Архив   Авторы  

Увы, мы гнемся, ломят шведы
Разговоры запросто

Две хрестоматийные истины - о том, что Россия самая читающая страна в мире и что она же самая пьющая, - рушатся. И если первая дрогнула в последние годы, то за вторую я не беспокоился. Может ли быть по-другому в стране, где и в самые мрачные времена население ухитрялось собирать весь мир в одном стакане: от спирта до денатурата, от антифриза до настойки пустырника. Не поминая уж ерофеевские "Слезу комсомолки", "Поцелуй тети Клавы" и сотни безымянных коктейлей тысяч безвестных самородков. И вот безжалостная действительность и жестокая статистика откорректировали и это убеждение.

Неправда, что нет в мире страны, способной составить конкуренцию великороссам в количестве выпитого и богатстве питейных традиций. Этот конкурент - Швеция, исторический северный соперник, родина "Абсолюта".

За полвека употребление алкоголя выросло у шведов с 3 до 100 млн. литров в год. Но удивительно другое. Здесь, а не в России или в славящейся виноделием Франции существует единственная в мире рюмочная академия, своего рода научный центр при Музее вина и крепких напитков. В результате антиалкогольной политики правительства и сухого закона, отмененного несколько лет назад, традиции изготовления качественных крепких напитков был нанесен серьезный удар. Ведущие шведские производители водок решили создать музей и академию, чтобы возродить великое наследие.

Располагается академия в Стокгольме. Залы оборудованы в стиле сельской винокурни. Посетители приходят сюда не только для того, чтобы увидеть и услышать что-нибудь из истории виноделия и самогоноварения, но и попробовать отборные напитки. Дегустация в стоимость билета не входит.

Четырехчасовой академический курс дает представление о тонкостях водочного дела. Оказывается, "Черносмородиновую" следует закусывать печеным мясом или салями, а божественная "Сконски аквавит" требует хорошо просоленной селедки. Слушатели академии могут лично приготовить напиток. Точных рецептов классических шведских водок им не дают, но основные направления поиска подсказывают. Возможно, главное здешнее достояние - иллюстрированная энциклопедия рюмочной академии.

Описанная в ней история героической борьбы шведского народа с запахом сивухи достойна подробного изложения. В эпические времена напиток пытались фильтровать через уши летучих мышей, экспериментировали с мышьяком, мочой и могильной землей, настаивали сивушную водку и на щучьих глазах, и лосиных копытах, приправляли табаком и утренней росой. Благодаря этим мукам мир имеет богатый выбор шведских водок и настоек. В течение трех последних лет на всемирном конкурсе крепких напитков шведы собирают урожай медалей, сравнимый разве что с завоеваниями норвежцев на зимних Олимпийских играх. При этом в шведских деревнях до 20% производства спиртного приходится на самогон.

Нигде нет такого разнообразия водочных настоев и застольных песен, нигде сотрапезники не ловят взгляды друг друга с такой могильной серьезностью, как в Швеции. Профессорами академии ингредиенты напитков расчислены с математической точностью. Не хватает малости - знания психологии человека, эту красоту употребляющего. Того, чем в избытке владел российский самородок Веничка, записавший на скрижалях: "Ты знаешь сам, что вторая по счету утренняя доза, если ее пить из горлышка, омрачает душу, но ненадолго - только до третьей дозы, выпитой из стакана".

Александр Неверов
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера