Архив   Авторы  

Большой стиль не стал меньше
Искусство

"Иван Грозный" Юрия Григоровича на музыку Сергея Прокофьева. Театр "Кремлевский балет"

Премьера балета "Иван грозный" вызвала настоящий ажиотаж: шеститысячный зал был непривычно полон, столичный балетный бомонд оказался в сборе, в финале к сцене выстроились очереди с цветами. Однако зрители собрались в Кремле не для того, чтобы увидеть новый спектакль: Юрий Григорович впервые поставил этот балет в Большом театре еще в 1975 году, год спустя перенес его на сцену парижской Гранд Опера. Делать для Кремля новую редакцию спектакля он не стал, подвергнув его лишь косметическому ремонту и приспособив к нему возможности молодых солистов "Кремлевского балета" - 20-летнего Романа Артюшкина (Иван), Наталии Балахничевой (Анастасия) и Айдара Шайдуллина (Курбский). Четверть века спустя после премьеры "Иван Грозный" превратился в сеанс массовой ностальгии по тем временам, когда Григорович был властителем умов, воплощением великолепного настоящего советского балета и великих надежд на будущее.

"Иван Грозный" к шедеврам хореографа не принадлежал никогда. На нем невозможно упиваться хореографическими богатствами, как на "Легенде о любви". На него невозможно ходить, как на "Спартака", для поддержания уровня адреналина в крови. Хореограф, видимо, и сам сознавал это, собственной рукой в 1990 году изъяв спектакль из репертуара Большого театра после того, как он прошел 99 раз.

"Иван Грозный" Григоровича - это монументальный балет-эпопея в суровых сукнах Симона Вирсаладзе. С кинематографическим лаконизмом срежиссированы столкновения огромных кордебалетных ансамблей, изощренная вязь дуэтов и монологи героев. Драматически насыщены роли. Максимально использованы физические возможности человеческого тела. "Иван Грозный" - первый балет Григоровича, сделанный "по методу Григоровича". Находки "Каменного цветка", "Легенды о любви", "Щелкунчика", "Спартака" и "Лебединого озера" в нем тщательно суммируются, и из них выводится среднее арифметическое. Поэтому "Ивана Грозного" так не любят критики и обожают танцовщики - кажется, ни об одном спектакле в Большом не мечтают так, как об этом.

"Грозный" стал квинтэссенцией стиля советского балета. Шесть лет назад, после увольнения Юрия Григоровича с поста главного балетмейстера Большого, этот стиль был объявлен устаревшим. Хореограф, устав от споров, удалился в провинцию. Он ставил спектакли в Уфе, Якутске, Краснодаре, предоставив другим возможность создавать на столичных сценах новый имидж отечественного балета. Сделать это пока не удалось никому. Москве опять пришлось обратить свой взор к Григоровичу. Он принципиально отказывается от новых постановок, зато его старые спектакли обретают второе дыхание. Стиль Григоровича вновь празднует победы, свидетельствуя, что списывать 74-летнего хореографа в архив рано.

Анна Галайда
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера