Архив   Авторы  

Рынок страха
Дело

Страховые общества появились в России только в XVIII веке. Есть надежда догнать цивилизованный мир в XXI

Однозначную оценку нынешнего состояния отечественного страхового рынка затрудняются дать даже сами страховщики. Если сравнивать с развитыми странами, то российский рынок пока пребывает в зачаточном состоянии. В нашей стране застраховано не более 10% потенциальных рисков, тогда как на Западе - 90-95. Доля страховых денег в ВВП у нас составляет 1,6-2%, а у них - от 8 до 15%. Российские граждане тратят на реальное страхование, по разным оценкам, от 2 до 7 долларов на человека в год, тогда как европейцы и американцы - многие сотни и даже тысячи.

С другой стороны, в последние 10-12 лет страховой рынок быстро развивался, меняясь не только количественно, но и качественно. Если в советское время существовали только Госстрах, работавший с населением, и Ингосстрах, обслуживавший внешнеэкономические интересы государства, то в начале 90-х годов на волне кооперативного движения и развития предпринимательства возникли первые частные страховые компании, множившиеся как грибы после дождя. Россия побила все мировые рекорды по количеству не только бирж и банков, но и страховых компаний. В свое время их число доходило до 3 тысяч, сейчас насчитывается свыше 1000, а будет еще меньше - идет укрупнение бизнеса, слияние и поглощение, наметились явные лидеры. Если в 1998 году 100 крупнейших компаний собирали около 60% страховой премии, то в 1999-м - уже 85%. По мнению президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игоря Юргенса, процесс консолидации продолжится и вскоре в России останется 500-800 компаний, из которых 20-30 будут собирать львиную долю денег.

Мифы и реальность

Быстрый рост страхового рынка, который демонстрируют статистические отчеты, не вполне соответствует действительности. Например, глядя на официальные цифры, можно подумать, что в России все озабочены страхованием жизни. На его долю в прошлом году приходилось более 46% собранных страховщиками премий, а уровень выплат превысил 90%. Однако лукавые цифры скрывают неприглядную истину: страхование жизни по большей части является прикрытием для так называемых зарплатных схем. Пытаясь сэкономить на налогах с фонда оплаты труда, предприятия платят своим работникам символическую зарплату, а все остальное проводится через страховую компанию и выдается под видом страховки. Причем абсолютно легально, в полном соответствии с налоговым и страховым законодательством.

По словам председателя думского подкомитета по пенсионному и страховому законодательству Александра Коваля, при том, что в прошлом году общий объем собранной страховщиками премии по сравнению с 1999 годом увеличился более чем на 78%, прирост за счет собственно страхования составил не более 25%. То есть в основном рост страхового рынка обеспечивался именно за счет налогосберегающих схем.

Ни одна компания никогда не сознается, какую долю в ее сборах по страхованию жизни приносят зарплатные схемы. В частных беседах некоторые называют цифры от 80 до 90%. Причин для гордости тут нет, но и стесняться особо нечего. В цивилизованных странах к страхованию тоже прибегают как к инструменту налогового планирования. К примеру, предпочитают пускать часть дохода на страхование, поскольку эту сумму можно вычесть из налогооблагаемой базы. Однако там государство все равно берет свое, только уже со страховщика, а не с его клиента.

Для потребителя страхование не является предметом первой необходимости в отличие, скажем, от еды. По тому, насколько оно развито, можно судить о состоянии экономики. Рынок страхования расширяется, когда экономика на подъеме, и сворачивается, если наступает спад. Всевозможные схемы в России породила несовершенная налоговая система. "К этому подтолкнула сама жизнь, когда с рубля выручки предприниматель отдавал в налоги до 86 копеек", - отмечает г-н Юргенс. К схемам можно относиться по-разному. Заместитель гендиректора ООО "Группа Ренессанс Страхование" Игорь Шинкаренко считает, что они оказали страховому рынку медвежью услугу, исказив статистику и создав ложное впечатление о его бурном росте. Клиенты же, по его мнению, стали рассматривать страхование всего лишь как способ ухода от налогов.

С другой стороны, нет худа без добра. "Весь страховой рынок поднимался на этих схемах, - говорит вице-президент РЕСО-Гарантия Игорь Иванов. - Это были быстрые и безрисковые деньги. При классическом страховании компании надо чем-то по риску отвечать, иметь свой капитал, резервы. Новая компания ничего этого не имеет, а схемы позволяли быстро накопить деньги".

Вялые попытки государства покончить с зарплатными схемами, закрывая лазейки в законодательстве, особого успеха не имели - схемы оказались на редкость живучими. Тем не менее многие страховщики уже осознали бесперспективность такой "схематической" жизни. Заработав на ней стартовый капитал, они переключаются на реальное, классическое страхование, заодно втягивая в него своих клиентов-схемников.

Пока рано утверждать, что налоговая реформа и, в частности, направленный на легализацию доходов единый социальный налог - не настолько они радикальны - разом положат конец страховым зарплатным схемам. Однако они дали предприятиям возможность выбора, что уже радует. Если налоговые реформы продолжатся в том же направлении, зарплатные схемы рано или поздно отомрут сами собой.

Зеркало мира

Зарплатные схемы - не единственная проблема, которая тормозит развитие страхового рынка в России. Взять хотя бы пресловутый инвестиционный климат. Если во всем мире страховые компании входят в число самых крупных и уважаемых инвесторов, то российские страдают от недостатка надежных и доходных финансовых инструментов. Вплоть до самого обвала в 1998-м львиную долю средств страховые компании держали в ГКО, на которых можно было хорошо заработать. Сейчас осторожничают, вкладывая во все понемногу - ценные бумаги, банковские депозиты, векселя, недвижимость, стараясь максимально диверсифицировать вложения. При этом закон запрещает страховщикам инвестировать средства в валюту.

Устояв перед финансовым кризисом 1998 года - ни одна компания тогда не разорилась, - страховая отрасль продемонстрировала живучесть значительно более высокую, чем банки. Договоры страхования заключаются на год, и в отличие от банковских вкладов люди не стали требовать у страховщиков немедленно вернуть деньги. Тем не менее тотальное недоверие населения к финансовым институтам распространяется и на страховые компании. Памятен еще 1991-й, когда либерализация цен и последовавшая инфляция сожрали не только вклады в Сбербанке, но и накопления в Госстрахе. Это надолго отбило у граждан интерес к накопительному страхованию жизни, лишило страховщиков источника "длинных" денег, а всю экономику - долгосрочных инвестиций.

Государство придает пока мало значения развитию страховой отрасли, практически не замечая ни ее инвестиционного потенциала, ни социальной значимости. Значительную часть рисков - от ураганов и наводнений до размораживания отопительных систем в Приморье - власти почему-то предпочитают нести сами, оплачивая ущерб из бюджетов всех уровней, то бишь из кармана налогоплательщиков. Однако решение этих проблем можно было бы переложить на плечи страховщиков, снизив тем самым нагрузку на бюджет. Кроме того, дополнительное к государственному пенсионное страхование (человек может копить себе на старость не только в банке или негосударственном пенсионном фонде, но и в страховой компании) или долгосрочное страхование жизни способно решить ряд социальных проблем. "Люди, для которых зарплата единственный источник дохода, могут оказаться социально опасными. При потере работы им остается митинговать или на рельсы ложиться, - говорит вице-президент Промышленно-страховой компании Николай Николенко. - А будь у них полис пенсионного или накопительного страхования с регулярной выплатой доходов, человек имел бы средства к существованию и спокойно искал бы новую работу".

При том, что в нашей стране де-юре существует достаточно много видов обязательного страхования (пассажиров на транспорте, военнослужащих, опасных производств, строительно-монтажных работ и др.), де-факто оно оказывается неэффективным. Отсутствует единая нормативно-правовая база обязательного страхования - оно провозглашается в десятках законов, но условия и порядок его проведения нигде не описаны. Страховщики настаивают на приведение в порядок законодательства, в частности, на принятии закона об основах обязательного страхования, который содержал бы исчерпывающий перечень видов страхования, установил бы основные понятия и единые принципы осуществления его на практике. На отсутствие страховой культуры накладывается то, что у предприятий и населения по сути нет экономических стимулов пользоваться услугами страховщиков. В большинстве стран взносы граждан по добровольному страхованию жизни освобождаются от налогообложения, а в России требуется сначала заплатить подоходный налог, а потом уже страховаться.

С предприятиями почти то же самое. Если в других странах расходы на страхование включаются в издержки без ограничений, то в России позволено включать их в себестоимость в пределах 3% (до июля 2000 года был 1%) от объема реализуемой продукции. Предприятие может, конечно, застраховаться и на большую сумму, но тогда платить придется уже из прибыли. К тому же пресловутые 3% распространяются не на все виды страхования. Так, суммарный размер отчислений на добровольное страхование транспорта, имущества, гражданской и профессиональной ответственности и др. должен находиться в пределах 2% выручки, а страхование сотрудников от несчастных случаев и медицинского страхования - 1%.

Перспективы

Страховщики осознают, что дальнейшее развитие их бизнеса зависит от общей ситуации в стране. "До наступления политической и экономической стабильности говорить о массовом обращении людей за страховыми полисами не приходится. Нам сейчас проще работать с юридическими лицами - там убеждать приходится небольшую группу топ-менеджеров, принимающих решения. А убеждать миллионы людей очень сложно, но отказываться от этого нельзя - надо работать на перспективу", - говорит генеральный директор "Интеррос-Согласие" Игорь Жук.

Тем не менее даже в нынешних не слишком благоприятных условиях отечественный страховой рынок не только растет, но и постепенно выходит на новый качественный уровень. Многие страховые компании, изначально создававшиеся при крупных предприятиях или финансово-промышленных группах для обслуживания интересов собственных учредителей, постепенно становятся универсальными, расширяя спектр услуг не только для своих традиционных клиентов, но и для широкой публики. Они понимают, что иначе не проживут. И если раньше человек с улицы не мог стать клиентом, скажем, компании "Интеррос-Согласие" (она обслуживала структуры, входящие в одноименный холдинг), то теперь она предлагает свои услуги всем желающим. Идет в народ и расширяет клиентскую базу компания Ингосстрах, ранее специализировавшаяся на обслуживании внешнеторговых организаций и представительств инофирм. Еще три года назад застраховать там машину могли лишь корпоративные клиенты и их сотрудники, а с осени 1998 года - все желающие.

Рост страхового рынка и профессионализма персонала отмечают работающие с российскими компаниями иностранные перестраховщики. Им виднее, потому что они работают как раз с реальными рисками, а не с "липовым страхованием" жизни. В частности, представитель крупной французской перестраховочной компании (по крупным объектам страховщик передает часть своей ответственности другим страховщикам) отмечает, что в последние 2-3 года наблюдается всплеск активности его российских клиентов. Достаточно посмотреть на процесс возобновления договоров перестрахования, львиная доля которых заключается на год и начинает действовать с 1 января. "Раньше процесс оформления растягивался до марта: многие наши российские клиенты только к февралю спохватывались, что у них нет перестраховочной защиты. Я мог в конце и начале года спокойно ездить в отпуск или командировку. А в конце прошлого года они вдруг проявили невиданную активность, так что весь декабрь даже носа из Москвы не мог высунуть".

В идеале потепление налогового климата, экономическая стабильность, нормальное законодательство, повышение уровня жизни населения должны изменить отношение общества к страхованию. "Принятие законов, касающихся, в частности, обязательного и добровольного страхования, даст значительный толчок развитию рынка", - считает Игорь Юргенс. Однако многое будет зависеть от того, в какой степени наметившийся рост страховой отрасли будет поддержан законодательной и исполнительной властью. В одобренной правительством долгосрочной программе социально-экономического развития страны такие намерения обозначены. Другое дело, в какой мере они будут реализованы на практике.

Ирина Андреева

Врез 1

Словарь

Страховщик - тот, кто вас страхует (страховая компания)

Страхователь - тот, кого страхуют (клиент страховой компании)

Страховая премия - то, что клиент платит страховой компании за страховку

Страховой случай - то, от чего страхуются (пожар, потоп, авария и др.)

Страховая выплата - то, что платит страховая компания клиенту при наступлении страхового случая

Иллюстрации страховых досок и рекламных плакатов любезно предоставлены Музеем страхования САО "Ингосстрах-Россия".

Это единственный в мире музей страхования с редчайшей коллекцией экспонатов.

Судя по дошедшим до нас документам, страхование в дореволюционной России считалось важным сектором национальной экономики

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера