Архив   Авторы  

Черно-белая трагедия
Искусство

В российский прокат выходит новая картина каннских лауреатов братьев Коэнов - "Человек, которого не было"

Это не первый европейский триумф братьев-хулиганов, голливудских вундеркиндов и бывших кинолюбителей. Ровно десять лет назад здесь же, на Лазурном Берегу, Коэнам была вручена вожделенная "Золотая пальмовая ветвь" - за картину "Бартон Финк", уже успевшую стать классикой.

Похоже, та же участь - стать "неувядаемой" классикой - ждет и их последний фильм. Даже Коэнам, мастерски владеющим подтекстами и особым, изощренным кинематографизмом, до сих пор не удавалось снять столь совершенное, абсолютное кино, своим отточенным академизмом напоминающее старые классические ленты. Хотя история шантажа и случайного убийства, повлекшего за собой цепь других злоключений некоего Эда Крейна, парикмахера, как будто взята из обычной уголовной хроники. Любимого, кстати, чтения братьев Коэнов.

Недаром оба они - и Джоэл, и Этан - всегда подчеркивали, что снимают просто фильмы. Их дебют в кино так и назывался - "Просто кровь". Действительно, братья обожают всяческие клише и штампы, зачитываются бульварной литературой вроде романов Хэммета и Чандлера, наизусть знают всю американскую мифологию, от старых фильмов до комиксов, речь их персонажей изобилует жаргонными словечками обитателей нью-йоркского дна, а типажи как будто сошли с газетных страниц.

Однако все не так просто, как кажется. В отличие от других голливудских фильммейкеров в невозмутимой манере Коэнов всегда кроются такие бездны иронии и эксцентрики, что это понимают даже члены американской киноакадемии, замшелые пенсионеры, со скрипом вручившие Коэнам "Оскара" за картину "Фарго" (единственный раз за всю их биографию). Простота Коэнов - сплошное коварство и тотальный стеб. Что, собственно, так раздражает и американскую киноакадемию, и даже "ХХ век - Фокс", гиганта, на свой страх и риск взявшегося патронировать Коэнов в надежде когда-нибудь получить от них беспроигрышный блокбастер. Пока что ожидания воротил из "Фокса" не оправдались, зато в Европе с нетерпением ждут каждый новый фильм Коэнов, охотно прощая им относительные неудачи. Можно сказать, что Коэны - любимые американцы интеллектуальных европейцев, хотя, повторяю, оба они - плоть от плоти американского мифа, уроженцы заштатного Миннеаполиса и поклонники книжек в мягкой обложке. В частности, романов некоего Джеймса М. Кейна, писавшего в сороковые годы лихо закрученные детективы. Впрочем, и этот самый Кейн тоже был не так прост. Во-первых, по его романам ставили фильмы классики вроде Билли Уайлдера, а во-вторых, жанр он освоил блестяще, вызывая всеобщее восхищение точностью диалогов, меткостью авторских характеристик и реалистичностью персонажей. И в бульварной литературе есть свои гении. Но дело даже не в крепкой литературной основе, для фильма Коэнам достаточно намека на атмосферу действия, остальное они додумают сами. С "Человеком, которого не было" так и получилось. Картина снята не по какому-то конкретному роману Кейна, Коэны лишь воспроизвели атмосферу тревожного ожидания и своеобразную эстетику сороковых - фирменный стиль писателя.

Сюжет "Человека" внятен и прост. Некто Эд Крейн, парикмахер, догадывается, что у его жены связь с богатым владельцем универмага. Узнав от одного из своих клиентов о том, что можно разбогатеть, вложив деньги в сухую химчистку, он решается шантажировать любовника своей жены с целью приобретения стартового капитала. Любовник отдает ему деньги, но потом, узнав, чьих это рук дело, вызывает Эда на разговор, разъяренный, пытается его задушить и получает нож в горло. Суд обвиняет жену Эда, ей грозит смертная казнь. Перед решающим заседанием она вешается в тюрьме, затем в реке находят труп того самого клиента, соблазнившего Эда, узнают о причастности Эда к убийству владельца магазина, судят его и сажают на электрический стул. Финальный кадр - лицо Эда, отрешенно глядящего на нас, пока палачи застегивают на нем ремни. Вот, собственно, и все.

Еще один просто фильм Коэнов, в пересказе напоминающий нехитрую детективную историю, какие ежегодно сходят с голливудского конвейера сотнями. Однако Коэны, подобно Хичкоку, доводят свою историю чуть ли не до вершин греческой трагедии. Причем исключительно благодаря режиссерскому мастерству (недаром каннское жюри отметило не что иное, как режиссуру). Смехотворные персонажи, средние американцы, меркантильные и недалекие, становятся героями нового американского эпоса, которых неумолимо преследует рок. Причем, как это принято у ироничных Коэнов, рок предстает в образе толстого жуликоватого клиента, помешанного на сухой химчистке. Споткнувшись на мелкой подлости, шантаже соперника, Эд покатится прямехонько в ад. И все это - под музыку Бетховена, любимого композитора соседской девочки, к которой Эд испытывает отцовские чувства. Это, кстати, что-то новенькое в творчестве Коэнов - раньше они использовали музыку исключительно американских композиторов. Впрочем, Бетховен им нужен не для того, чтобы облагородить свою мрачную историю. Бетховен здесь звучит как предвестие Судьбы, гармония божественной музыки таит в себе трагедию. Недаром же европейцы чувствуют тайное родство с этими авторами - пока что только Коэнам удалось органично сплавить американский миф и высокую европейскую культуру. Хотя многие американцы до сих пор считают, что Бетховен - это кличка собаки из одноименного фильма.

Диляра Тасбулатова
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера