Архив   Авторы  

Международный оперный фестиваль
Художественный дневник

Чебоксары

Российская провинциальная опера живет в основном фестивалями: проще найти деньги на престижный для города праздник с участием столичных артистов, чем на рядовую постановку нового спектакля. Кострома зазывает к себе певцов Большого, исполняющих у монастырских стен "Ивана Сусанина", Нижний Новгород придумал оперную "Болдинскую осень", Казань проводит фестиваль, посвященный Шаляпину.

В лучшем положении театры тех городов, где есть хоть какой-то повод для оперных торжеств. Труппе столицы Чувашии повезло. Недалеко от Чебоксар сто лет назад родился Максим Дормидонтович Михайлов - легендарный бас Большого театра, которому завидовал сам Шаляпин. А десять лет назад внук певца, Максим Михайлов (тоже бас и солист Большого), предложил чувашским властям основать в честь деда ежегодный оперный фестиваль. Идею поддержали, и в республике впервые появилось культурное событие российского масштаба.

Михайловский фестиваль - один из самых характерных среди своих собратьев, заставляющий воспринимать провинциальную оперу как особое явление, в которой ценится не музыкальное качество, а эффектность. В чебоксарских спектаклях храмы и терема похожи на яркие домики с детской площадки; в соответствии с местными представлениями о "модерне" реалистическую оперу могут оформить нелепыми, но впечатляющими конструкциями, но забыть о деталях, необходимых по сюжету. Мизансцены порой смешнее любой пародии: один персонаж прячется за столб, а другой, идя прямо на него, делает вид, что никого не видит; героиня зовет возлюбленного, глядя вправо, а он появляется слева...

Но при этом в Чебоксарах можно было увидеть остроумную постановку моцартовского "Похищения из сераля" в качественном исполнении, интересную оперу современного питерского композитора Валерия Пигузова "Портрет" по Гоголю, красивых "Искателей жемчуга" Бизе, не шедших в России, а также удачные детские спектакли ("Белоснежку", "Сказку о мертвой царевне", "Щелкунчика").

Поначалу фестиваль был почти домашним - с бенефисами местных звезд и выездами в Кольцовку, родную деревню Михайлова, где гости из Большого, подобно участникам агитбригад, пели в нетопленом, освещенном керосиновыми лампами клубе. Со временем фестиваль стал представительнее и официознее. Вслед за президентом Чувашии Николаем Федоровым местные начальники взяли за правило ходить чуть ли не на каждый спектакль. В Чебоксарах побывали почти все отечественные знаменитости - певцы Ирина Архипова, Мария Биешу, Ирина Богачева, Борис Штоколов, балерины Надежда Павлова и Людмила Семеняка, ведущие и начинающие солисты Москвы, Петербурга, а также театров поволжских, уральских и сибирских городов. Бывали певцы и дирижеры из Италии и Франции. Порой на фестивальных спектаклях собирался столь блестящий состав гастролеров, что они проходили лучше столичных. Разболтанный местный хор и оркестр зазвучали стройнее, появились хорошие молодые певцы.

На этот раз устроители юбилейного фестиваля решили сэкономить на звездах и представить чебоксарской публике "дайджест" вокальных новостей России - помпезного "Бориса Годунова", привезенного Нижегородским оперным театром, "Царскую невесту" в аккуратном исполнении студентов Московской консерватории. В городе возник переполох, когда вышла афиша "Князя Игоря" с именем Надежды Павловой: зрители мгновенно раскупили билеты, решив, что их знаменитая соотечественница будет солировать в "Половецких плясках". Однако вместо Павловой исполнять "Пляски" приехала возглавляемая ею московская балетная труппа, а главными героями спектакля оказались солисты Большого Владимир Букин (Князь Игорь), Ольга Терюшнова (Кончаковна) и Максим Михайлов (Кончак), блестяще исполнившие свои партии.

Но самым удачным проектом, стоившим всей фестивальной программы, оказался концерт "Три баса", пародирующий шоу трех теноров. Его придумал самарский пианист Дмитрий Сибирцев, проводящий в своем городе фестиваль басов. Он пригласил основателя фестиваля Максима Михайлова, молодого самарского солиста Андрея Антонова и патриарха Большого театра Александра Ведерникова, которые довели публику до гомерического хохота, распевая "на троих" арии, романсы и русские народные песни.

Ярослав Седов
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера