Архив   Авторы  

Источники и составные части и-рекламы
Главная тема

В Сеть приходят "некомпьютерные" рекламодатели

Годы жизни интернет-рекламы принято отсчитывать от 1994 года, когда первый оплаченный баннер появился на страницах виртуального журнала Hotwired (www.hotwired.com). В тот же год, кстати, появился и первый коммерческий (то есть продающийся за деньги) браузер Netscape Navigator 1.0 - так начинался круговорот денег в Сети.

С того времени много воды утекло. Сайтов, размещающих рекламу за деньги, уже не единицы, а десятки тысяч, равно как и самих рекламодателей; постоянно расширяются способы рекламного воздействия на пользователей Сети. За 1999 год оборот интернет-рекламы в очередной раз удвоился и составил 4,62 млрд. долларов (согласно данным Internet Advertising Bureau). А исследовательская компания Myers Group прогнозирует, что в 2005 году американские рекламодатели будут вкладывать в интернет-рекламу больше, чем в телевизионную, причем расходы на и-рекламу по всему миру составят около 45,5 млрд. долларов. В России Интернет еще не так основательно вошел в нашу жизнь, в том числе и в качестве рекламоносителя. Согласно исследованиям Comcon2, только 3% россиян имеют доступ в Интернет против американских 45% (NielsenNetRatings).

Рынку интернет-рекламы в Рунете нет еще и двух лет, он пока находится в стадии формирования. Консалтинговая компания Arthur Andersen оценивает оборот 1999 года всего в 2 млн. долларов. Зато темпы роста, наоборот, внушают оправданный оптимизм. Прогноз темпов развития рынка интернет-рекламы в российском Интернете выглядит так: в 2000 году он составит 5 млн. долларов, в 2001-м - 30 млн., в 2002-м - 70 млн., а в 2003 году дойдет до отметки в 150 млн. долларов. Рискну поспорить со столь уважаемой компанией по поводу долгосрочных прогнозов - возможно, показатели за 2000 год несколько превысят отметку в пять миллионов.

В начале становления интернет-рекламы в Рунете основными рекламодателями были почти исключительно компьютерные компании (или те, что имели непосредственное отношение к сфере высоких технологий). Часть из них (такие, как Intel, HP, Compaq) как были, так и остаются одними из основных рекламодателей Рунета. Постепенно с ростом количества пользователей Сети и (что еще более важно) с вовлечением все новых социальных слоев аудитории в Сеть пришли и другие категории оффлайновых рекламодателей. Телекоммуникационные (MCC, Beeline), банки и финансы (Росбанк, Русаудит), обучение (EnglishFirst, BKC), бытовая электроника (Philips), косметика (l'Oreal) и прочие - список уже сейчас так велик, что в печатном издании на него жалко тратить место.

Кроме того, в данный момент, вследствие случившегося в этом году бума инвестиций, несколько интернет-компаний, получивших значительные денежные вливания, сами стали одними из основных рекламодателей. Среди них можно упомянуть холдинги NetBridge, Port.ru, Yandex, Memonet и ряд "отдельно стоящих" проектов - например, магазин XXL и другие. На их долю до недавнего времени приходилось до половины всех рекламных бюджетов (постепенно эта доля снижается).

В ближайшем будущем на сетевом рынке ожидается появление ряда крупных оффлайновых компаний, ранее никак не заинтересованных в Интернете (автомобильные, торговые, туристические и торгующие различными потребительскими товарами), чьими рекламными бюджетами в настоящее время занимаются традиционные рекламные агентства. Кроме того, следует ожидать и еще одного перелома - прихода в Сеть до сих пор почти не пользовавшихся ее возможностями небольших и средних компаний. Их рекламные бюджеты, разумеется, не поразят ничьего воображения, но общее количество задействованных денег сможет составить заметную долю рынка.

Да что мы все, собственно, о рекламодателях? Помимо них в этом деле не обойтись без и-рекламных агентств и, конечно, Web-издателей, на страницах серверов которых и происходит размещение рекламы. Здесь стоит упомянуть следующую тенденцию: рынок взрослеет, и практика размещения рекламы напрямую у Web-издателей (без агентств-посредников), еще недавно весьма распространенная, почти исчезла. Для того чтобы сегодня рекламная кампания была успешной, необходимы серьезная экспертиза при выборе площадок, оперативное отслеживание хода рекламной кампании, серьезный анализ статистики размещения, привлеченных посетителей и так далее, и тому подобное. Потребовались специалисты в специфическом деле интернет-рекламы, и они не замедлили явиться. Большинство рекламодателей сейчас работают через агентства. Лидируют на этом рынке компания Манифест (www.manifest.ru), агентства Promo.Ru (www.promo.ru), System.ru (www.system.ru), 2Sun (www.2sun. ru), Прорыв (www.breakth.ru), а также IMHO (www.imho.ru), которое является первым появившимся в Сети медиабаинговым агентством, контролирующим около трети рынка (по другим данным, до половины. - "Итоги" ).

Оборот этих игроков в настоящее время составляет от 40 до 200 тыс. долларов в месяц - деньги относительно небольшие, но они работают на будущее. Появляются и многочисленные новые конкуренты, среди них можно выделить AdWatch и Agama. Кроме того, совсем недавно было объявлено о создании интернет-подразделений у таких крупных традиционных агентств, как Video International, BBDO и Адвента.

Что касается самих издателей, то их достаточно условно можно разделить на несколько групп в порядке убывания стоимости рекламы на этих сайтах. Это тематические и новостные сайты (RBC, Gazeta.Ru, Auto.Ru, Lenta.Ru, Itogi.Ru), порталы и поисковые машины (Rambler,Yandex, Aport, List и пр.), интернет-сервисы (Mail.Ru, Narod.Ru и пр.), рекламные сети (RLE, Reklama.Ru, RB2, Interreklama) и рассылочные сервисы (Citycat.Ru, Subscribe.Ru). Денежную массу на рынке и-рекламы пока не стоит сравнивать с аналогичным "оффлайновым" рынком. Достаточно заметить, что пока вся она эквивалентна лишь небольшой доле рекламного бюджета только одной крупной корпорации, скажем Procter&Gamble. Дюжина или чуть более того ведущих рекламных площадок зарабатывают более десяти тысяч долларов в месяц (некоторые из них - в несколько раз больше). Доход еще примерно двадцати площадок лежит в диапазоне от 1 до 10 тыс. долларов. Остальные интернет-ресурсы пока не преодолели планку в 1000 долларов в месяц. Все еще впереди.

Тимофей Бокарев - директор агентства Promo.ru, один из ведущих специалистов Рунета в области интернет-рекламы. Является автором популярной "Энциклопедии интернет-рекламы"

Тимофей Бокарев
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера