Архив   Авторы  

Концерт для монитора с оркестром
Искусство

В уникальном венском музее "Дом музыки" звук можно не только услышать, но и увидеть

На первый взгляд идея открыть в музыкальной столице мира "Дом музыки" столь же закономерна, сколь и абсурдна: Вена и так музей знаменитых композиторов и исполнителей. Церковь, где крестили Шуберта. Серный источник, где лечился от глухоты Бетховен. Сад, где дирижировали оркестром отец и сыновья Штраусы. Ничего не изменилось. Вот кофейни, где они гуляли и сочиняли. Концертные залы, где они блистали. Казино, где спускали гонорары. Кладбище, где упокоились.

Вена сама по себе - огромный дом музыки. Однако до сих пор и ее жители, и многочисленные туристы могли лишь пассивно наблюдать за концертной жизнью города. В новом музее, открывшемся нынешним летом, все получают возможность в этой жизни поучаствовать - выступить в качестве композиторов, певцов или дирижеров лучшего венского оркестра.

Звук в витрине

Большинство венских музыкальных музеев традиционны: дома и квартиры, где жили композиторы-классики. Как правило, помещения полупусты - рояль да пара портретов на стенах. "Мы сохраняем дома музыкантов не столько для того, чтобы знакомить с их бытом, сколько, чтобы помочь понять, как они сочиняли", - говорят хранители музеев.

"Дом музыки" находится по соседству с Венской оперой. Он занимает шесть этажей огромного дворца (где, к слову, была устроена первая в Вене новогодняя елка), а родился из небольшого музея-квартиры композитора Отто Николаи. Николаи основал Венский филармонический оркестр, давший свой первый концерт в 1842 году и превратившийся со временем не просто в один из лучших музыкальных коллективов мира, но и в символ австрийской культуры. Теперь весь этаж, на котором расположены мемориальные комнаты композитора, превращен в музей оркестра и сложившегося вокруг него Общества друзей музыки.

Экспозиция Николаи единственная в "Доме музыки" напоминает традиционный музей. На остальных этажах - темные, причудливо изогнутые коридоры и залы, сориентироваться в которых подчас можно только по звукам. Перед входом в каждый зал установлены пластиковые стебли, на них вместо цветов - прозрачные ушные раковины. Раковины тянутся к проходящим мимо посетителям, как щупальца медузы, заставляя самых нервных ускорить шаг. Впрочем, чересчур впечатлительным посетителям лучше вовсе не входить в "лабиринт звука", освещенный лишь мерцанием витрин и мониторов, пугающий уханьем, шуршанием, стонами и воплями, как пещера ужасов в каком-нибудь Диснейленде.

Один из первых аттракционов - "видимый звук": трубка с легчайшим порошком. В ней с интервалом в несколько секунд раздаются звуки разной частоты. Воздушная волна взметает микроскопическую пыльную бурю: высокие ноты едва сдвигают с места самый мелкий порошок, а низкие будоражат все содержимое трубки. На соседних мониторах - все, что касается физических свойств звука: частоты, скорости распространения в воде, воздухе, космосе. Можно вызвать на экране картины взрывов, чертежи акустических схем, представить себя оператором эхолота.

Соседние залы напоминают операционную. На мониторах - рентгеновские и томографические изображения голосовых связок и слухового аппарата человека и животных. Можно увидеть, как работают внутренние органы человека, когда он говорит и поет, как меняется распространение звуковых волн при кашле или насморке. Зрелище неожиданное, но не отвратительное: изображения монохромные, цвет можно выбрать по своему вкусу. Впрочем, подростки, соревнуясь между собой, окрашивают компьютерные изображения внутренностей в столь мерзкие тона, что взрослые, едва взглянув на монитор, бегут прочь.

Пожилые посетители задерживаются в залах, посвященных истории музыки. Композиторам-классикам отведены персональные причудливо оформленные помещения. В зале Моцарта, например, можно увидеть реконструированные на компьютере портреты композитора и его жены - поразительно современные. Здесь можно заставить звучать отдельные партии инструментов из "Маленькой ночной серенады" - надо только нажать "скрипичную" или "виолончельную" клавишу на панели. Или послушать фрагменты симфоний, одновременно глядя на монитор, где чья-то рука синхронно воспроизводит строчки автографа партитуры. Эту игрушку предполагают усовершенствовать: соединить монитор с караоке, чтобы любой желающий мог спеть знакомые мелодии, а в нотной записи на мониторе были бы видны ошибки исполнителя.

В зале Бетховена музыку композитора можно послушать через слуховые трубки, подобные тем, которыми пользовался он сам. Трубок несколько: в одних - нормально звучащие записи, в других искаженные, те, что слышит глохнущий человек.

Рядом с историческими залами - макеты увеличенных в несколько раз внутренних частей рояля и виолончели. Впрочем, сама планировка неожиданно переходящих друг в друга изогнутых залов создает впечатление внутренностей гигантской валторны.

Комната смеха

Один из центральных залов "Дома музыки" похож на камеру пыток. Посетители музея, засунувшие головы в глубокие стенные ниши или изогнувшиеся в немыслимых позах с прижатыми к ушам трубками, корчатся в конвульсиях. В трубках - целая коллекция разнообразных, уморительно смешных звуков: кашель, хохот, чихание, урчание в животе, храп, почесывание. А в круглых нишах - звуковые "портреты" крупнейших городов мира. Некоторые можно узнать сразу: в Венеции, например, нет автомобильного шума, зато слышны плеск воды, рокот катеров и моторных лодок, крики гондольеров. А еще можно попасть в нью-йоркское метро или на рынок в Стамбуле.

Самые популярные аттракционы - те, которые позволяют посетителям самим извлекать и компоновать звуки. Тут есть огромные шлемы с микрофонами внутри, надев которые можно петь и слышать собственный голос в оркестровом сопровождении. Есть шумовые инструменты, воспроизводящие кваканье, бульканье, раскаты грома, звук дождя (при желании можно вмонтировать эти звуки в фонограмму какой-нибудь песни или симфонии). Есть терменвоксы - приборы, отзывающиеся на движения тела или рук. Для тех, у кого не хватает терпения уловить закономерность изменения звука и исполнить какую-нибудь мелодию, есть устройства с записанной фонограммой, звучание которой можно менять "мановением руки".

Впрочем, этими играми заняты в основном дети. А взрослые выстраиваются в очередь к дирижерскому пульту перед огромным экраном. На экране - Венский филармонический оркестр, в полном составе сидящий на сцене Musikverein'а, лучшего концертного зала Вены. Взмахивая электронной палочкой, можно продирижировать одним из указанных на экране произведений: маршем Радецкого, вальсом "Голубой Дунай", "Маленькой ночной серенадой" или какой-нибудь полькой. После этого оркестранты шумно обмениваются мнением о ваших дирижерских способностях. Если вы провели пьесу более или менее ровно, вас ждет горячее одобрение. Если что-то не задалось - сочувствие. Если же вы безнадежно завалили дело, музыканты будут винить не вас, а себя, причитая: "Как же так получилось? Мы же играем это уже сто лет! Наверное, мало репетировали".

Разумеется, именно так заканчивается большинство дирижерских опытов. Но не потому, что у стоящих за пультом нет слуха, а оттого, что им недостает сноровки. А потренироваться не удается: ведь за тобой - целая очередь. И так почти со всеми аттракционами. С большинством из них хочется повозиться у монитора час или два, но кто-то уже переминается рядом с ноги на ногу, ожидая, пока освободится место.

Оказывается, что "Дом музыки", несмотря на свои громадные размеры, рассчитан на небольшое количество посетителей. Он был задуман как коммерческий проект, но дирекция не скрывает, что музей себя не окупает. Однако Вена потому и сохраняет статус музыкальной столицы мира, что, несмотря на свой солидный возраст, умеет соединить традицию с самыми радикальными художественными идеями. Например, открыть интерактивный музыкальный музей. Ведь суперсовременный "Дом музыки" вовлекает в музыкальную сферу новую аудиторию, которая не ходит на традиционные академические концерты. Тем самым он следует главному девизу австрийской столицы: "В мире много "музыкальных" городов, но нигде музыка не чувствует себя до такой степени дома, как в Вене".

Ярослав Седов

Врез 1

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера