Архив   Авторы  

И-коммерция - с шага на бег
Главная тема

В отличие от американского рынка виртуальной торговли российский пока не слишком предсказуем

Американские интернет-магазины больше российских похожи на настоящие. Во всяком случае, они не останавливаются перед тем, чтобы украсить виртуальную "витрину" по случаю праздника, Вот уже совсем скоро, например, на страницах заморских "и-шопов" дизайнеры развесят традиционные символы Рождества - красно-зеленые венки, бубенчики, изображения развеселого Санты. В этот морозный (в наших широтах) сезон настанет самое горячее время для электронной торговли, по итогам которого уже не первый год во всем мире судят об успехах и провалах модного и стремительно развивающегося бизнеса. Аналитики и исследователи рынка и-коммерции уже начали состязаться в прогнозах.

Американский и европейский рынки интернет-торговли успешно работают не первый год и успели стать достаточно предсказуемыми. Прошло уже целых пять лет - срок немалый даже по меркам традиционного бизнеса - с открытия первого онлайнового магазина Amazon.Com, который успел стать настолько знаменитым, что журнал Time присудил его основателю Джеффу Безосу звание "человек года". Аналитики из Yankee Group ожидают под Новый год продаж в размере 9 млрд. долларов, а их коллеги из Jupiter Communications оказываются щедрее и называют цифру в почти 12 миллиардов. Пусть они себе спорят, для неспециалиста вполне достаточно оценки по порядку величины: пользователи западного Интернета до конца года потратят на покупки в Сети около 10 млрд. долларов.

Самое время поговорить об электронной коммерции вообще и у нас в России в частности. Правда, термин "электронная коммерция" до сих пор весьма расплывчат, определений существует масса, и они не очень стыкуются друг с другом. Рабочая группа по электронной коммерции Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной думы уже полгода обсуждает проект документа, в котором содержится следующее весомое определение: "Под Интернет-коммерцией понимается коммерческая деятельность в сфере рекламы и распространения товаров и услуг посредством использования сети Интернет". А вот американских студентов учат, что e-commerce, она же electronic commerce, есть проведение финансовых транзакций электронными средствами, в частности, при покупках и продажах в интернет-магазинах. Почувствуйте разницу.

Во всех разговорах об и-коммерции всегда разделяют две ее ипостаси - бывает коммерция, где покупателями выступают люди, рядовые потребители (аббревиатура для этого типа бизнеса - b2c, business-to-customer - давно уже известна не только специалистам, но и широкой публике), а бывает и торговля между организациями (это уже b2b, business-to-business). Но за месяц с небольшим до Нового года не хочется обсуждать то, что волнует в первую очередь брокеров, трейдеров и заводских начальников отделов сбыта или комплектации. Поговорим о том, что касается всех нас (ну или по крайней мере тех из нас, кто входит в число нескольких миллионов пользователей российского Интернета), - о шампанском, цветах и подарках.

Оказывается, количество отечественных Интернет-магазинов известно довольно точно. Рейтинг Top Shop на знаменитом Рамблере на момент написания статьи включал 659 участников, список на справочном сайте Magazin.Ru - 651, а торговый рейтинг Irate.Ru - 681. Цифры настолько близки (что нечасто случается со статистическими данными в нашем Интернете), что можно уверенно говорить о 650-700 российских магазинах, функционирующих в середине ноября 2000 года. Купить в них можно почти все. На заглавной странице Torg.Ru среди горячих предложений различных интернетовских торговых точек рядом встречаются и упаковка контактных линз, и цифровая фотокамера, и четырехуровневый коттедж в престижном районе Подмосковья.

В наиболее развитых секторах и-торговли (у нас, как и во всем мире, это книги, кассеты, компакт-диски и всяческие компьютерные и околокомпьютерные товары) ассортимент крупных магазинов приятно удивляет новых покупателей. Сорок тысяч названий книг, 7 тысяч - видеокассет, 23 тысячи - музыкальных дисков можно найти даже в совсем молодом магазине Arcadia.ru, и подобное изобилие в Интернете скорее правило, чем исключение. Аналогичное богатство выбора под одной крышей в реальном мире встретить вряд ли удастся.

Много ли покупают? Здесь с точными ответами дело обстоит уже значительно хуже. Во-первых, много путаницы с b2b и b2c. Например, компьютерные интернет-магазины с удовольствием обслуживают и частных пользователей, и корпоративных клиентов, но их обороты обычно учитывают только в b2c (за редкими исключениями - так, чрезвычайно успешный проект Depo.Ru продает компьютерную технику только компаниям). К тому же работающие в Сети агентства недвижимости вообще не очень склонны указывать свои объемы продаж, а ведь у них единичная сделка (вспомним упомянутый выше коттедж!) может быть на уровне месячного оборота иного крупного интернет-супермаркета (в одном из них гордо объявлено, что самый популярный товар - апельсиновый сок в литровых пакетах). Эксперты международных консалтинговых агентств полагают, что в 1999 году на сектор b2c в России пришлось 3-5 млн. долларов, в текущем году можно ожидать 15-30 миллион. Рост поистине впечатляющий, а главное - те же эксперты, весьма консервативно оценивающие развитие российской экономики в целом, предсказывают продолжение взрывного роста и-торговли в ближайшие несколько лет. Цифры на уровне 150-200 миллионов долларов в 2001-ом году и почти миллиарда - в 2003 встречаются уже во многих прогнозах потребительского сектора российского Интернета и больше не вызывают ухмылок отечественных пессимистов. Хотя скептики, конечно, напоминают, что все эти цифры - лишь малые доли процента от полных оборотов розничной торговли. Кроме того, напомню, что эта статья началась с упоминания о предвкушаемом "у них" десятке миллиардов в нынешнем году. Почему же у нас пока намного (в тысячу раз!) скромнее?

Традиционные объяснения всегда начинаются со списка российских бед с точки зрения интернет-торговца. Мало, мол, распространены кредитные карточки (и вообще любые средства безналичных расчетов для физических лиц), оттого удобство оплаты "без отрыва от клавиатуры" доступно лишь немногим. Нет, дескать, надежных и быстрых служб доставки в любую точку страны (в одном онлайновом магазине покупателя заботливо предупреждают "Почта России доставляет отправления в срок от двух до десяти недель"). Не существует массовой привычки покупать товары по каталогам, а психологически мировая интернет-торговля опирается именно на эту покупательскую традицию. Да и вообще - бедные мы, и в Сети наших раз-два и обчелся, от силы пара процентов населения.

Опыт работы успешных интернет-магазинов, однако, демонстрирует, что первые две проблемы, объединяемые словами "неразвитая инфраструктура", не так страшны, как недавно казалось. Год назад московский магазин "Оксирис" слегка ошеломил покупателей своими курьерами, каждый их которых был оснащен переносным кассовым аппаратом. Сегодня такая практика прижилась и в Санкт-Петербурге, и в Новосибирске, и наверняка где-то еще, да и без кассового аппарата можно вполне легально принять платеж при доставке. Такой способ может казаться не самым современным, но COD (cash on delivery) не в России придуман, и много десятилетий успешно служил сотням миллионов потребителей по всему миру. Есть, правда, одна беда - такой режим оплаты совершенно не годится для подарков, а на Западе Интернет-торговлю в таком качестве используют часто. Представьте себе курьера, вручившего вашей любимой девушке букет роз и тут же деловито доставшего кассовый аппарат... Впрочем, лучше представьте реакцию девушки.

Проблему доставки серьезные интернет-коммерсанты тоже решают неплохо. Старейший наш книжный магазин "Озон" недавно отпраздновал двухлетний юбилей своей фирменной курьерской службы. Холдинг eHouse, объединяющий несколько специализированных магазинов, тоже создал свою службу "Скороход", услугами которой клиенты, пожалуй, довольны. Конечно, это все локальные, а не общероссийские решения, но и Интернет в нашей стране сильно сконцентрирован в отдельных регионах. На два не самых крупных по площади региона, Центральный и Северо-Западный, приходится больше половины всех пользователей, да и внутри этих регионов аудитория Интернета сосредоточена преимущественно в нескольких городах. Исходя из компактности проживания пользователей в России, корректнее сравнивать некоторые ее регионы с небольшими европейскими странами, чем всю федерацию с Америкой, например.

А вот с покупательской психологией, достатком и размерами Интернета в России действительно есть проблемы. Лишь каждый пятый российский пользователь Интернета хоть раз что-то покупал в Сети, да и среди этих немногих больше любопытных, чем регулярных покупателей. В США покупателей сейчас 55% от общего числа пользователей, причем в среднем покупки они совершают раз в месяц, за год на кругленькую сумму в 1200 долларов. Наверное, первична здесь все же не психология, а уровень доходов. Есть, увы, злая правда в том тезисе, который мы когда-то учили, "бытие определяет сознание". Средний американский пользователь Интернета, по недавно опубликованным данным Gartner Group, прожил(а) на свете 41 год, зарабатывает ежегодно 65 тысяч долларов, и эти возраст и деньги в куда большей степени определяют потребительское поведение, чем исторические традиции. Для сравнения стоит заметить, что по данным Gallup Media, среди российских пользователей Интернета 38% тратят на еду половину и более своего дохода, а 56% признают, что их доходов хватает только на питание и одежду. Впрочем, оговорюсь, что покупка питания и одежды в Рунете - тоже совершенно не проблема.

В цифири, которой изобилует предыдущий абзац, и коренится причина почти тысячекратного разрыва в объемах продаж (а ведь по числу пользователей Сети мы отстаем от Америки всего лишь в десятки раз). Все-таки Интернет - не оптовый рынок, в нем товары не те, что челноки продают, - но и цены соответствующие. Интернет-торговля в России обслуживает в основном даже не тощий наш средний класс в целом, а лишь тоненький верхний его слой и некоторое количество совсем уж богатых граждан.

Вот здесь и пришла пора вспомнить про Рождество и Новый год. Как раз об эту пору так приятно немножко погрузиться в сказку. Если не собираетесь уезжать в глянцевый мир европейских зимних курортов или расслабляться в вечнозеленых тропических краях, можно устроить себе маленький праздник прямо у монитора. Купить в онлайне роскошную книжку, которая не попадется на лотках, подобрать модную обновку и заказать бутылочку вина, достойную встречи нового века. Купите себе немного сказки - пока это сказка. А то еще немного, и мы начнем писать Интернет с маленькой буквы, и станет он привычней телевизора.

Андрей Себрант
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера