Архив   Авторы  

Формы большие и малые
Искусство

Перед самым Новым годом "Золотая маска" называет лучшие российские спектакли прошлого сезона

Итак, по установившейся традиции перед самым Новым годом вместе со множеством других рейтингов, хит-листов и горячих десяток мы узнаем названия лучших российских театральных спектаклей прошлого сезона: оглашается список номинантов на премию "Золотая маска", которая будет вручаться в будущем марте. Скандалов в этом году не было, результаты выбора экспертного совета оказались вполне ожидаемы, но некоторых комментариев они все-таки требуют.

Драматический театр

Собственно, мини-скандальчик был, но еще осенью, когда опубликовали новое "Положение о премии" (каждый год жюри или учредители премии, недовольные результатами вручения "Масок", считая, что "все зло в системе", меняют условия конкурса). Так вот, по нынешнему "Положению" в драме разделен конкурс спектаклей "большой" и "малой" форм. Действительно, в последние годы в финал "Маски" выходили большей частью постановки, сделанные для камерного пространства. Это вполне соответствует мировым тенденциям развития театрального искусства: спектакли, сделанные для большого зала и рассчитанные на коммерческий успех, все более тяготеют к шоу. В том, что такое разделение грядет, сомневаться не приходилось: влиятельный Марк Анатольевич Захаров, чьи "большие" постановки никогда не получали "Масок", давно уже язвил по поводу спектаклей, "сделанных в лифте". Теперь путь к "Маске" для самого Захарова и многих других коммерчески успешных режиссеров России оказался посвободнее. Театральная общественность, получив как новый творческий критерий "размер" спектакля, уже надрывала животики, обсуждая, каким будет следующее разделение: по длительности представления, по возрасту или полу режиссеров? И все же больших дивидендов такое разделение никому не принесло. Правда, в список лучших спектаклей "большой формы" вошел ленкомовский "Город миллионеров" (см. "Итоги" # 14, 2000), поставленный учеником Захарова Романом Самгиным и не без оснований считающийся творением самого Марка Анатольевича. Но экспертный совет, вынужденный пойти на уступку, видимо, протестуя против давления сверху, не включил в списки частных номинаций ни артистов, ни режиссера "Города миллионеров" - только художника Олега Шейнциса. Для спектакля, чей успех основан на игре дуэта Чурикова - Джигарханян и идущего под гомерический хохот публики, такая ситуация унизительна вдвойне.

Далее. Всего в номинации "Спектакли большой формы" выдвинуто шесть спектаклей. Кроме "Города миллионеров", здесь еще "Контрабас" из "Сатирикона" - действительно виртуозный моноспектакль Константина Райкина в постановке Елены Невежиной (см. "Итоги" # 29, 2000). Спектакль, который на пустой сцене играет один актер, довольно странно называть "спектаклем большой формы", но коли границей "величины" считается зал на 200 мест, а в "Сатириконе" их гораздо больше - формальное условие соблюдено. Уже второй спектакль ученицы Фоменко Елены Невежиной попадает в "масочный" конкурс и второй раз ее саму как режиссера не выдвигают, в чем тоже есть некоторая странность. Но Райкин, конечно, в список лучших актеров попал.

Последняя премьера Льва Додина "Молли Суинни" (см. "Итоги" # 16, 2000) - очень разговорная и созерцательная ирландская пьеса на трех актеров, - конечно, тоже попала в "масочный" список. Здесь частными номинациями замечены все: режиссер, художник Давид Боровский (его лаконичные декорации действительно были изумительно красивы) и актеры Татьяна Шестакова и Сергей Курышев. Без внимания почему-то оставили только третьего актера - Петра Семака. Второй питерский спектакль - "Потерянные в звездах" Григория Дитятковского, поставленный на сцене Театра на Литейном (см. "Итоги" # 25, 2000) по весьма нехитрой израильской пьеске, снова прежде всего представляет блестящих актеров: Сергея Дрейдена (который в прошлом году получил "Золотую маску" за лучшую мужскую роль тоже в спектакле Дитятковского) и Вячеслава Захарова. Режиссер тоже не обойден вниманием.

И еще два провинциальных спектакля среди "больших": во-первых, чеховские "Три сестры" новосибирского театра "Красный факел", который поставил его главный режиссер Олег Рыбкин. Рыбкин, ученик Фоменко, в свое время был самым молодым режиссером, спектакли которого выдвинули на "Золотую маску". Его постановки уже несколько лет исправно отбираются в конкурс как лучшие спектакли сезона. И с той же исправностью не получают никаких наград. А иногда даже вызывают небольшой скандал, как было пару лет назад с эпатажной и стильной "Ивонной", оформленной Андреем Бартеневым и Петлюрой (диск с музыкой к этому спектаклю вышел в Москве только сейчас). Теперь уже в "масочном" списке появляются спектакли учеников Фоменко следующего поколения: Елены Невежиной или, как в прошлом году, Екатерины Глуховской, а Рыбкин привозит вполне традиционных, но качественно поставленных "Трех сестер". В частных номинациях упомянуты и сам режиссер, и лучшие его актеры: Лидия Байрошевская (Маша) и Владимир Лемешонок (Кулыгин). Второй спектакль - гротескный "Ангел приходит в Вавилон" Томского драматического театра по пьесе Фридриха Дюрренматта в постановке Бориса Цейтлина. В свое время Цейтлин получил самую первую общероссийскую "Маску" за лучший спектакль сезона - шекспировскую "Бурю", поставленную в Казани, - и с тех пор среди номинантов не объявлялся. За это время здание его казанского театра успело сгореть, сам он ставил то тут, то там, был и в Москве (без особого успеха), а совсем недавно стал главным режиссером в Томске. У его эффектного притчеобразного "Ангела" в условном и каком-то космическом оформлении Елены Степановой противников не меньше, чем сторонников, из-за чего, вероятно, режиссер не попал в список частных номинаций, а художница попала.

Еще о нескольких спектаклях, которые имели все основания попасть в список "больших". В первую очередь это "Борис Годунов", которого для Конфедерации театральных союзов поставил лауреат прошлой "Маски" англичанин Деклан Доннеллан со сборной командой московских актеров. Шансов получить "Маску" у этого спектакля было много, но по правилам в конкурсе не может участвовать спектакль, который нельзя сыграть на "масочном" фестивале. В мировой гастрольный график "Бориса Годунова" мартовский фестиваль не укладывался, и из конкурса спектакль вылетел. Затем - "Шейлок" Роберта Стуруа в "Et cetera". Ясно, что, поскольку Александр Калягин стал председателем жюри, спектакль, где он играет главную роль, не может быть выставлен на конкурс. Есть подозрение, что и жюри Калягин возглавил, чтобы зря не нервничать. И, в-третьих, "Играем... Шиллера!" Римаса Туминаса в "Современнике". Очевидно, что Марина Неелова имела очень большие шансы получить премию за роль Елизаветы. Но Галина Волчек, давно уже обиженная на критиков, которые ее в последние годы не жалуют, демонстративно сняла спектакль с конкурса. Здесь, конечно, имело значение и то, что в конкурсе предлагали участвовать спектаклю приглашенного режиссера, а собственная премьера Волчек "Три товарища" оказалась никому не интересной.

Теперь о "малых" спектаклях. Во-первых, это чеховский "Черный монах" в тюзовской постановке Камы Гинкаса (см. "Итоги" # 43, 1999), который имеет все основания получить премию в своей категории (среди "больших" спектаклей таких явных лидеров, кажется, нет). Здесь выдвинут и режиссер, и исполняющий главную роль Сергей Маковецкий (хотя Ясулович и Кашпур, играющие в этом спектакле, тоже отменно хороши), и художник Сергей Бархин, чье гениально придуманное пространство еще войдет во все учебники по сценографии (напоминаю, что и актеры, и зрители находятся на балконе, над залом, и черная пустота за игровой площадкой становится глубиной ночного неба, откуда является фантастический монах). Следующий фаворит московского сезона - "Одна абсолютно счастливая деревня" в Мастерской Петра Фоменко, поставленная им самим (см. "Итоги" # 26, 2000). За этот милый, легкий, похожий на студенческий спектакль по прозе Бориса Вахтина на "Маску" выдвинут и сам режиссер, и актеры, исполняющие главные роли: Полина Агуреева и Сергей Тарамаев. Третий "малый" московский спектакль в списке - "На дне" в постановке Адольфа Шапиро (см. "Итоги" # 19, 2000). Кажется, камерного в нем только крошечный зал Табакерки. Имей она зал побольше, спектакль смотрелся бы не хуже. Это прежде всего "актерский" спектакль, поэтому вместе с режиссером здесь в частных номинациях выдвинуты целых три актера - Александр Филиппенко, Андрей Смоляков, Михаил Хомяков. Вполне можно было бы выдвинуть еще и самого Олега Табакова, и Евдокию Германову, но, видимо, эксперты решили, что это будет слишком (тем более, Германова стараниями Табакова недавно получила премию Станиславского, что, может быть, не так престижно, зато денежно).

Два "малых" питерских спектакля - поэтичная и почти бессловесная "Школа для дураков" в постановке Андрея Могучего (совместная постановка "Балтийского дома" и "Формального театра") и печальный, "атмосферный", с замечательными актерами "Леший" на сцене местного ТЮЗа (про оба - см. "Итоги" # 42, 2000). Могучего выдвинули в номинации "лучший режиссер", а постановщиков "Лешего" - нет, вероятно, оттого, что трудно было разобраться, кого, собственно, за достоинства спектакля благодарить: режиссера Ивана Латышева или руководителя постановки Григория Козлова. Зато выдвинули двух очаровательных актрис: Ольгу Карленко (Соня) и Марию Солопченко (Елена Андреевна). Последний спектакль, находящийся в списке "малой" драмы, - "Дядюшкин сон" по Достоевскому Воронежского камерного театра в постановке одного из лучших режиссеров российской провинции Михаила Бычкова. Здесь в частных номинациях выдвинуты и режиссер, и актеры Татьяна Кутихина (Москалева) с Анатолием Абдулаевым (Князь К.), и художник Юрий Гальперин, придумавший весьма экстравагантное, почти клоунское оформление.

Кукольный театр

Самое удивительное, что в выдвинутых на конкурс кукольных спектаклях (а в этом жанре в первую очередь важен художник, затем режиссер, а уже потом - актеры) эксперты вообще не нашли достойных режиссеров и художников. В частных номинациях отметили только лучшего актера - Евгения Бондаренко, псковского кукольника, который в одиночку играет марионеточный спектакль "Иван-царевич и Серый Волк". Кроме детской сказки, выдвинули "Потудань" по Андрею Платонову питерского Театра на Литейном - спектакль, как говорят, сделанный под сильным влиянием Габриадзе. Конечно, в список лучших спектаклей попал и "Гамлет" театра "Тень" (см. "Итоги" # 40, 2000). Правда, говорят, что выбор этот не был для экспертов очевидным: кто-то счел залихватскую работу Майи Краснопольской и Ильи Эппельбаума капустником и не смог оценить ее режиссерской новизны.

Опера, оперетта и мюзикл

Главным претендентом на оперную "Маску", по-видимому, станет "Золото Рейна", которым Мариинский театр открывает первую за последние полвека полную постановку вагнеровской тетралогии "Кольцо нибелунга". Вряд ли ему составит конкуренцию мариинский же "Дон Жуан", за оформление которого немецкий сценограф Готфрид Пильц выдвинут в номинации "Лучший художник". Валерия Гергиева уже чуть ли не автоматически выдвигают на соискание всевозможных премий в номинации "Лучший дирижер", но на сей раз его работа в "Золоте Рейна" действительно качественна и интересна, чего не скажешь о спектакле. Правда, постановщик "Золота Рейна" Йоханнес Шааф, собиравшийся ставить все "Кольцо", отставлен от этой работы. Теперь у него есть шанс получить моральную компенсацию в виде "золота "Маски".

С Мариинкой на этот раз конкурируют питерская "Санкт-Петербург опера" с занятной "Пиковой дамой" в постановке многократного лауреата "Маски" Юрия Александрова, а также московская "Геликон-опера" с умеренно эпатажной "Леди Макбет Мценского уезда" Дмитрия Бертмана. Самый серьезный претендент на премию за лучшую роль - Виктор Черноморцев, достойно исполнивший в мариинском "Золоте Рейна" изнурительную главную партию Альбериха.

А в номинации "Оперетта и мюзикл" всего два соискателя - одиозное московское "Метро" и краснодарская оперетта "И вновь цветет акация".

Балет и современный танец

Балетные эксперты решили в этом году опять выставить Большой театр на посмешище. Труппе придется в очередной раз показать самый провальный спектакль прошлого сезона - балет "Дочь фараона" в постановке Пьера Лакотта, перенасыщенный труднейшими, бездарно скомпонованными трюками (см. "Итоги" # 20, 2000). Причем мучиться артистам придется понапрасну. Во-первых, спектакль все равно снят с репертуара Геннадием Рождественским. Во-вторых, единственная балерина, достойная внимания, - Надежда Грачева, блестяще исполнившая главную партию царевны Аспиччии, - ушла в декретный отпуск. В ее отсутствие эксперты выдвинули на "Лучшую женскую роль" молодую танцовщицу Марию Александрову, исполнившую в "Дочери фараона" второстепенную партию служанки Рамзеи. В-третьих, сомнительная постановка Лакотта конкурирует с превосходно исполненными в Мариинке "Драгоценностями" Джорджа Баланчина (см. "Итоги" # 45, 1999) и "Манон" Кеннета МакМиллана (см. "Итоги" # 16, 2000). А солисты Большого поставлены в невыгодное положение: их будут сравнивать с великолепными исполнителями "Драгоценностей" - Ульяной Лопаткиной ("Бриллианты") и Дианой Вишневой ("Рубины").

Почему-то эксперты не выдвинули на "Маску" знаменитую петербургскую приму Алтынай Асылмуратову, одну из лучших в мире исполнительниц роли Манон, превзошедшую в этом спектакле легендарную Наталью Макарову (эмигрировавшую вслед за Нуреевым и Барышниковым). Зато отметили "Послеполуденный отдых фавна" Джерома Роббинса в Большом, исполненный Светланой Лунькиной и Дмитрием Белоголовцевым, выдвинутым в номинации "Лучшая мужская роль".

Среди хореографов эксперты "Маски" выбрали петербургского интеллектуала Николая Боярчикова за скучноватого "Фауста", авангардистку Татьяну Баганову за живописный "Кленовый сад" и эпатажного Евгения Панфилова за игривых "Прекрасных дам маркизов". А в номинации "Современный танец" представили восемь спектаклей, половина которых приедет с Урала - из Екатеринбурга, Перми и Челябинска.

Новация

В загадочную номинацию "Новация", как обычно, попало то, что казалось интересным, но в обычные рамки не укладывалось. Поэтому действительно новаторским в этом списке вряд ли что-нибудь назовешь.

Театр "ЧерноеНЕБОбелое" существует давно и известен своими мрачными пластическими экзерсисами и замечательной гуттаперчевой актрисой Марчеллой Солтан. На Западе подобных "невербальных" театров много, а у нас "ЧерноеНЕБОбелое" - практически единственный, и только в этом смысле его спектакль "Имитатор Деи" может сойти за нечто новенькое.

"Суицид" - новый спектакль бывшей петербургской, а нынче дрезденской группы "Дерево" - тоже попал в список номинантов. Конечно, "Дерево" - хороший, хоть и не особенно "новаторский" клоунский театр, наследующий "Лицедеям", но с какого перепугу в списке лучших российских спектаклей значится постановка театра из Германии - понять невозможно. Спасибо, хоть ради такого случая привезут в Москву свежий спектакль. Третий номинант - обрядовый театр из Владикавказа "Арвайден" (в переводе - "небесное зеркало") с одноименным спектаклем.

И последнее - "Бабы. Год 1945-й" пермского "Балета толстых". Постановка эпатажного Евгения Панфилова, спектакли которого со дня основания премии экспертные советы упорно выдвигали на основные номинации "Маски", а жюри каждый раз безжалостно браковало. Наконец, когда Панфилов отчаялся увлечь "Маску" пусть спорными, но оригинальными постановками и воспользовался находками европейских хореографов (самый знаменитый "Балет толстых" лет двадцать назад создала француженка Маги Марэн), у него появился шанс получить награду за "открытие".

Вот и все новации.

Дина Годер, Ярослав Седов
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера