Архив   Авторы  

Российская пикториальная фотография 1900-1910-х гг.
Художественный дневник

Московский Центр Искусств. Москва

Пикториальная (от английского pictorial, то есть "живописная") фотография - разновидность художественной фотографии эпохи импрессионизма и модерна. Пикториалисты пытались игрой светотени и сложными методами печати превратить фотокарточку если не в картину, то в рисунок или гравюру. А также приукрасить действительность. К реализму пикториализм отношения не имеет.

Но факс, пришедший из Московского Центра Искусств, приглашал на выставку "пиктореальной" фотографии. У сотрудников галереи случилась оговорка по Фрейду, вызванная вбитым в подсознание пиететом перед "прогрессивной реалистической традицией". (Нельзя же подумать, что в МЦИ вообще не знают, про что эта выставка, организованная галереей фотографического искусства "ТОНДО", которой Центр любезно согласился предоставить залы.) Но интересно, что подобные оговорки-опечатки возможны теперь, когда несказанно красивый пикториализм явно потеснил всемогущий реализм и новомодный авангард.

В московских галереях уже видели персональные выставки участников проекта Сергея Лобовикова и Александра Гринберга. Выставка "Русская пикториальная фотография", проходившая аж в Третьяковке, стала одним из ударных сюжетов первой московской фотобиеннале в 1996 году. Ну а на "Фотобиеннале-2000" все в том же МЦИ прошла выставка "Между пикториализмом и конструктивизмом", одним из кураторов которой был коллекционер Алексей Логинов (он же один из кураторов нынешнего проекта). Но год назад в МЦИ было куда интересней: экспозиция сталкивала лбами главных врагов - буржуазных пикториалистов и левых конструктивистов, обнаруживая при том (хотя и с натяжкой) "взаимопроникновение стилей".

Сейчас же никакого сюжета нет. По стенкам чинно висят подборки работ 18 авторов. Пояснения отсутствуют - их заменяет слайд-фильм. Каталог - скорее буклет с картинками. Хотя работы предоставили и ГИМ, и РГАЛИ, и Союз фотохудожников России, основной массив добыт из частных коллекций. Потому проект кажется обнародованием запасов, необходимым в коммерческой деятельности. Странно только, что выставку поддержали фонд Сороса и Минкульт (последний, вероятно, потому, что другой автор проекта - замминистра культуры Павел Хорошилов - тоже известный фотоколлекционер).

Бродя по залам, начинаешь обращать внимание на всякую чепуху. Например, знаменитый снимок "Монашенка" 1911 года Алексея Мазурина помещен, как икона, в раскрашенный гипсовый оклад (на фото). С одной стороны, китч, с другой - новаторский для своего времени арт-объект. А Сергей Иванов-Аллилуев "для красоты" делал своим портретам рваные края: дизайнерски-радикальный ход. На "Портрете В. Собко" с вальяжным франтом в белом кителе работы Анатолия Трапани в углу наклеена малюсенькая картинка с голым мужиком - настоящий коллаж. И т. д.

Но и сами по себе неоднократно виденные снимки очень красивы. Все-таки "пикториальная" - значит "живописная".

Александр Панов
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера