Архив   Авторы  

Для либерального употребления
В России

Герману Грефу удалось сохранить рыночную риторику в правительственной программе долгосрочного развития страны. Дело - за ее исполнением

После полугодового обсуждения широкими массами ученых, экономистов различных школ и экспертов увидела свет новая, улучшенная и дополненная версия так называемой программы Грефа. Правительство одобрило на прошлой неделе "Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу". Теперь программу разделят на две части: первую, идеологическую, с условным названием "Стратегические направления социально-экономического развития России до 2010 г." должен в апреле утвердить президент. Вторая часть - своеобразная среднесрочная программа - должна включить в себя набор конкретных мер, перечисленных в "Направлениях". Сейчас над ней активно трудится целый коллектив авторов из Минэкономразвития, других экономических ведомств и группа депутатов.

Несмотря на название, экономической стратегией утвержденный кабинетом двухсотстраничный труд назвать все-таки нельзя. В нем нет четкой модели достижения поставленных целей, подкрепленной расчетами по ресурсам и взаимоувязанной по всем направлениям. В результате усилий разработчиков получился скорее перечень задач и мероприятий, которыми кабинету министров необходимо заняться в ближайшее время.

Конечно, мыслить десятилетиями в нашей стране - дело неблагодарное. Если из-за частой смены правительств ни один министр финансов еще ни разу не отчитался за свою работу - исполнение принятого при нем бюджета, то кто же уследит за реализацией десятилетней программы? Поэтому все - и авторы, и эксперты - прекрасно понимают, что главное в этой программе, как, впрочем, и во всех остальных правительственных программах, - ее риторика. С этим вроде бы все в порядке - программа выдержана в либеральных тонах. Вот лишь несколько цитат: "Стержень нового общественного договора - приоритет гражданина над государством. Человек, его права и интересы - насколько возможно, государство, гарант этих прав, - насколько необходимо". "Расширение прямого участия государства в регулировании экономических и общественных отношений, означающее необходимость существенного увеличения сбора налогов и инвестиционной экспансии государства, не способно создать благоприятные условия для развития предпринимательской активности". "Достижение просто "высоких темпов роста" не может рассматриваться как стратегическая цель развития. Тем более, если эти темпы достигаются за счет "производства ради производства". Темпы роста должны быть результатом достижения конкретных, значимых для населения ориентиров благосостояния, успешного решения действительно актуальных задач структурно-технологической модернизации, дополнительных конкурентных преимуществ России на международной арене". И совсем сильно: "Фундаментом политики дерегулирования, естественным и жестким пределом избыточной активности должностных лиц и органов государственной власти могло бы стать введение в Конституцию нормы, закрепляющей правовой принцип: для государственного органа, организации, должностного лица все, что не предусмотрено законом, запрещено".

И далее - открываешь любую страницу "Направлений" и просто поражаешься разумности и либеральности текста. Отрадно, что следы трудов губернатора Хабаровского края Виктора Ишаева и отраслевых министерств и ведомств в нем почти незаметны. Напомним, что в ноябре прошлого года на первом заседании Госсовета президент велел "скрестить" грефовскую программу со "Стратегией развития государства до 2010", подготовленной академиками, выступающими за усиление государственного регулирования в экономике (среди авторов - директор Института народнохозяйственного прогнозирования Виктор Ивантер, известный экономист Сергей Глазьев). На заседании Госсовета доклад об этой концепции делал ранее мало кому до тех пор известный Виктор Ишаев. Пока наблюдатели гадали, возможно ли скрестить либеральную и антилиберальную программы, Герман Греф получил от премьера поручение учесть замечания г-на Ишаева, министерств и ведомств в "Основных направлениях". Следует признать, что в Минэкономразвития работают талантливые компиляторы.

Нам удалось познакомиться с таблицей поправок от министерств и губернатора Ишаева. Согласившись с непринципиальными и вполне разумными предложениями, такими, как противодействие снижению уровня жизни массовых групп населения, повышение информационной открытости, инвентаризация государственных предприятий, упрощение налогообложения мелкого и среднего бизнеса, авторы "Направлений" отмели откровенно лоббистские и антилиберальные поправки. Так, не были пропущены ишаевские требования повысить "активность государства в сфере экономики" в связи с предстоящей широкомасштабной модернизацией, ограничить допуск иностранных инвестиций. Не прошла и поправка, утверждающая, что "уровень цен, фиксированный в госзаказе, будет являться важнейшим стабилизирующим фактором для инфляционных ожиданий. Правительство должно диктовать цену товаропроизводителю, а не товаропроизводитель - правительству". Авторы документа не согласились с выбором отраслевых приоритетов и разработкой программы государственных инвестиций, выстраиванием устойчивых технологических цепочек, созданием финансово-промышленных групп. "Я боюсь термина "промышленная политика", - признался на встрече с депутатами-бизнесменами из межфракционного депутатского объединения "Деловая Россия" Герман Греф. Поддерживать производство нужно не "точками роста" и госинвестициями туда, а созданием инфраструктуры, стимулируя перетоки капитала.

Минэкономразвития пришлось рассмотреть 3 тысячи замечаний к "Основным направлениям", прошло обсуждение документа с регионами, специальной группой Госсовета России, Академией наук. После длительных дискуссий "программа стала на 50 страниц больше", рассказывал журналистам Греф после заседания правительства. В ней появились новые разделы, посвященные инвестиционной, региональной политике, экологическим проблемам, госполитике в области науки, реформе армии.

Большим достижением реформистского крыла правительства является то, что ему удалось отстоять либеральную риторику программы. Но, как справедливо замечает председатель МДО "Деловая Россия" Игорь Лисиненко, "создать благоприятный инвестиционный климат - означает не только придумать либеральные правила игры, надо еще добиться доверия инвесторов и кредиторов". И добиваться его нужно повседневно. А на практике мы видим, как государство зачастую действует вразрез с декларируемыми принципами. Говорит о сокращении власти чиновников - а на деле правительственный проект закона о приватизации, представленный на днях в Думу, оставляет огромное количество лазеек для "творчества" государственных служащих. Декларирует незыблемость прав частной собственности - а на деле либо закрывает глаза на "отъем" ее у иностранных и мелких акционеров, а иногда и само участвует в этом (чуть не каждый день газеты сообщают об очередных скандалах, связанных со сменой владельцев предприятий, зачастую с помощью силовых структур, о различных реорганизациях внутри акционерных обществ, приводящих к сокращению доли или падению стоимости акций мелких акционеров, и т.п.).

Антон Пришвин

Врез 1

Прекрасное далеко

Реализация программы должна обеспечить темпы роста ВВП в 5% в год в среднем на протяжении 10-летнего периода. Это позволит увеличить объем ВВП примерно на 29-30% к 2004 году и на 70-80% к 2010 году (в сравнении с 1999-м). В отдельные годы рост может ускоряться до 8-10%, в этом случае увеличение объема производимого ВВП к 2010 году будет даже большим. В долларовом эквиваленте объем ВВП, рассчитываемый по среднегодовому обменному курсу 1999 года, к 2010 году увеличится примерно в 2,6-2,8 раза, примерно в такой же степени увеличится и среднедушевой объем ВВП.

Существенно, что в ближайшее десятилетие будет происходить укрепление рубля в реальном выражении, что будет способствовать росту импорта, который за 10 лет может вырасти более чем вдвое. К 2010 году следует ожидать укрепления реального курса рубля не менее чем на треть. Одновременно с этим ожидается устойчивая тенденция накопления денежными властями валютных резервов.

Начиная с 2004 года инфляция будет устойчиво сохраняться на уровне менее 10%. Снижению инфляции будут способствовать сокращение доли неденежных расчетов между предприятиями, закрытие и реструктуризация неэффективных производств, их замещение предприятиями, работающими по рыночным принципам.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера