Архив   Авторы  

Пас в будущее
Главная тема

Интернет-коммерция без настольных компьютеров - дело ближайшего будущего

Где-то во второй половине 80-х годов, когда никакого Интернета и в помине не было, одна знакомая автора этих строк побывала с полуофициальным визитом в Нью-Йорке. Где и прожила несколько дней в знакомой американской семье. Утром, перед тем как выходить из дому вместе с главой семьи и мчаться по своим журналистским делам, она из чистого любопытства заглянула в холодильник и обнаружила, что там - хоть шаром покати. "Да это ничего, пустяки, - сказал американец, - мы вот сейчас по дороге заглянем в магазин, к ужину все будет". - "Как, да мы ведь уже почти опаздываем? Неужели еще ехать с покупками домой?" Американец посмотрел на мою знакомую, как на сумасшедшую, и просто оставил список нужных продуктов продавцу. Замечу, что расплачивался он в этом магазине раз в неделю, то есть у него там - постоянный кредит.

Собственно, и список можно было не завозить лично; достаточно было просто позвонить по телефону в магазин и продиктовать названия того, что хочется к вечеру увидеть в холодильнике. Та же история - с заказом любых билетов, книг, дисков, холодильников и пр. Интернет, таким образом, для американцев-покупателей стал лишь еще одним, дополнительным средством связи для совершения уже абсолютно привычного действия - удаленного заказа товаров по каталогу. А для американских продавцов - еще одним способом сбора заказов для уже давно налаженной инфраструктуры доставки.

Из этой истории ясно, что в некоторых регионах нашей планеты Web-коммерция объективно встречает (и будет встречать) куда меньшие трудности в своем развитии, чем в других, не столь отдаленных.

На первом этапе

Начнем с автомобилей. Маркетологи сходятся в оценках того, что как минимум половина покупателей новых автомобилей в развитых странах используют в процессе покупки информацию из Сети. Их число, по прогнозам, вырастет к 2003 году до 80%. В частности, сайт www.gmbuypower .com, на котором можно получить информацию об автомобилях General Motors и купить их, посещают 650 тысяч человек в месяц. Ожидается, что в течение 2000 года поток посетителей увеличится в 10 - 15 раз. Это позволит дополнительно продать 50 - 100 тыс. автомобилей. Поворот крупнейших автомобильных производителей в сторону Интернета - характерный пример. Ведь когда речь идет о таких дорогостоящих покупках, пользователи уделяют больше внимания разного рода гарантиям и безопасности самой процедуры сделки, поэтому пока что не более 4% из получивших информацию об автомобиле в Сети совершают покупку именно электронным путем. Тем не менее, по прогнозам некоторых экспертов, к 2005 году их число может увеличиться до 50%.

Другой показательный пример - рынок туристических услуг, которые тоже относятся к категории достаточно дорогих товаров (каждый "онлайновый" турист тратит на покупку путевок в среднем 2,5 тыс. долларов в год). В 1998 году покупателями туристических путевок и услуг стали около 13,5 млн. человек, а в 1999 году их количество выросло вдвое, до 27 млн. человек. По России точная статистика отсутствует, однако очевидно, что на стадии принятия решения и у нас в стране те туристические фирмы, которые уже обзавелись собственными профессионально сделанными сайтами, получили фору перед конкурентами.

Что касается онлайновой торговли книгами, которая уже сейчас составляет примерно 7 - 8% от общих продаж (в мире), то стоит отметить, что в 1999 году по традиционным каналам торговли книгами (крупные сети магазинов, независимые магазины, книжные клубы) зарегистрировано сокращение продаж на 2 - 5%. В ближайшем будущем "реальные" продажи будут стремительно падать, поскольку, кроме возможности заказать книгу, не выходя из дома, электронные магазины предоставляют совершенно новые услуги. В частности, уже не является редкостью магазин, где любую книгу можно частично просмотреть прямо в онлайне и купить в виде файла, который потом можно будет читать или с экрана компьютера (что не очень удобно), или на специальных электронных устройствах, которые внешне мало отличаются от "нормальных" книг - вот только тексты туда можно "загружать" каждый раз разные. Такая "книга"-файл может быть заказана и доставлена в течение нескольких минут. Поэтому онлайновые продажи уже сейчас составляют очень серьезную конкуренцию традиционным книготорговцам. Так, в США с 1994 года закрылись около 45% мелких книжных магазинов (как по причине наступления на рынок книжных гигамаркетов вроде FNAC, так и под давлением онлайновой торговли). На российском рынке, который в прошлом году практически полностью контролировался магазином Ozon.Ru с оборотом в 350 тыс. долларов, в 2000 году доля Озона упадет до 75% в связи с деятельностью конкурентов (Bolero, 24x7 и других), а общий оборот рынка возрастет до 2,5 млн. долларов.

Еще один вид бизнеса, который в скором времени совершенно переместится в Сеть, - это продажа разнообразных билетов (будь то на поезд или в театр), поскольку здесь требуется быстро опросить несколько баз данных, вычислить стоимость билета и скидок, сформировать заказ и известить о нем компанию-перевозчика и посредников. Электронные системы уже давно используются в этом бизнесе как совершенно необходимое средство, и Интернет явился для пользователя недостающим звеном, которое позволяет с максимальным удобством сформулировать и передать исполнителю заказ, оплатить покупку. Перевозчики же и посредники крайне заинтересованы во внедрении онлайновых методов заказа билетов, так как это позволяет сократить издержки на обработку заказов. Например, в США в 1998 году объем интернет-продажи билетов составил около 2 млрд. долларов, в 1999 году он вырос до 6,5 млрд. долларов, а в нынешнем году вплотную подберется к планке в 10 млрд. долларов. Дополнительный толчок этот рынок получит в связи с быстрым развитием WAP-сервисов (Интернет с использованием сотовых мобильных телефонов). Клиенты смогут быстро перепланировать свою поездку (в частности, переносить вылет), или, находясь в пути, заказывать номер в гостинице.

Рынок недвижимости в части заказа и оплаты будет перетекать в Сеть гораздо медленнее. На стадии же принятия решения удобства Интернета очевидны. В 1999 году американские покупатели, покупавшие недвижимость через Сеть, составили 37% от общего количества клиентов. Это и понятно - ведь современные технологии позволяют проводить даже виртуальные экскурсии по домам и квартирам.

Наконец, биржевой рынок в развитых странах в последнее время практически полностью переместился в Сеть. Интернет в данном случае - проводник "капитализма с человеческим лицом", поскольку сетевая купля-продажа акций дает возможность резко снизить стоимость брокерских комиссионных и впускает на рынок массу мелких инвесторов. Например, в Европе удаленным доступом к биржевым системам в 1999 году воспользовались около 2,5 млн. человек, в 2000 году их будет около 4,5 миллиона, а через три года - около 17 миллионов человек. Всего в 1999 году в мире через Сеть управлялись около 5,4 млн. инвестиционных счетов, а в 2000 году их число достигнет 7 миллионов.

Будет ли Россия принимать участие в этом празднике жизни? И если да, то в каком качестве? По данным агентства Gallup Media, во втором полугодии 2000 года уже 74% работающей части населения города Москвы так или иначе имели доступ к Интернету с рабочего места. Цифра кажется несколько завышенной, но следует признать, что рынок налицо. По крайней мере, базовое условие для его роста существует: число вполне состоятельных (даже по мировым меркам) людей в России примерно равно населению парочки небольших западноевропейских стран. Количество людей, немалую часть дня проводящих в Интернете, постоянно увеличивается, и далеко не только в двух столицах. Однако в отличие от Европы в нашей стране пока не выполнены другие, не менее важные условия для развития и-бизнеса. Во-первых, не развиты платежные системы - принимать деньги через Сеть очень непросто, да и кредитные карты не распространены - вместо них банки эмитируют дебетные карты, которое население использует не столько как средство платежа, сколько в качестве "ключа" к банкомату с наличкой. Во-вторых, в самом зачаточном состоянии находятся инфраструктура доставки - то есть, конечно, оплаченный товар вам доставят, но с помощью подрабатывающего студента, а не надежной, быстрой и безопасной почтовой службы, как надо бы.

Язык цифр

К настоящему моменту около 100 млн. человек по всему миру (40% всех пользователей Сети) совершили хотя бы одну покупку в онлайновых магазинах. Увеличивается также доля пользователей, посещающих эти сайты (в первой половине 1999 года - 31%, во второй - 41%). В 2000 году клиентами электронных магазинов, по прогнозам, станут около 75% всех постоянных пользователей. Покупки в Сети сделают около 28,4 млн. семей, из них 11 миллионов - впервые. Общие доходы электронной коммерции с учетом корпоративных продаж достигнут 130 млрд. долларов, что составит около 0,4% от всех мировых продаж (31 трлн. долларов). Данному росту, помимо увеличения числа пользователей Сети, будет способствовать и появление большого количества новых интернет-магазинов.

Прогнозы различных компаний на 2004 - 2005 годы, несмотря на заметные расхождения, указывают на мощные темпы роста электронной коммерции (от 60% до 150% в год). Годовой объем продаж в Сети к тому времени обещает достигнуть 1,5 - 7 трлн. долларов. Таким образом, доля электронного сектора в экономике может составить от 5 до 10% или даже более. Вероятно, около половины этого объема сделок будет заключаться в США, а вторым по величине станет азиатский рынок. С небольшим отрывом за ним будет следовать европейская электронная коммерция, главным образом Скандинавские страны, Германия, Англия и Франция.

Из приведенных цифр многие из тех, кто подвизается в сетевой коммерции, делают не вполне правильный вывод: через несколько лет, мол, многие люди вообще перестанут делать покупки в обычных магазинах. Попробуем описать незамысловатый процесс покупки чего бы то ни было вообще наукообразным языком. Этот процесс можно условно разделить на две части. Первая (decision making) - выбор места покупки и/или поставщика с помощью последовательного ряда сравнений соотношения цены и качества, вторая (ordering) - собственно оплата и получение товара. Так вот Интернет в глобальном плане почти идеален в части принятия решения, но далеко не всегда годится для покупки как таковой. А бывает, что и наоборот. В первую очередь это относится к дорогим товарам неповседневного спроса. Скажем, дорогой сыр (камамбер или рокфор) желательно не только увидеть, но и понюхать перед покупкой. На кровати хочется полежать, проверяя матрас. У мебели - проверить на ощупь фактуру; и так далее. Поневоле придется идти в обычный магазин и там пробовать, щупать и лежать. И что, после этого возвращаться домой и заказывать покупки через сайт? Глупо.

Тем не менее уже существует отличный способ совместить радости прогулки по магазинам ногами и электронную коммерцию. Средством, объединяющим и то, и другое, станут мобильные беспроводные устройства, подключенные к Интернету, - пока еще их называют телефонами. Еще одна цифра вдогонку - по данным исследовательской группы The Yankee Group и компании ARC Group, через три года почти миллиард человек будут владельцами мобильных или сотовых телефонов. Большинство из них будет иметь WAP (wireless application protocol) доступ к Интернету. Из любого места, обратите внимание, не только из дома.

Куда ведет дорога в будущее?

Дорога эта ведет к смене буквы. И-коммерция в скором времени превратится в м-коммерцию (мобильную коммерцию). Пока что Интернет позволил нам покупать товары (или, по крайней мере, делать выбор) без посещения магазина, прямо из дома или офиса. Это - промежуточное решение. В будущем продавцы смогут дотянуться до покупателя вообще в любой момент времени, где бы он ни находился (если он, конечно, захочет им это позволить). "Транспортом" для совершения сделки будут служить мобильная телефония и все устройства, построенные на ее основе (не только собственно телефоны). Технологическая основа для подобных чудес уже существует - это протоколы WAP и GPRS, позволяющие на мини-дисплее мобильного телефона просматривать некоторые Web-страницы и работать в Интернете.

Мобильный сектор развивается потрясающе быстрыми темпами. Если сейчас в США, например, пользуются сотовыми телефонами 35% населения, из которых только каждый десятый (3% населения) осуществляет мобильный выход в Сеть, то уже через год телефонами обзаведется до 80% процентов взрослого населения. В России сейчас не менее двух миллионов пользователей сотовых телефонов, и это, скорее всего, люди, которые могут себе позволить совершать покупки (в отличие, кстати, от большинства российских пользователей Сети, многие из которых попадают в Интернет с рабочих мест или из университетов). В будущем намечается использовать в м-коммерции специфику именно мобильности пользователя. Например, будет возможно определение местоположения абонента для предложения ему подходящих услуг.

По мнению главы Amazon.com Джеффа Безоса, м-коммерция "станет самой фантастической вещью из всего, что когда-либо видел изнуренный дефицитом времени мир". Безос считает, что беспроводной Интернет коренным образом изменит отношение людей к шопингу и оплате услуг. Для того, чтобы убедиться в его правоте, пусть и относительной, достаточно посетить Скандинавский полуостров. Финляндию, например, где мобильная коммерция - уже не перспектива, а реальность. Это означает не только покупку CD-дисков, книг или авиабилетов через Сеть - к этому мы как раз уже начали привыкать.

Куда большее впечатление производит удаленная оплата услуг обычных, которые пока прочно ассоциируются с залезанием в невиртуальный кошелек. А у финнов, например, оплата заправки или помывки машины с кошельком уже не связана. Он, финн, для этого набирает специальный телефонный номер, указанный на стене мойки (магазина, конторы, кассы кинотеатра), и подтверждает нажатием кнопки выставленный счет - вот и все. Потом эта услуга будет включена в общий телефонный счет. Надо заметить, что число владельцев мобильных телефонов в Финляндии существенно больше половины населения (то есть своего телефона нет разве что у маленьких детей) - поэтому никаких дискуссий о емкости потенциального рынка м-коммерции не ведется. Рынок - все финны (шведы, норвежцы). Еще один пример (больше всего поразивший автора) - возможность не только оплачивать автобусные билеты по телефону, но и тем же способом узнать, когда этот самый автобус доберется до остановки, на которой вы мерзнете в ожидании... Разумеется, все эти чудеса возможны не только при условии широкого распространения мобильной связи, до которой России еще очень далеко, но и при развитой инфраструктуре доставки, а также компьютерной оснащенности всего и вся - в данном случае, например, автобусы, наверное, должны быть оборудованы приемопередатчиками GPS (спутниковой системой глобального позиционирования).

Главное достоинство м-коммерции в том, что она всегда в состоянии готовности (в отличие от и-коммерции в ее нынешнем понимании - ведь для нее нужен компьютер). Даже скандинавский пример, кстати, в этом плане пока еще является демонстрацией возможностей не самой м-коммерции, а переходного к ней этапа. Для клиента очень удобно, когда сеть бензозаправок или книжных магазинов заключает договор с сотовым оператором - однако это означает, что там, где такого договора пока нет, клиента не обслужат. Так что по необходимости в цепочке клиент-продавец появится еще одно, среднее, звено - банк. Перевод из банка примет любой продавец товаров или услуг. Практически у любого европейца есть счет в банке; а через пару лет у любого будет и мобильный телефон.

О европейцах мы заговорили потому, в частности, что именно Европу можно считать колыбелью м-коммерции (некоторые, впрочем, отводят эту роль Японии). Во всяком случае, в США, сильно опережающих остальной цивилизованный мир по масштабам проникновения Интернета, до мобильной коммерции еще очень далеко. Причина - великое разнообразие сотовых стандартов и продолжающееся использование устаревших аналоговых телефонов (более половины от общего числа) и пейджеров. Опережение в сотовой связи и пейджинге на раннем этапе сыграло злую шутку и тормозит теперь развитие технологий завтрашнего дня. В то же время в Европе действует единый сотовый цифровой стандарт GSM, используемый в 95 процентах телефонов (в России он тоже преобладает). Поэтому после долгого периода отставания в области высоких технологий европейские производители аппаратного и программного обеспечения вопринимают грядущий расцвет м-коммерции как долгожданную возможность для мощного рывка вперед. С другой стороны подпирает Япония. Так, недавно ради доступа к 12 млн. пользователей японского сотового оператора DoCoMo американский интернет-гигант America Online согласился отдать ему 42,3% акций своего японского подразделения всего за 100 млн. долларов. И не зря - ряд наблюдателей предсказывает, что стоимость рынка м-коммерции к 2003 году превысит 20 млрд. долларов. А по прогнозам консалтинговой компании GartnerGroup, к 2004 году не менее 40 процентов всей электронной коммерции в секторе розничной торговли будет осуществляться с помощью мобильных телефонов третьего поколения (это уже скорее карманные компьютеры с возможностью мобильной связи).

К этому моменту все границы между просто коммерцией, и-коммерцией, м-коммерцией окончательно исчезнут. Зайдя в мебельный салон и попрыгав на полюбившемся диване, можно будет тут же звонком по телефону оплатить и его, и доставку, не связываясь ни с продавцами, ни с оформлением бумаг. Или (оставаясь на том же диване) можно будет с помощью телефона зайти на сайт другого магазина и оплатить на нем ту же марку дивана (если, конечно, там цена более подходящая). Каким словом прикажете это называть? Интернетно-мобильно-кредитную коммерцию не предлагать. Просто шопинг - чем плохо?

При подготовке текста использованы данные из публикаций на сайтах Clickz Today , E-commerce.Ru , Emoney.Ru , журналов " Интернет ", " Мир Интернет ", " Экспер т", " Компьютерра ", HotWired , Wired Mag , Promo.Ru , Engage Media ,

Егор Быковский
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера