти действует правило "победитель получает все". То есть тот кандидат, за которого проголосовало большинство избирателей данного штата, получает все голоса выборщиков. Если жители штата, к примеру, проголосовали за демократов, то выбирать президента будут выборщики-демократы, а республиканцы останутся просто не у дел. В двух - Небраске и Мэне - голоса выборщиков распределяются пропорционально тому, как разделились голоса избирателей. Теоретически выборщик может пренебречь волеизъявлением своего штата - во всяком случае, ни конституция, ни федеральные законы не принуждают его к "дисциплинированному" голосованию. Такое требование предусмотрено в части штатов (в некоторых - положено даже наказание за "измену партии", но никто еще не был за это наказан), хотя далеко не во всех. Однако, как свидетельствует американская история, выборщики хранят практически безупречную преданность партии: более 99 процентов голосуют в соответствии с наказом своего избирателя.

И все-таки не исключено, что в этом году список вероломных выборщиков (за всю историю института их набралось не более десятка) может пополниться. Если после пересчета Буш получит 25 голосов флоридских выборщиков и будет признан победителем нынешней гонки, несмотря на то, что его противник имеет преимущество примерно в двести тысяч голосов избирателей, это неизбежно вызовет огромное общественное возмущение. А вдруг кто-нибудь из выборщиков-республиканцев испытает муки совести от того, что оказалась попрана воля народа?

Коллизия, возникшая на нынешних выборах, когда результаты голосования (в пользу Альберта Гора) не совпадают с распределением голосов выборщиков (если Флориду выиграет-таки Буш), происходила в американской истории уже трижды: в 1824, 1876 и 1888 годах. Оттого что последний случай имел место более ста лет назад, американцы привыкли к мысли, будто выборщики - пустая формальность. Граждане США голосуют за президента в первый вторник после первого понедельника ноября. Имя победившего в этот день и есть для них имя нового главы американского государства. То, что совершается потом, считается, или, вернее, считалось до нынешнего кризиса, не более чем церемонией подтверждения уже известных результатов. На самом деле потом, в первый понедельник после второй среды декабря, в каждом штате голосуют выборщики, протоколы голосования отправляют в запечатанных конвертах в Вашингтон и лишь в январе, на первом заседании новоизбранного Конгресса, голоса подсчитываются и официально объявляется, кто же стал новым президентом.

В этом году американцам пришлось убедиться, что институт выборщиков не столько сентиментальная дань традиции, сколько свидетельство ущербности американской демократии. Американцы, привыкшие верить в то, что их страна - самая совершенная демократия в мире, внезапно обнаружили: их голоса, отданные за президента, в действительности не определяют, кто будет главой государства.

Отцам-основателям очень нравилась изобретенная ими система выборов. На страницах "Федералиста", сборника политических эссе Александра Гамильтона, Джеймса Мэдисона и Джона Джея, она была названа "если не совершенной", то "по крайней мере превосходной". Но американцы с тех пор изменились: сегодня никого не удалось бы убедить, что ответственный выбор главы государства нужно передоверить кому-то другому, тому, у кого "лучше условия для размышлений". Особенно возмутительным должно казаться современным американцам, что право окончательного выбора отдано каким-то замшелым партийным бюрократам.

При составлении списков избирателей в США обычно указываются партийные предпочтения. Это ни к чему не обязывает: зарегистрировавшись, к примеру, республиканцем, можно проголосовать за демократов или за "зеленых". Однако уже более четверти американцев не хотят причислять себя ни к одной из двух главных партий. Регистрируясь в качестве избирателей, они называют себя независимыми, подчеркивая тем самым, что если и голосуют за демократа или республиканца, то это их индивидуальный выбор без посредничества каких-то там изживших себя партий. Кстати, попытки создать третью партию неизменно оканчивались в Америке неудачей не в последнюю очередь именно из-за коллегии выборщиков: новая партия может найти значительное количество приверженцев, но практически исключено, чтобы ее ставленник выиграл выборы в каком-нибудь штате. В 1992 году экстравагантный миллиардер Росс Перо получил 19 процентов голосов избирателей - и ни одного голоса выборщиков.

Нельзя сказать, чтобы американцы совсем не протестовали против того, что конституция устанавливает в их стране непрямую демократию. За последние двести лет в Конгресс поступило более 700 предложений модифицировать или уничтожить институт выборщиков. Никакое другое положение основного закона не вызвало такого количества попыток внести конституционную поправку. Американская ассоциация юристов назвала коллегию выборщиков "архаичным" и "двусмысленным" институтом. По опросам, отмену этого института поддерживали 58 процентов американцев в 1967 году, 81 - в вольном 68-м и 75 процентов в 81-м.

После "флоридского казуса" движение за отмену института выборщиков, несомненно, обретет массу новых сторонников. Возможно даже, их борьба увенчается успехом. Теперь, когда появление нового президента в Белом доме не грозит стране ни "потрясениями", ни "чрезвычайными обстоятельствами", ни "насильственными действиями", да и просто ничего не меняет в жизни американцев, выборы со спокойной душой можно доверить народу.

Маша Липман

Врез 1

Авторы американской конституции:

ТЕХНОЛОГИЯ

Процедура выборов президента коллегией выборщиков была разработана в конце XVIII века и сохраняется по сей день практически в неизменном виде. Если выборщики не сумеют определить президента (например, ни один не наберет большинства или их голоса разделятся поровну), его выберет Палата представителей. Последняя норма пригодилась очень скоро: если первый президент США Джордж Вашингтон прошел у выборщиков "на ура", то другой отец-основатель, Томас Джефферсон, получил ровно половину голосов выборщиков и сумел стать третьим американским президентом в результате голосования в Палате представителей.

Количество выборщиков от штата определяется числом законодателей, которые представляют его в обеих палатах Конгресса. В американском Сенате заседает по два сенатора от каждого штата, число же конгрессменов зависит от численности населения. Сейчас выборщиков 538. Каждые десять лет, после очередной переписи населения, их число увеличивается одновременно с количеством конгрессменов, поскольку положено, чтобы один член Палаты представителей представлял строго определенное число граждан.

Хотя каждый штат в соответствии с заветом отцов-основателей волен самостоятельно решать, из кого будет состоять его группа выборщиков, некоторые ограничения все-таки существуют. Конституция запрещает, чтобы выборщиками были сенаторы, конгрессмены и "лица, занимающие ответственные или оплачиваемые должности на службе Соединенных Штатов". Кроме того, поправка к конституции, введенная после Гражданской войны, запрещает быть выборщиком человеку, который, "присягнув, что будет соблюдать конституцию Соединенных Штатов, впоследствии принял участие в восстании или мятеже против них либо оказал помощь или услугу их врагам".

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера