Архив   Авторы  

Бесполезная армада
В России

В борьбе за формирование положительного имиджа власти кремлевское руководство пытается взять числом пропагандистов, а не качеством политики

"Мы будем работать в тени и выходить на публику только в крайнем случае. Мы не формируем и не вырабатываем политику. Мы призваны создавать благоприятный информационный фон для реализации политики", - заявил на прошлой неделе помощник президента Сергей Ястржембский, впервые выступивший в качестве куратора нового структурного подразделения администрации президента - информационного управления.

Появление очередной бюрократической структуры, возможно, прошло бы вовсе незамеченным, когда бы не существование великого множества учреждений, подвизающихся на ниве "государственного пиара". Помимо разветвленной системы пресс-служб и управлений по связям с общественностью министерств и ведомств, вертикаль которых венчают департамент правительственной информации и пресс-служба президента, эту ниву возделывает и министр печати Михаил Лесин. Ему даже тесно стало на поле внутрироссийской пропаганды, и месяц назад он объявил о намерении развернуть кампанию по формированию положительного образа России за рубежом, и в первую очередь в Соединенных Штатах.

В непосредственной связке с министром, но отнюдь не под его началом государственной пропагандой занят самый крупный в стране информационный холдинг - ВГТРК. Возглавляющий предприятие Олег Добродеев, год назад перейдя на государеву службу, похоже, главной своей аппаратной задачей поставил возрождение Гостелерадио СССР и вполне успешно завершил собирание государственных СМИ, начатое его предшественниками. В самостоятельном плавании остались фактически только агентство ИТАР-ТАСС и телекомпания ОРТ, в которой на тот момент государству принадлежал 51% акций. Формально ОРТ и сегодня существует как самостоятельное предприятие, однако еще до того как Борис Березовский принял решение продать свой пакет акций, канал перешел под фактическое управление Добродеева. По имеющимся сведениям, Олег Борисович определяет кадровую и информационную политику компании.

Строевой список прокремлевских пропагандистов будет неполон, если не упомянуть Фонд эффективной политики Глеба Павловского. ФЭП, и без того являвшийся владельцем значительного числа онлайновых СМИ, минувшим летом, получив весьма щедрый грант от кремлевской администрации, создал еще один информационно-пропагандистский сайт - Strana.ru. Надобно отметить, что Глеб Олегович не ограничивается консультированием президентских советников и разработкой политических концепций и посланий главы государства Федеральному собранию. Уже довольно давно он присвоил себе право говорить чуть ли не от имени Владимира Путина, выступая с провокационными идеями (минувшей осенью он предлагал инициировать бунт менеджеров частных компаний против хозяев, а совсем недавно, спровоцировав коммунистов на постановку вопроса о вотуме недоверия правительству, первым призвал воспользоваться моментом и распустить Думу). Судя по тому, что до сих пор Павловский ни разу не получил нагоняй, можно предположить, что он действительно обладает неким мандатом.

Вся эта "великая армада" создателей благоприятного фона - пропагандистов, имиджмейкеров, стратегов и мыслителей - "фонит" уже который месяц, но как-то все без толку. И не то чтобы бойцы и предводители армады были сплошь бездари и непрофессиональны. Отнюдь. Просто нет как таковой той самой политики, благоприятный фон для которой они все призваны обеспечивать.

Все попытки придать благообразность новой российской власти разбиваются о непоследовательность самого президента и хаос, царящий в его окружении. Чего стоит хотя бы перманентное противостояние министра обороны и начальника Генерального штаба, вылившееся на прошлой неделе в удивительную историю с рапортом о продлении срока службы, который то ли написал, а потом отозвал, то ли совсем не писал Игорь Сергеев. И какое информационное "прикрытие" должны обеспечивать этой загадочной акции президентские пресс-службы и всевозможные информационные управления? А это ведь не единственный пример. Достойны упоминания публичный скандал между кремлевской администрацией и тандемом правительство-РАО ЕЭС по поводу реструктуризации энергетической монополии и публичная склока между высокопоставленными чиновниками по вопросу о внешних долгах. Всякий раз президент старался уйти от необходимости сделать выбор, занять четкую позицию и выступить арбитром в конфликте противоборствующих группировок в собственном окружении. Только по вопросу о выплате внешнего долга Путин открыто поддержал своего советника по экономике, но затем полностью устранился, предоставив правительству самостоятельно добиваться внесения поправок в бюджет. А когда возник вопрос о вотуме недоверия кабинету министров и фракция "Единство" неожиданно поддержала левых, Путин и вовсе, никому ничего не сказав, улетел в отпуск (реакция главы государства последовала лишь спустя неделю после того, как "потешный кризис" разрешился и о нем все забыли).

Имидж главы государства очевидным образом блекнет. Из решительного и жесткого реформатора, автора идеи о "диктатуре закона" Владимир Владимирович постепенно превращается в некий виртуальный персонаж. К нему все апеллируют, ему клянутся в верности, но, затевая ту или иную политическую комбинацию, политтехнологи ведут себя так, словно президента как главного политического игрока нет вовсе.

Стоит вспомнить, что всерьез вопросами формирования положительного имиджа власти и информационной поддержки президентской политики занялся Анатолий Чубайс, возглавив летом 1996 года кремлевскую администрацию. В то время и была сформирована четкая трехуровневая структура. В полуподполье располагались стратеги, придумывавшие политику власти, и тактики, ответственные за ее реализацию. Выше размещались пропагандисты, сгруппированные в специально созданном управлении по связям с общественностью (его первым руководителем был нынешний министр печати Михаил Лесин). А на верхушке пирамиды красовался президентский пресс-секретарь Сергей Ястржембский ("Он был вроде официанта. Его задача была накормить вас, журналистов, тем блюдом, которое варили в недрах администрации совсем другие люди", - вспоминал в разговоре с корреспондентом "Итогов" бывший высокопоставленный кремлевский чиновник).

Ныне же все смешалось. Границу между стратегами-тактиками и пиарщиками провести уже практически невозможно (каждый пропагандист давно считает себя способным технологом и наоборот). При этом все они сами решают, какое блюдо и как варить и каким образом подавать его прессе и обществу.

Что до стратегов, способных предложить главе государства комплексную перспективную программу действий, то их в кремлевской администрации просто нет. В итоге, столкнувшись с кризисом идей, еще осенью Владимир Владимирович выбрал для себя "стагнационную модель" поведения - избегает недвусмысленных слов и решительных действий.

На прошлой неделе президент дал обширное интервью четырем российским газетам. Однако в ответах его невозможно найти никакого намека на четкую стратегию и план действий. А все упоминавшиеся выше скандалы и склоки в чиновной среде подаются как споры единомышленников о методах достижения общих целей.

На 3 апреля намечено выступление главы государства перед парламентариями с ежегодным посланием. Мероприятие это трижды переносилось. И причина все та же - отсутствие стержневой идеи, на которую можно нанизать старые и новые инициативы по реформированию государственного аппарата, экономики и социальной сферы. По каждой из заявленных тем - будь то реорганизация управленческого аппарата или дебюрократизация экономики - в администрации президента и правительстве продолжается жесткая борьба. И Путин в очередной раз не готов сделать выбор.

Появление еще одной пропагандистской структуры во главе с Сергеем Ястржембским вряд ли изменит сложившуюся ситуацию. Бюрократическая система, столкнувшись с серьезной проблемой, стремится не к ее разрешению, а к "размазыванию" ответственности: плодит все новые и новые аппаратные образования, призванные, как выразился помощник президента, "осуществлять мониторинг информационного пространства, выявлять информационные угрозы и распределять роли в государственных структурах по их предотвращению".

Дмитрий Пинскер
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера