Архив   Авторы  

Заколдованное Лефортово
Общество

Одобрен новый вариант строительства трассы через исторический район Москвы

Вокруг строительства тоннеля под Лефортовом вновь накаляются страсти. На прошлой неделе на общественном совете при мэре Москвы был одобрен новый, уже третий по счету и в чем-то даже сенсационный вариант сооружения трассы в обход исторического ансамбля в Лефортове. Развязка будет строиться в двух плоскостях: в одну сторону движение будет осуществляться через глубокий тоннель, а в другую - по земле и отчасти "по воздуху", через новый мост. Мэру представленный проект понравился. На следующий день этот вопрос обсуждался на Экспертно-консультативном общественном совете при главном архитекторе (ЭКОС) и был принят за основу для дальнейшей проработки. По всем существующим правилам эти события должны были произойти в обратном порядке: согласно установленному регламенту члены ЭКОСа проводят экспертизу любого значимого для города проекта, прежде чем он представляется на общественный совет. Однако, несмотря на это, план принят за основу. Часть специалистов считает, что он является наилучшим из тех, что обсуждались в последнее время. Правда, это не мешает другим оппонентам говорить о серьезных недостатках нового проекта.

Раздвоение трассы

Напомним суть проблемы. Из-за того, что во все времена транспортные магистрали прокладывались в обход исторической застройки Лефортова, район этот оказался обособленным от других районов столицы. Дальновидные градостроители еще до войны стали говорить о необходимости трассы, связывающей Лефортово с соседями. Но за полвека никто так и не смог придумать удачного варианта строительства автомагистрали, и пробки в этой части города стали сегодня настоящим кошмаром водителей и жителей. Еще в июне 1996 года распоряжением премьера правительства Москвы было утверждено задание на проектирование участка третьего транспортного кольца в районе Лефортова. Требовался особый проект, реализация которого не повредила бы историческому ансамблю, его водной системе, включающей старинные пруды и русло реки Синички с многочисленными родниками, и самому парку. После долгих споров и конкурсов был принят вариант корпорации "Трансстрой", согласно которому под Лефортовом на безопасной для исторического памятника 42-метровой глубине (в твердых известковых слоях) должны были пройти два тоннеля - от Большой Почтовой до площади Проломной Заставы. Каждый из тоннелей должен был иметь ширину 14 метров, достаточную для организации трехполосного движения. В конце мая 2001 года для рытья этих тоннелей в Москву привезли гигантский "Щит" - проходческое оборудование из Германии стоимостью около 100 миллионов долларов - и сразу начали его монтировать. 1 сентября агрегат должен был начать работу в районе завода "Серп и Молот". Но мэр своим распоряжением неожиданно остановил процесс, и в июне этого года вышло распоряжение о новом тендере. Вдруг выяснилось, что проект "Трансстроя" слишком дорог - более 2 миллиардов долларов, долог в строительстве (5 лет) и сомнителен с точки зрения безопасности. Между тем другая компания - "Ингеоком" - предложила свой вариант тоннеля, неглубокого и сравнительно дешевого, сооружаемого открытым способом. Правда, при этом варианте пришлось бы перерыть территорию дворцово-паркового ансамбля. Впрочем, помимо "Ингеокома", нашлись и другие желающие поучаствовать в реализации масштабного городского проекта, в связи с чем возникло еще несколько вариантов решения лефортовской проблемы.

Тендер должен был состояться в сентябре, но не состоялся. Во время выездного совещания в Лефортове 6 октября Юрий Лужков принял неожиданное решение: движение транспорта через Лефортово пойдет по двум разным трассам: от шоссе Энтузиастов до Спартаковской площади по глубокому тоннелю, а в обратном направлении - от Спартаковской площади вдоль Яузы с последующим выходом на шоссе Энтузиастов... иным способом. Что побудило мэра принять такой вариант - остается догадываться, но, как сказал на заседании ЭКОСа главный архитектор Центра историко-градостроительных исследований Борис Евгеньевич Пастернак, "мэр очень грамотно "развел" конкурентов, которые поссорились из-за этого заказа". Таким образом, корпорация "Трансстрой" хоть и лишилась половины заказа, но все-таки осталась при деле, причем теперь оценивает стоимость работ по подземной части трассы всего в 300 миллионов долларов. Во столько же обойдется сооружение подъездных путей. Как стало известно "Итогам", "Щит" уже начал работать и углубился за 10 дней на 6 метров (длина тоннеля 1,3 км). Любопытно, что по технологии готовить агрегат к работе следовало как минимум 3 месяца (по первоначальному проекту - с мая по сентябрь), но, получив в начале октября добро на производство работ, "Трансстрой" запустил "Щит" всего за полтора месяца. Сейчас машина остановлена на технологический перерыв: в течение 20 дней будет смонтировано дополнительное оборудование, с помощью которого в тоннель станут подаваться железобетонные конструкции. Судьба же второй части заказа некоторое время оставалась неясной, и вот теперь новый проект обнародован.

"Космический" маршрут

Новый вариант разработан ООО "НПО "Космос" и НИиПИ Генплана Москвы по заказу "Москапстроя" на основании распоряжения правительства Москвы N 180 от 10 октября сего года. Итак, начальный отрезок "обратной" трассы пойдет в неглубоком тоннеле под Бакунинской улицей и комплексом Технического университета им. Баумана. Это, кстати, новость. Доселе ни в одном из проектов не рассматривалась возможность потеснить "бауманку". Оказалось, зря. Поскольку у вуза есть недостроенный учебный корпус и нет денег на завершение работ, он весьма заинтересован в контактах с московскими строителями. По словам главного инженера института Генплана Юрия Короткова, "в обмен на компенсационные меры руководство вуза принципиально согласно на снос строений на территории комплекса".

Вынырнув из-под "бауманки", трасса по пандусу выйдет на Лефортовскую набережную, пройдет параллельно ей на уровне земли, после чего по новому мосту пересечет Яузу и в так называемой выемке с облегченным перекрытием (параллельно Танковому проезду) подойдет к неглубокому тоннелю на территории завода "Серп и Молот". Дворцово-парковый ансамбль четырехполосная магистраль длиной 3442 метра затрагивает значительно меньше, чем ранее планировавшиеся трассы. Ориентировочная стоимость работ - 245 миллионов долларов. По словам руководителя транспортного отдела института Генплана Михаила Крестмейна, это решение не является простым. "Нам нужно получить принципиальное согласие, чтобы продолжить работу над проектом. Еще предстоит уточнить и количество малоценной сносимой застройки и перечень зданий, где следует укрепить фундаменты. Но мы предварительно подсчитали, что при таком варианте суммарные затраты на сооружение трасс в обоих направлениях снижаются на четверть, а сроки строительства - в два раза". Достоинством обсуждаемой трассы разработчики считают ее универсальность. "Если когда-нибудь будет принято решение о строительстве второго глубокого тоннеля, то эта магистраль будет реализовывать транспортные связи районов Лефортово и Басманный. А если возникнут проблемы с эксплуатацией глубокого тоннеля, то вполне можно организовать по этой дороге двухрядное движение в обоих направлениях", - убеждал президиум ЭКОСа Юрий Коротков.

Тем не менее реакция специалистов на новый проект весьма неоднозначная. Академик Российской академии архитектуры Юрий Бочаров считает "двойное" решение лефортовской проблемы ошибкой. "Удивительное дело: распоряжение правительства Москвы вышло всего через четыре дня после того, как мэр побывал в Лефортове. Проблема, над которой ломают головы десятки лет, решается на ходу. А беда в том, что нет продуманной целостной концепции транспортной системы Москвы: все рассматривается и делается кусочками, урывками. Поэтому масса ошибок. При этом варианте третье кольцо просто расчленяют, не рассматривая в комплексе всю транспортную систему района. Глубокий тоннель уже стал посмешищем для всего мира, поскольку это нонсенс - уйти на ровном месте на 40-метровую глубину. Однажды я сам попал в пробку в тоннеле такой глубины под Кордильерами. Даже машины глохнут от недостатка кислорода. Но там четко работают полиция и спасательные службы: в считанные минуты включается аварийная система вентиляции, подгоняются тягачи. Представляете, к каким последствиям может привести любая авария в тоннеле при работе наших служб? Решение возможно только одно: Лефортово надо вообще обойти и тем закрыть проблему. Но это невыгодно строителям, ведь речь идет о сотнях миллионов долларов", - заявил Бочаров "Итогам".

Некоторые эксперты сомневаются в том, что глубокий тоннель удастся оборудовать аварийными выходами (по нормам через каждые 150 метров), не затрагивая заповедную зону, за сохранность которой столько лет борется общественность. Инженерные сооружения (вентиляция и т. п.) так или иначе должны выйти на поверхность, а маршрут проходит аккурат под историческим ансамблем. Что касается участка охраняемой территории, на который рабочим придется "залезть" при строительстве по варианту "НПО "Космос", то он находится на приличном расстоянии от памятников архитектуры. "Предложение "НПО "Космос" более или менее приемлемое. Если хорошо подумать, то и для второй трассы можно найти обходной вариант и прекратить строительство глубокого тоннеля, который, по моему мнению, не должен появиться вообще", - сказал "Итогам" искусствовед, член президиума ЭКОСа Алексей Клименко.

А вот у начальника Центра визуально-ландшафтного анализа и градостроительного регламента Алексея Куренного, наоборот, сомнения относительно "космического" проекта: "Пока неясно, как повлияет на ландшафт района новая трасса. Например, как изменится восприятие Лефортовского ансамбля с появлением моста через Яузу, который поднимется на несколько метров над землей? Ответа на эти и другие вопросы пока нет, поэтому говорить о согласовании проекта преждевременно".

Тем не менее предложение в принципе одобрено. Как стало известно "Итогам", получены также предварительные согласования Госсанэпиднадзора, МГТУ им. Баумана, префектур ЦАО И ЮВАО, Москомэкспертизы, Москомприроды, УГИБДД ГУВД, пожарных, Управления охраны памятников. Теперь авторы возьмутся за детальную "прорисовку" проекта. И возможно, что через два года он будет воплощен и пробки рассосутся. А может быть, все еще опять переделают?

Ирина Мельникова
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера