Архив   Авторы  

Человек, который хотел стать святым
Библиотека

До самой смерти в нем боролись писатель и монах

У Томаса Мертона такое лицо, что, окажись он в России, его бы многие донимали вопросом: да как же вас, с вашим умом и жизнелюбием, угораздило пойти в монахи? И действительно, от всего его облика веет такой витальной силой, что, казалось бы, трудно представить себе более неподходящее для него место, чем монастырь. Тем более траппистский - чуть ли не с самым суровым в католической церкви уставом, предписывающим многочасовые молитвы, обет молчания и почти полное затворничество.

Впрочем, что говорить о нас, в большинстве своем в вере мало что понимающих. Даже религиозного писателя Джима Фореста задело видимое несоответствие облика известного поэта и автора духовных сочинений образу смиренного монаха. Он и строит его биографию (первую, которая переведена на русский язык) так, будто пытается объяснить и себе, и читателю, что же "довело" Мертона до жизни такой.

В школе мальчик толком не учился: после смерти матери они с отцом-художником скитались по свету, уехав из США сначала на Бермуды, потом во Францию и Англию. Потеряв в январе 1931 года отца, шестнадцатилетний Том поселился у родственников в Лондоне - и пустился во все тяжкие. Пил, заводил бессчетные романы, а навещая летом американских бабушку с дедушкой, подрабатывал зазывалой в стриптизе. Правда, не скрывает Форест, в последние школьные годы занимался как проклятый и поступил в Кембридж. Но в Кембридже "стал одним из самых разнузданных студентов" и с одной из своих пассий даже "прижил внебрачного ребенка". Экзамены он сдал плохо, стипендии ему не дали, и добропорядочная английская родня сочла за лучшее отправить его в Америку под присмотр деда.

В Америке продолжалось все то же. Мертон стремился взять у этого мира "все мыслимые наслаждения". "Я сделал, что хотел, но сам оказался опустошенным и ограбленным", - пишет он в автобиографии, и Джим Форест доверчиво цитирует его в тексте. Попутно упоминая, что Мертон учится в Колумбийском университете всему - от геологии до конституционного права, пишет статьи, стихи и рассказы почти во все университетские издания, состоит в команде гонщиков, клубе начинающих журналистов и литературном обществе, да еще и подрабатывает. Не многовато ли для "опустошенного"? Создается впечатление, что вовсе не чувство раскаяния и душевные муки заставили Мертона обратить свой взгляд к Богу, а тот же избыток жизненных сил (такого приключения в его жизни еще не бывало) и уверенность, что он может все. Вот был грешником, а захочет - и станет святым.

Незадолго до войны, когда Мертон все больше утверждается в мысли, что зло, которое воплощает Гитлер, не укротить его же средствами - насилием и убийством, он так и пишет: "Защита одна - принять Евангелие и стать святым". Постепенно зреет решение уйти в монастырь. В феврале 1942 года, приняв первый постриг, Томас Мертон превращается в брата Людовика. Отныне ему уготованы покрытая соломой доска в спальне на 70 человек, почти беспрерывный пост и молитвы да тяжкая работа на ферме. "Жизнь стала цельной", - пишет Мертон в письме другу. Увы, с этим чувством он прожил недолго.

Поступая в Гефсиманский монастырь в Кентукки, Мертон думал отсечь свою волю, полностью "исчезнуть в Боге". Главное - отказаться от писательства. Не вышло: не писать он не мог. Да и настоятель всячески поощрял молодого послушника, видя в его творчестве вполне ощутимое "благо для общины". Изданная в 1948 году автобиография "Семиярусная гора" расходится фантастическими для Америки тиражами, и потом его известность только растет. В монастырь к Мертону начинается настоящее паломничество. Он переписывается с Пастернаком. После изгнания из Союза писателей тот признается, что "высокий дух и молитвы Мертона спасли ему жизнь". И еще со множеством самых разных людей от организатора II Ватиканского собора Папы Иоанна XXIII до желторотых студенток, которые жалуются ему на свои беды. Бурно обсуждавшиеся в религиозных кругах мысли Мертона о современном мире стали подспорьем для богословов, готовивших для II Ватиканского собора социальную доктрину церкви.

Мертона ждет искушение славой. Искушение бунтом: во время холодной войны церковная цензура запрещает ему публиковать пацифистские статьи, и Мертон распространяет их, печатая на ротаторе, то есть, попросту говоря, занимается самиздатом. Искушение любовью: в 51 год он первый раз в жизни полюбит и всерьез задумается о том, чтобы вступить в брак. Искушение отступничеством: в зрелом возрасте он все чаще думает о монашестве как об отжившей институции, пытается, как пишет Форест, найти его место "в мире революций" (даже делает доклад на тему "Марксизм и перспективы монашества"). Но, несмотря на все соблазны и острое порой желание "хлопнуть дверью", до самой своей трагической гибели в 1968 году (он умер от удара током) Мертон остается монахом, продолжая идти "в поисках Того, в Ком... уже успокоился".

Простодушный и почтительный автор Джим Форест почти не комментирует действий своего героя, предпочитая объяснять их его же собственными соображениями, почерпнутыми из автобиографии, дневников или писем. И зачастую попадает впросак. Ошибся он и с названием. Нет, не живущий в премудрости, а мучительно прорывающийся к ней меж Божьей волей и собственным своеволием человек.

Светлана Солодовник

Врез 1

М.: Истина и жизнь, 2000

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера