Архив   Авторы  

Lego для взрослых
Дело

Фирма ИКЕА сумела уложить в свои знаменитые плоские коробочки основные достижения мебельного и интерьерного дизайна ХХ столетия

Одним из следствий традиционного гостеприимства российского рынка стало появление едва ли не на каждом углу мебельных салонов. Однако, войдя в любой из них, нормальный человек, как правило, не приобретет ничего, кроме устойчивого желания провести остаток жизни на голом полу. При всем кажущемся богатстве выбора растерянный потребитель обычно обнаруживает себя зажатым между китчем и эксклюзивом. Дело не только в том, что китч стоит дорого, а эксклюзив - очень дорого (не всякий же готов купить диван по цене автомобиля). И в аляповатом плюшевом псевдобарокко, и в шедеврах рафинированного авторского дизайна ощущается вкусовая или эстетическая агрессия. Для того чтобы принять в свой дом такого рода предметы, необходима не только финансовая, но и некоторая психологическая готовность.

Секрет успеха магазина ИКЕА заключен именно в том, что его предложение такой готовности не требует. О дизайне ИКЕА вполне можно говорить как о некоем цельном и завершенном явлении, в основе которого - декларативная и здоровая компилятивность. Икеевское ноу-хау - это умение адаптировать основные достижения мебельного и интерьерного дизайна ХХ столетия к возможностям и потребностям среднего класса и укладывать их в плоские коробочки. Естественно, в этом процессе сглаживаются острые углы и смягчаются резкие формы. Общие поклоны дизайнеров ИКЕА в сторону конструктивизма, функционализма и минимализма и даже частные приветы авторам самых известных моделей стульев - австрийцу Михаэлю Тонету и англичанину Чарльзу Макинтошу - предполагают не стиль, а обобщенный образ его. Этот образ очищен от присущей подлинному - живому - стилю агрессивности и всегда может быть приспособлен к требованиям текущего момента. В результате предлагаемый в ИКЕА дизайн разнообразен, демократичен, универсален и непафосен. Его авторы культивируют элегантность без буржуазности, простоту без аффектации, строгость линий без жесткости, чистоту пространства без пустоты.

Допустим, приобретенные здесь предметы интерьера никак специально не выразят личности своего обладателя, но зато и не уничтожат ее. А желающие непременно придать интерьеру индивидуальные краски могут это сделать буквально - купить продающиеся тут же синюю, желтую, зеленую морилку и покрасить любой предмет в милый сердцу цвет. Или трансформировать этот предмет в пространстве (например, положив подставку для видеокассет набок). Или просто использовать его по другому назначению (скажем, эту же подставку - как галошницу).

Интерактивность эстетики ИКЕА также входит в дизайнерскую программу, и "икейские" вещи легко приспосабливаются к любому вкусу и темпераменту, если к ним приложить руки и фантазию. Практика продаж не только в Москве, но и на Западе показала, что взрослые "подсаживаются" на ИКЕА, как дети на Lego (тоже, кстати, скандинавская штучка).

Предлагаемая в ИКЕА возможность единовременно или постепенно за умеренные деньги обставить дом в едином стиле моментально принесла компании предсказанную популярность в самых широких слоях населения.

Едва ли этот дизайн приживется в клубе или ресторане - если, конечно, владелец заведения всерьез озабочен его индивидуальностью. Стилистика ИКЕА хорошо работает в компактном личном пространстве, для которого, собственно, и предназначена. Но аксессуары - светильники, подсвечники, скатерти, тарелки - не помешают нигде.

Даже тот, кто не готов обставлять "от ИКЕА" весь свой дом, обязательно купит здесь какую-нибудь мелочь - для себя или в подарок, потому что стильный пустячок из ИКЕА организует хаотичный интерьер и оживит упорядоченный. Такова специфика этой нейтральной, но выверенной эстетики.

Несмотря на отмеченное многими сходство старта ИКЕА со стартом "Макдоналдса", на этот раз нам предлагают не фаст-фуд, но натуральный, добротный и экологически чистый продукт - как в готовом виде, так и в удобных полуфабрикатах. А разнообразить меню можно по собственному вкусу и своему усмотрению.

Ольга Яблонская
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера