Архив   Авторы  

Направление: Восток. На пути к Гималаям
Художественный дневник

МГВЗ "Новый Манеж". Москва

"Мы прилетели в столицу Непала - г. Катманду 23 апреля 2000 г. Современного искусства в Непале я не встречал. Может быть, в Гималаях по какой-то причине без ущерба для сильных впечатлений вообще невозможно заниматься персональным искусством?! Скорее всего, я, как и многие другие до меня, не смогу соединить в своем сознании два разных мира: ВОСТОК И ЗАПАД".

Это выдержки из "Наглядного дневника путешественника", помещенного в каталоге выставки "Направление: Восток", ее участника, классика русского современного искусства и лауреата Госпремии Франциско Инфантэ. Что, маэстро не справился с задачей, предложенной организаторами проекта из галереи "Кино"? Они-то как раз просили художников (а также модельеров, музыкантов и писателей) соединить Восток и Запад. Заданная тема - Тибет, заданная "техника исполнения" - современное искусство.

Похоже, не справился. Представил в "Новом Манеже" изготовленные вместе с супругой Нонной Горюновой очередные "артефакты" (авторское обозначение жанра) - фотографии возведенных на открытом воздухе геометрических бумажных композиций, взаимодействующих с ландшафтом, а также раннюю абстрактную живопись с цветными спиралями на белом фоне. Но "артефакты" не выдают своего непальско-тибетского происхождения (которого, может быть, и нет) - подобное Инфантэ творил и в австрийском Тироле, и в волжском Ширяеве. А абстракции вообще создавались задолго до восточного путешествия. Инфантэ остался Инфантэ (бесспорно, талантливым), а Восток - Востоком. И так случилось не только с ним одним.

Экспозиция, занявшая все три зала "Манежа", стильная (много свободного пространства), продвинутая (фотографии, компьютеры с мультимедийными программами, видеопроекции, инсталляции фантастической сложности), дорогая (на вернисаже лилась рекой недешевая водка с прочими мартини). Маленький, но богатый музей современного искусства. В нем перестаешь замечать обилие мандал, пагод, горных вершин и прочих восточных прелестей. И обращать внимание на тибетские ритуальные завывания, под которые каждый вечер на выставке случались перформансы-камлания и дефиле в "азиатском" стиле.

"Паломничество" европейцев в Гималаи не удалось. С другой стороны, всегда приятно увидеть качественное, респектабельное современное искусство, ни в чем себе не отказывающее. Например, потрясающую инсталляцию моряка Александра Пономарева "Далай", то есть "Океан". Вдохновившись по дороге из Непала в Тибет видом развевающихся ритуальных занавесей, напоминающих волны, Пономарев создал гигантский аквариум с двумя тоннами воды, по которому гонит волну. Дует с огромного экрана - и по аквариуму бежит лента-волна. Красиво и технологично, но опять-таки по-западному.

Вот и каталог. Он сделан издательством ИМА-ПРЕСС в виде тибетской книги - складывающихся в картонный ящичек отдельных листочков. Но, разбирая листочки, почему-то думаешь не о Тибете, а о карточках поэта Льва Рубинштейна. Кстати, тоже участника проекта.

Федор Ромер
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера