Архив   Авторы  

Два оттенка черного
Разговоры запросто

В российском кинопрокате за последний год появились как минимум две картины, музыка в которых выходит далеко за пределы банального саундтрэка. По сути дела, это "музыкальные фильмы", как то обозначалось в газете "Досуг в Москве" незабвенных лет. "Пес-призрак: путь самурая" Джима Джармуша и "О где же ты, брат?" братьев Коэнов - своеобразные энциклопедии американской звуковой жизни, наглядные пособия на предмет того, кто и на чем в Соединенных Штатах играет. Конечно же, особое внимание оба фильма уделяют "черной" музыке - в картине Джармуша она и вовсе безраздельно главенствует. Собственно музыкальная разница между "афро"-стилями очевидна - вряд ли кто-нибудь перепутает рэггей и рэп, звучащие в "Пути самурая", и старомодный блюз из "Брата". Однако идеологическое различие двух путей "черной" музыки, еще раз зафиксированное белыми "независимыми" режиссерами, мало кому известно в России, хотя вопрос о нем представляется любопытным даже в стране, счастливо избежавшей расовых проблем.

"Пес-призрак: путь самурая" - фильм в некотором смысле бунтарский, пусть его воинственная составляющая и может показаться игрушечной в сравнении с иными нынешними киноэкспериментами. Герой, чернокожий киллер, решивший сделаться самураем в мафиозных трущобах, противопоставлен жалким белым убийцам не одним только личным благородством - музыка, которую слушает "пес-призрак" и такие, как он, "враждебна миру белого чистогана" ничуть не меньше. Рэггей и рэп, а также музыка "даб" (электронное смешение того и другого), шумящие и шуршащие в фильме Джармуша, - образцы культуры молодого и естественного варварства, призванного снести Вавилон европейской цивилизации, вернуться к природной негритянской жизни. Оттого рэггей и рэп всегда социализированы и даже политизированы, это музыка тех самых "трущоб Бауэри" и борцов вроде Анджелы Дэвис, которых тепло приветствовали в Советском Союзе 70-х. К тому же подобная музыка заведомо располагает к массовости, комбинации из митинга с танцплощадкой. Невероятная ритмическая мощь рэггей - хороший повод поскандировать, пританцовывая, что-то вроде: "Вставайте и боритесь за свои права!", а что до рэпа, то он - фольклор униженных и оскорбленных с кастетами, которых по определению до черта в любом большом городе. И потому, хотя у Джармуша киллер-самурай действует в одиночку, за его спиной постоянно чувствуется народная сила - вплоть до салютующих ему случайных прохожих. У белого зрителя и слушателя эта "музыка масс" призвана вызвать восторг, смешанный со страхом, - совсем как Октябрьская революция у интеллигента-"попутчика". Впрочем, в нынешней России, жители которой подкованы по части романтики бунта, ни с чем, кроме застарелой пошлости, вся эта история не ассоциируется.

Не то с блюзом. Герой-блюзмен в комедии братьев Коэнов - робкий черный паренек в пиджаке с галстуком, застенчиво признающийся, что продал душу дьяволу за умение чертовски хорошо играть на гитаре. Мотив продажи тут неслучаен: блюз - это музыка черных конформистов. Начиная с 1920-х годов и далее, за эту музыку принимались "цветные джентльмены", те, кто стремился быть не хуже. Другое дело, что из этих благородных намерений все равно ничего не выходило - блюзмены, сплошь алкоголики, уголовники и многоженцы, умирали в основном под забором. И тем не менее в безысходных блюзах никогда не было и намека на "народный гнев" - одна только пьяная тоска.

Елена Воронцова
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера