Архив   Авторы  

Почувствуйте разницу
Искусство

В то время как доктор Спок производил переворот в представлениях наших бабушек о пеленании и кормлении, его уже взрослый сын Майкл совершил "интерактивную революцию" в проектировании музейных экспозиций. В конце 60-х в музеях Америки начали появляться выставки, поощряющие и даже провоцирующие посетителей на взаимодействие или прямое исследование предметов.

Первые шаги интерактивный метод сделал в стенах Бостонского детского музея, директором которого почти четверть века был тот самый Майкл Спок. Он впервые предложил детям экспозиции, где правило "руками не трогать" было заменено на "пожалуйста, трогайте". Первая выставка так и называлась - "Что внутри". Обычные бытовые приборы были представлены в разрезе, чтобы можно было увидеть, как они устроены и как функционируют.

Затем последовали выставки, которые помогали детям определить свое место в мире, понять, что чувствуют и как живут другие люди. Одна из них - "Что, если бы ты не мог...?" - позволяла прожить несколько минут жизнью инвалида. Например, попробовать передвигаться по специально выстроенным городским улицам при помощи инвалидного кресла или с завязанными глазами и с тростью. (Сейчас в Техасском музее искусств для слепых посетителей создан Sensorium, который посещают и зрячие. Надев повязку, они могут исследовать на ощупь скульптуру или живопись.)

"Выставку-мастерскую" или "выставку-лабораторию" тоже придумали в детских музеях. Посетители студии мультипликации Лос-Анджелесского детского музея при помощи полосок картона, цветных мелков и фильмоскопа могут создавать собственные мультфильмы. Кстати, большинство детских музеев (а их в мире около 500) - интерактивные.

Что же касается музеев традиционных, то почти одновременно со Споком-младшим преподаватель университета в Сан-Франциско Франк Оппенгеймер создал в помощь своим студентам "библиотеку эксперимента". Впоследствии она выросла в один из самых популярных в мире музеев науки - "Эксплораториум", первый в мире интерактивный научный музей.

Каждая из его 650 выставок "языком опыта и эксперимента" рассказывает о том, что многие стремятся понять с детства: как мы видим и слышим, почему одежда прилипает и искрит, почему скрепки притягиваются к магниту, как увеличить крошечный кусочек сахарной ваты до размеров футбольного мяча.

Главное отличие традиционного музейного показа от интерактивного заключается в том, что интерактивная экспозиция создается не ради самой коллекции и часто даже не на ее основе, а ради какой-то другой цели. Зритель втягивается во взаимодействие, чтобы получить знание или необычный опыт, новое чувство.

Такие выставки строятся по сценарию, который ведет посетителя от сюжета к сюжету, от предмета к предмету, пробуждая любопытство и провоцируя на определенные действия. Спектр тем чрезвычайно широк: от обсуждения проблем потери близкого человека до истории письменности или объяснения научной теории. Например, в центре науки и техники "Новый Метрополис" в Амстердаме двое "ученых" вовлекают посетителей в спор о природе света, демонстрируя опыты и доказывая каждый свою точку зрения. А в некоторых музеях природы для любопытных создают "комнаты открытий": вы можете взять любую из коробок с мини-коллекциями, расположенных во множестве на полках, самостоятельно изучить экспонаты, прочесть карточки с наводящими вопросами и сделать открытие. Если пожелаете, вам помогут научные сотрудники, присутствующие здесь вместо смотрителей.

Одни музеи создают музейное пространство со звуками, запахами, телемониторами, действующими моделями, которые можно самостоятельно привести в движение. Другие используют витрины с экспонатом, который с помощью компьютера можно рассмотреть со всех сторон. Например, в Детском музее Индианаполиса можно виртуально распеленать мумию, лежащую за стеклом.

Светлана Минина, научный сотрудник лаборатории музейного проектирования Российского института культурологии, соучредитель Детского открытого музея (ДОМ)

Светлана Минина
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера