Архив   Авторы  

Служили два товарища...
Разговоры запросто

Шутовство и юродство обычно сравнивают между собой как две формы осмеяния людских пороков. Нередко приходится слышать, что юродство - это то же самое, что и шутовство, но как бы с поправкой на национальный менталитет. Однако отличия между ними намного глубже.

Как шуты, так и юродивые во все времена пользовались неприкосновенностью со стороны властей. В уплату за эту привилегию шут по старинному городскому праву приравнивался к палачу, и ему запрещалось селиться среди добропорядочных граждан. Юродивый же, как душевно не вполне здоровый человек, был скорее неприкасаемым, чем неприкосновенным. Он одевался в лохмотья, а не в клоунский наряд, как шут, мог ночевать в собачьей конуре и питаться собачьей похлебкой - словом, он сам ставил себя в положение отверженного. По лохмотьям его и узнавали, тогда как шута отличали по колпаку с ослиными ушами и бубенчиками.

Шут - особа почти коронованная. Шутовской колпак - та же корона, но как бы вывернутая наизнанку. Он тоже своего рода монарх - король среди дураков. Вместе с тем шут - это тень власти, ее зеркальное отражение и по совместительству ее тайный наставник. В "Короле Лире" шут учит монарха: "Если ты не умеешь держать нос по ветру, ты живо схватишь простуду". Он предлагает Лиру попросить шутовской колпак у своих дочек, которые его околпачивают. Свое нравоучение он начинает со слов: "Примечай, дяденька..." или "Вот послушай, приятель!" Король сам просит шута: "Ну, милейший, вразуми меня". Выслушав же всю правду-матку, Лир восклицает: "Горький шут!"

По всем этим репликам видно, что истоки шутовской мудрости светские, а не религиозные, а сам шут - куда больший прагматик, чем вельможи, которые внимают его сентенциям. Общество всегда нуждалось в шутах как ветреная красотка нуждается в зеркале. Кто-то один должен был иметь право в обход этикета говорить правду без обиняков. Но существовало одно условие: правда должна была звучать остроумно. Придворный шут, утративший способность шутить остроумно и ставший скучным для короля и придворных, мог быть разжалован.

Юродивый в отличие от шута занимался не осмеянием и поучением, а религиозным обличением. Это называлось "ругаться миру". Такое право могло быть приобретено лишь в обмен на крайнее самоуничижение и происходило не с позиций светского здравого смысла, а "Христа ради".

Если шут умнее короля и способен научить его жизни и уму-разуму, то юродивый презирает и ум, и остроумие. Он религиозен и следует библейскому тезису: "Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их" (1 Кор. 3, 19). Юродивый критикует не за недостаток ума, как шут, а напротив - за его избыток. Ум отвергается им в пользу праведности и необходимости жить по Закону Божьему.

В одной из легенд о святом Николе говорится, что этому юродивому, который жил во времена царя Ивана Грозного, государь однажды пожаловал какой-то подарок. В ответ на это юродивый прислал царю кусок сырого мяса. Грозный очень удивился, поскольку дело было во время Великого поста. Тогда Никола сообщил разгадку: "Да разве Ивашка думает, что съесть постом кусок мяса какого-нибудь животного грешно, а нет греха есть столько людей, сколько он уже съел?"

А вот как, согласно английским источникам, поучал короля Генриха I его шут. Ему приписывают такие сентенции: "Правда - вроде дворняги. Ее гонят в конуру и бьют арапником, а любимая сука греется у костра и портит воздух"; "Дырявая добродетель залатана грехом, а исправленный грех залатан добродетелью". Очевидно, что все эти реплики принадлежат философу, а не богослову.

Вообще рядом с юродивым шут выглядел бы прожженным циником и прагматиком, а юродивый рядом с шутом - безудержным резонером. Здесь сказывается прежде всего различие в их мировоззрении.

Шут - это, в сущности, либеральный просветитель вроде Вольтера или Свифта, но только выступающий в обличье дурака. Он критикует сильных мира сего и вместе с тем наставляет их и учит житейской мудрости. Юродивого же его нравственный радикализм позволяет в отличие от шута-либерала причислить к лагерю консерваторов. Не случайно в XVII веке - в период реформ Никона на Руси - все юродивые оказались в стане старообрядцев.

Александр Неверов
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера