Архив   Авторы  

Нас не догонят
Образ жизни

Если тормоза придумали трусы, то герои нашего репортажа - безудержные смельчаки, меняющие устоявшиеся представления о способах и скорости передвижения

Вы всерьез считаете, что глупо изобретать велосипед? А сапоги-скороходы бывают только в сказках? Тогда - наше вам с кисточкой! Вы совсем не знаете жизни, а ваша фантазия бедна как церковная мышь. Поезжайте в Башкирию! Поезжайте, поезжайте! И вы увидите, что ваши представления о возможных способах перемещения в пространстве безнадежно устарели, потому как не за горами то время (прямо-таки сказочное время!), когда мы с вами будем вышагивать по улицам, легко перегоняя трамваи. Или оседлаем чудо-велосипед системы "Велхас", равных которому по скоростным данным в мире еще не придумано. И вот пока мы с вами плетемся на своих двоих со среднестатистической скоростью 5 км/ч или толкаемся в автомобильных пробках, нашлись в городе Уфе смельчаки, поставившие себе цель улучшить нашу участь и придать-таки человечеству необходимое ускорение.

Прыг-скок

Дело было в 1973 году на военных сборах под Волгоградом. Двое студентов Уфимского авиационного института имени Серго Орджоникидзе, призванных на сборы, намотав в очередной раз по раскаленной до 35 градусов степи за день километров двадцать, вечерком сели, закурили, и один из них в шутку сказал: "Эх, нам бы сапоги-скороходы!" Ну, нормальный человек сказал бы это и благополучно забыл. Но собеседниками, не забывайте, были будущие инженеры. Начертили быстренько прутиком на песке какие-то схемы, потом все это дело перекинули на бумагу, а в начале нового учебного семестра явились с эскизами к своему научному руководителю Борису Петровичу Рудому (сейчас он уже профессор, заведующий кафедрой "Двигатели внутреннего сгорания"). Тот посмотрел на студентов хитрым глазом, оценил степень их трезвости и вынес вердикт: "Дерзайте!"

Спустя три года проектный макет сапог-скороходов был готов. Хохмы ради их представили на выставке студенческих работ. И что тут началось! Весть об изобретении моментально разнеслась по всей стране. В Уфу мешками начали приходить письма от охотников, рыболовов, почтальонов, не представлявших себе дальнейшей жизни без сказочной обувки.

Борис Рудой: "Первая конструкция, состоящая из кирзового сапога, двигателя внутреннего сгорания и электрики, весила около 10 кг. Кошмар, да и только. Второй образец получился уже весом в 5 кг. Прознавшие об этом военные вызвали нас в Москву. Собралось генералов сорок - решили увидеть сапоги в деле. Для испытаний привели какого-то майора. Надеть-то сапоги он надел, да вот бежать в них отказался - испугался сильно. Вроде как потом порешили опробовать сапоги на десантниках, но и эта инициатива тихо умерла. Так у нас с военными ничего и не вышло".

Ничего не вышло и с американцами, проявившими к изобретению интерес. Три года назад вес одного сапога был уменьшен до 1 кг. Уфимцы отправились на показательные выступления в США по приглашению компании Walt Disney World. Американцы от скороходов пришли в восторг: "Господа, давайте же поскорее заключать контракт на поставку ваших сапог. Это же суператтракцион". Но господа больше разбираются в науке, чем в коммерции, а потому контракт так и не состоялся.

Ну и где же сейчас это чудо техники? Борис Рудой привозит нас на крохотный стадиончик на другом конце города и предлагает стать зрителями очередного испытания. Один из студентов по имени Рафиль, уже облаченный в велосипедный шлем, наколенники и ярко-салатовый комбинезон, интересуется у нас, куда и как ему бежать. "Да нам все равно, - отвечаем, - только поосторожнее, пожалуйста. Мало ли что". Мы начали готовиться к тест-драйву. Из какого-то подвальчика вынырнули три механика в комбинезонах, которые, проверив техническое состояние сапог-скороходов (на самом деле это даже не сапоги, а трансформированные кроссовки Adidas), дали отмашку бегуну готовиться к старту.

Рафиль, словно гонщик "Формулы-1", проверил, все ли в порядке, пристегнул сапоги к ногам и замер в ожидании старта. Отмашка механика - и Рафиль пошел на прогревочный круг. Через несколько секунд сапоги начали издавать звук, похожий на стрельбу из автомата с глушителем, а из специально сделанных отверстий, напоминающих глушитель, повалил сизый дым. "Пошел!" - проорал механик, тем самым дав понять, что сапоги заработали на полную мощь. Рафиль стал нарезать круги по стадиону. За шоу наблюдали десятки местных жителей, а остановившийся водитель спортивной Аudi просто не мог оторвать глаз от бегуна и все время звонил кому-то по мобильному телефону. Но вот забег подошел к концу.

- Рафиль, ну как ощущения?

- Такое чувство, как будто летишь. Никакого усилия не прилагаешь, главное - удержать равновесие, а для этого нужно тренироваться. Наши ребята, бегающие на сапогах года два-три, могут такие пируэты выписывать, что и фигуристы позавидуют.

Сапоги, в которых Рафиль скакал, как сайгак, по стадиону, веcят 1 кг. На данный момент это их минимальный вес. Но, как сказал нам один из механиков, "мы можем сделать еще легче".

Мы поинтересовались мнением случайных зрителей об этом испытании. Кто помоложе, говорили: "Просто супер". А сорокалетний мужчина, у которого 10-летний сын, был другого мнения: "Я бы своим детям такую игрушку не купил. Во-первых, можно доскакаться и попасть под машину, а во-вторых, кто их знает, наших "кулибиных": ноги оторвет, и останешься на всю жизнь инвалидом". Наблюдали за этой скачкой и двое сотрудников милиции: "В принципе идея хорошая, но вы представьте себе милиционера, который гонится за преступником в скороходах. Задержание превратится в шоу, хоть по телевизору показывай".

Борис Рудой явно был доволен своим детищем и тем эффектом, который оно на нас произвело:

- Ну как?

- Забавно. Только вот сама конструкция непонятна.

- Собственно говоря, это двигатель внутреннего сгорания, который всасывает воздух и сжимает. Топливо подается или карбюрированием, или впрыском, а воспламеняется или от сжатия, или от свечи - у нас разные модификации есть. Сгоревший воздух толкает человека. А если проще, то сапоги работают по принципу отбойного молотка: сжатие в одноцилиндровом двигателе, прикрепленном к ноге, происходит за счет веса человека. При взрыве топливной смеси в устройстве бегун "выталкивается" вперед на несколько метров. При ударе второй ногой о землю происходит сжатие смеси во втором сапоге. Регулируя подачу топлива или воздуха, мы регулируем нагрузку на человека. Чтобы люди нетренированные не поломали ноги, мы даем нагрузку примерно 350-400 кг на толчок. Если хорошо потренироваться, то можно достичь скорости 60 км/ч. При этом бегущий человек весом около 80 кг может экономить до 70 процентов энергии.

- А топливо какое используется?

- Обычный бензин.

- А бак где находится?

- Прямо на сапогах. Можно подвесной бачок сделать, если далеко бежать: канистрочку в рюкзачок, и побежал - шутка!

- А почему бы вам, Борис Петрович, не подумать о массовом производстве скороходов?

- Нет проблем, но мы не хотим сами связываться с организацией производства. Мы готовы продать лицензию и стоимость ее определили совершенно четко - 100 миллионов долларов, и точка. И партия чтобы не меньше 10 тысяч штук.

- И сколько же могут стоить ваши "сапожки" в широкой продаже?

- Если будет налажен массовый выпуск, то стоимость одного комплекта будет около 100-200 долларов. А сейчас они стоят очень дорого, ведь там применены почти космические сплавы: титан, высокопрочные алюминиевые композиты, магниевые сплавы.

- Значит, сейчас их тоже можно купить?

- Нет. Мы штучно не продаем. Потому что если начать штучно продавать, технологию враз сдерут. Кстати, у нас был неприятный случай, когда двое наших студентов, скачав чертежи сапог на дискету, пытались продать их одному совместному предприятию. Мы вовремя спохватились и поймали злоумышленников.

- Так кто же может стать потребителем вашей продукции?

- Прежде всего люди, у которых не хватает в обычной жизни адреналинчика. А так, я думаю, это и армия, и спецназ. Для инвалидов это очень удобная штука, то есть для тех, у кого, допустим, стопы нет или части голени. В сельском хозяйстве сапоги пригодятся, например, пастухам. Ну, кому еще? Спортсменам для тренировки ног. Для бизнеса вообще незаменимая штука: поставь такой аттракцион, и от клиентов отбоя не будет. В цирке для трюкачей тоже здорово подошло бы.

Поймав профессора на слове, мы решили наведаться в Уфимский государственный цирк и узнать, найдется ли там скороходам применение. К сожалению, с самими артистами корреспондентам "Итогов" поговорить не удалось - сезон гастролей и отпусков. Однако встретили женщину-администратора, которая на наш странный вопрос, немного подумав, ответила: "Знаете, ребята, в принципе продукт хороший, а главное - наш, российский. Но я бы не рекомендовала использовать его для выполнения каких-то сложных трюков. Вот в клоунаде скороходы были бы в своей тарелке".

Крутить педали - это старомодно

У профессора Рудого в Уфе есть серьезный конкурент. Это архитектор Реал Хасанов. Но, сразу оговоримся, архитектор только по профессии, чтобы не закралась мысль, что сейчас речь пойдет об изобретении домов на колесах. Увлечением Хасанова последние несколько лет является разработка... велосипедов.

Будучи студентом Казанского инженерно-строительного института в далеких 60-х, Реал Хасанов неоднократно слышал от одного из преподавателей: "Не пытайтесь изобрести велосипед, потому что нет занятия более бессмысленного". Прагматичный доцент как соль на рану сыпал бедному студенту, говоря такие слова, потому что тому ночами снились некоторые конструкции будущего изобретения - велосипеда.

"Мне потребовалось почти десять лет, чтобы окончательно убедиться: обычная педальная компоновка несовершенна, - рассказывал корреспондентам "Итогов" Хасанов. - Нынешняя двухколесная машина требует от ездока гораздо больших усилий, чем мое изобретение. На привычном велосипеде, крутя педали, вы используете только 90 градусов окружности, а остальные 270 ноги работают вхолостую. Вы бесполезно расходуете собственную энергию. В этом-то вся проблема. Я взял и полностью изменил рабочий механизм велосипеда. Он получился без педалей - их заменяют устройства, внешне чем-то напоминающие стремена. Они крепятся к длинным зубчатым рейкам. Делая движения ногами вперед-назад, через зубчатые рейки вы передаете импульс на специальный редуктор, установленный на заднем колесе, который и движет велосипед. Причем ногами можно работать как одновременно, так и поочередно. Или катить, задействовав всего одну ногу. При этом велосипед способен развить скорость в 100-120 км/ч".

В 1994 году у себя в гараже Хасанов собрал опытный образец. Редуктор и раму спроектировал и изготовил сам, колеса и тормоза позаимствовал у обычного туристического велосипеда. В роли испытателя выступала 14-летняя дочь Гузель. Она осталась в полном восторге от папиного изобретения. А для него эта похвала стала поводом для создания семейного кооператива "Велхас" (Велосипед Хасанова). Создав кооператив, Хасанов стал думать о внедрении своего изобретения в массовое производство, но все, к кому он обращался со своей идеей, говорили: "Да, нам все это нравится, да вот только денег у нас нет".

Тогда Хасанов решил сам заявить о себе на весь мир, поставив задачу побить на своем аппарате мировой рекорд скорости для велосипедов, установленный в США в 1985 году неким молодым человеком, разогнавшимся до 105,4 км/ч. Началась кропотливая подготовка. Хасанов изготовил настоящий гоночный велосипед и дал ему имя "Формула-1". Самое интересное, что гонщику располагаться на этом велосипеде предстояло лежа. Из числа мужчин претендентов на роль пилота "Формулы-1" не нашлось. Пришлось опять отдуваться Гузели.

"Я немного нервничал, - вспоминает Хасанов, - все-таки собственная дочь. Однако мои опасения были напрасны. На двухсотметровом отрезке шоссе Гузель разогнала велосипед до 60,5 км/ч. А это означало, что если бы за рулем находился мужчина, то его показатели превосходили бы мировой рекорд в полтора раза". Но мировую известность это испытание Хасанову так и не принесло. Его поделки лежат невостребованными у него в гараже и на чердаке. При корреспондентах "Итогов" Реал с тоской в глазах достал с чердака давно покрывшуюся пылью "Формулу-1". Однако уже через минуту на его лице заиграла улыбка, а в глазах появился жадный блеск. Хасанов вновь и вновь рассказывал о преимуществах и достоинствах своего детища. В тот самый момент, когда один из корреспондентов "Итогов" взбирался на велосипед, дабы самолично оценить хваленую простоту и легкость конструкции, в квартире появилась Гузель: "Ну как, нравится? Обидно очень, что изобретение отца так и остается никем не замеченным. Когда год назад я ставила рекорд, то была уверена, что у меня ничего не получится. Однако это оказалось настолько просто, что я без всяких усилий буквально летела по шоссе".

Реал Хасанов не теряет надежды запустить свое изобретение в массовое производство: "У меня есть различные разработки: и для города, и для села. Я даже изготовил городскую велорикшу - трехколесный велосипед с площадкой, на которой можно перевозить груз и двух взрослых пассажиров. По сравнению со своим восточным собратом мой велосипед имеет более жесткую конструкцию, а новая система управления доставит седоку максимум удовольствия и комфорта".

Степан Кривошеев

Врез 1

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера