Архив   Авторы  

Маркисты против марксистов
Искусство

Пушкинский музей нашел третий путь в развитии русского искусства

"Буксир у ростральной колонны", "Ленинград. Нева", "Натюрморт с плодами и белыми цветами", "Ипподром зимой"... Что может быть невинней подобных картин? Да и название у выставки, почти сплошь состоящей из такого рода вещей, умильно-сакраментальное: "На берегах Невы". Отдел личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина явно решил сделать эту выставку (подзаголовок - "Живопись и графика ленинградских художников 1920-1930-х годов из московских частных коллекций") трогательным подарком директору музея г-же Антоновой ко дню рождения.

Сразу настраиваешься на сентиментальный лад. Красивые пейзажи, натюрморты, ню, портреты и автопортреты, принципиально редкие исключения - несколько советских "тематических" работ вроде "В цеху", "На текстильной фабрике" или "Испытание глиссеров". Хорошие и практически забытые авторы-эскаписты, по преимуществу связанные с ленинградским обществом "Круг художников", существовавшим с 1926 по 1932 год. Кто сейчас помнит его членов-учредителей Вячеслава Пакулина или Александра Русакова? Никто. Так что у выставки весьма благородная цель - спасение от забвения питерских художников. И устроена она по инициативе людей благородных - московских коллекционеров Юрия Носова (автора концепции и составителя добротного каталога) и Романа Бабичева, специализирующихся на "тихом" (не авангард, но и не соцреализм) искусстве 20-30-х. Собирающих, а главное, реставрирующих картины всех этих Пакулиных и Русаковых. Что можно счесть истинным меценатством - на подобных вещах не очень заработаешь.

Итак, слово найдено - тихое искусство, тихая выставка (несмотря на объем - около 140 произведений), тихий, немноголюдный вернисаж. Но в тихом омуте известно кто водится. И проект "На берегах Невы" в итоге получился агрессивно-идеологическим.

Авторы текстов каталога воюют с засильем всяческих "измов" в искусстве XX века, с недалекими критиками - врагами вдумчивых искусствоведов, "принимающих живопись близко к сердцу", с так называемым "современным искусством", которое и обслуживают эти критики, а также с фальсификацией художественного процесса прошлого столетия, случившейся по вине критиков-адептов актуального искусства. Зато цитируют относительно недавнюю книжку про советское искусство 30-х годов профессора МГУ и новоиспеченного членкора Академии художеств Александра Морозова, главного борца со всякими Бренерами-Куликами.

Но не в каком-то Морозове дело. Дело в том, что на сегодня нет устоявшейся и общепринятой истории русского искусства XX века. Есть две концепции, конкурирующие между собой. Одна - "актуально-авангардистская" - настаивает на том, что был Великий Русский Авангард с его идеей тотального переустройства не только искусства, но и жизни. Из авангарда и выросли коммунистическая утопия и обслуживающий ее соцреализм (эстетическая состоятельность которого сомнению не подвергается). Затем появился "второй русский авангард" - искусство нон-конформистов, соцреализм разрушивший и породивший сегодняшнее "современное искусство".

Вторая концепция - "либерально-академическая", морозовская - утверждает, что авангард и соцреализм - неизвестно откуда взявшиеся опухоли на теле великого русского искусства, только авангард (так и быть!) - опухоль доброкачественная, а соцреализм - злокачественная. Согласно этой концепции соцреализм нарушил естественный ход развития русского искусства, которое, переболев авангардом, вернулось к традиционным художественным ценностям еще в конце 20-х, но возврат этот никто не смог увидеть как раз из-за засилья соцреализма. (Под "возвращенцами" имеются в виду и наши тихие питерские художники с выставки в ГМИИ, и русский "сезаннист" Роберт Фальк, и раскаявшаяся авангардистка Надежда Удальцова.) В послевоенные времена знамя "истинных ценностей" перешло в руки художников-либералов, официально поддерживаемых властями (так называемый "левый МОСХ"), а сегодня его с гордостью несут питомцы Зураба Церетели. Всякое "другое искусство" наряду с Бренерами-Куликами только мешается под ногами.

Вот в такой идеологический контекст попал "Круг художников", вот такой подтекст у выставки, ему посвященной. В период заката авангарда и расцвета соцреализма - по мысли авторов каталога - ленинградцы ушли в себя, спасая Искусство. Они подражали не Малевичу или Иогансону, а французским фовистам, в особенности Альберу Марке с его лаконичными городскими пейзажами. Злые советские критики даже прозвали их "маркистами". Они и в самом деле были маркисты, а не марксисты, как авангардисты и соцреалисты. Они нашли третий путь в искусстве, самый плодотворный.

Но вся штука в том, что в Европе к 30-м годам этот путь был не просто проторенной тропкой, а скоростной магистралью (тот же Марке из былого бунтаря превратился в салонного и дорогого живописца). А движущиеся по этой магистрали в России начала ХХI века оказываются у парадного подъезда Академии художеств.

Впрочем, на выставке лучше про это не думать, а благодушествовать. Ведь и "Буксир у колонны" хорош, и "Ипподром" удался, и у Ирины Александровны день рождения.

Федор Ромер

Врез 1

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера