Архив   Авторы  

Акбар Тураджонзода: "Война потеряла смысл"
Вокруг России

(врез к статье " Неуловимые мстители Аллаха " )

"В Азии личность играет совершенно особую роль, подчас большую, чем партия или организация". Это замечание безусловно верно в отношении его автора - Акбара Тураджонзоды, заместителя премьер-министра в коалиционном правительстве Таджикистана и духовного лидера таджикских мусульман. Но его можно понять и как предостережение тем, кто захочет свести сложную ситуацию в Центральной Азии к простой проблеме исламского фундаментализма.

Тураджонзода живет в двадцати километрах от Душанбе. Его родной город Кофарнихон, административный центр провинции Гарм, во время гражданской войны был центром исламской оппозиции. В пыльных поселках, вытянувшихся вдоль дороги на Кофарнихон, до сих пор можно увидеть много разрушенных в те годы домов. В остальном жизнь мало отличается от той, что была еще при советской власти.

Тураджонзода сыграл ключевую роль в переговорах о разделе власти между исламской оппозицией и гражданскими властями. Достигнутый компромисс позволил окончить войну и вот уже в течение нескольких лет кое-как сохранять мир в стране. "Тем не менее правительство не доверяет бывшим членам оппозиции", - говорит Тураджонзода. Несмотря на то, что им была объявлена амнистия, многие люди из окружения Тураджонзоды арестованы, другие под колпаком спецслужб. Нельзя сказать, что этот компромисс устроил всех оппозиционеров. Тех, кто вошел в правительство, часто обвиняют в продажности. "Многие полевые командиры недовольны, - пожимает плечами Тураджонзода. - Но никто не хочет войны".

Выходец из семьи мулл, 50-летний Тураджонзода получил образование в самом крупном в СССР официальном медресе в Ташкенте (среди его соучеников глава администрации Чечни Ахмад Кадыров и многие члены нынешней религиозной верхушки Татарстана). Потом ему удалось недолгое время поучиться в Иордании, а когда в СССР началась перестройка, Тураджонзода посетил Турцию, Иран и другие исламские страны.

Его дом и домовая мечеть были разрушены во время гражданской войны. Сейчас на их месте новая огромная мечеть, сияющая белизной, и окруженная высокой стеной вилла - все это построено на деньги благоволящих к нему арабов из Саудовской Аравии.

Тураджонзода имеет репутацию мудрого политика, поэтому корреспондент "Ньюсуика" поинтересовался его мнением о Джуме Намангани и Тахире Юлдашеве, лидерах Исламского движения Узбекистана (ИДУ). По его словам, его уговорили встретиться с ними в Стамбуле в 1996 году. В то время они подыскивали солидного богослова, чтобы придать идеологический вес своему движению. Они предложили сотрудничество Юсуфу Садыку, муфтию Узбекистана, который уехал за границу из-за преследований режима Ислама Каримова. "Я предупредил его, чтобы он к ним не ходил", - говорит Тураджонзода.

Оказалось, что и сам узбекский муфтий был против того, чтобы создавать исламскую политическую партию. "Мы много обсуждали это в 1996 году и предупреждали, что, не обладая собственным политическим опытом, исламисты станут орудием в руках иностранных спецслужб. К сожалению, они нас не послушали". Тураджонзода считает, что лидеры ИДУ дискредитировали себя, захватив летом 99-го в заложники группу японцев. "Ни одна серьезная политическая сила такого бы не сделала, - говорит он. - Я вообще не считаю эту партию ни исламской, ни политической. На мой взгляд, это просто группа недовольных. Не дай бог, чтобы эти группы так называемых исламистов укрепились. Тогда им может быть оказана поддержка, ведь там так много недовольных".

Однако людей из ИДУ стоит выслушать. В конце концов, говорит Тураджонзода, Юлдашев и Намангани "уже 10 лет ведут борьбу", причем большую часть этого времени они выступали на стороне Партии исламского возрождения - во время гражданской войны в Таджикистане. Но опыт той войны заставляет Тураджонзоду сомневаться в целесообразности развязывания новой - в Узбекистане. "Мы сказали, что крови, которая пролилась в Таджикистане, уже достаточно. Зачем совершать ту же самую ошибку во второй и в третий раз?" Тураджонзода уверен, что истинная причина создания ИДУ - жесткая политика узбекского президента, который подавил все легальные формы оппозиции, в том числе и религиозной. В начале 90-х в Узбекистане было 3 тысячи действующих мечетей, сейчас их намного меньше. Узбекские спецслужбы арестовали тысячи верующих и служителей ислама - "не исламистов, нет, обычных традиционалистов", часто подбрасывая им наркотики или оружие. "Если власти снова будут совершать те же ошибки, влияние Юлдашева и Намангани только возрастет, - говорит Тураджонзода. - Коль скоро узбекское правительство хочет справиться с исламом в политике, ему следует с уважением относиться к мнению традиционалистов".

Кристиан Кэрил
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера