Архив   Авторы  

Кого ОГИ кормит
Общество

Как издательство стало холдингом

Итак, еще раз. "Объединенное гуманитарное издательство" (ОГИ) родило клуб (книжный центр - галерею - клуб) "Проект О. Г.И.", кафе "Пироги" и вот-вот разродится галереей-клубом "Улица О.Г.И.". А также с ОГИ непосредственно связано сетевое издание "Полит. ру" (информационно-политический канал по адресу ) и две Интернет-компании (WEB-Мастерская и E-LABS). Все вместе - холдинг "ОГИ". И, возможно, всего этого не было бы, не будь питерской рок-группы "АукцЫон".

Все дело в том, что в 1995 году будущий учредитель и генеральный директор ОГИ, президент холдинга Дмитрий Ицкович, в то время бывший директором издательства с говорящим названием "ИЦ-Гарант", которое выпускало всякие малотиражные ученые книжки, неожиданно для себя самого стал спонсором. Филолог-семиотик, последователь знаменитого Лотмана, ссудил деньгами в количестве 200 рублей своих друзей - членов "АукцЫона" - для завершения ими съемок видеоклипа. А затем Ицкович и примкнувший к нему юный Митя Борисов, ныне генеральный продюсер холдинга "ОГИ", вообще стали заниматься организацией концертов и рекламной кампанией "аукцЫонистов". Чтобы подзаработать. Так была утрачена академически-филологическая невинность; взамен появилась жажда публичной деятельности на стыке искусства и коммерции: делаешь приятное себе и своим друзьям и получаешь за это деньги.

И вот именно в качестве рекламы "АукцЫона" придумался слоган, тогда даже звучавший по радио метрополитена: "Нормальная музыка - нормальным людям". Он стал девизом всей сегодняшней деятельности ОГИшников: "Нормальные концерты (литературные чтения, книжки, выставки, закуска, выпивка и т. д.) - нормальным людям".

Но что такое нормальные люди? Вот, например, еще один друг Ицковича, очень состоятельный человек, зайдя однажды в "Пироги", смутился и сказал, что сюда неудобно пригласить коллег. "Странное, - говорит, - ощущение. Во всех местах, где я бываю, у меня есть чувство, что этих официанток я уже перетрахал, а здесь у меня нет такого чувства". Так что, его коллеги, посещающие все эти места, ненормальные? Они просто другие, равно как и утренние посетители какой-нибудь стекляшки-стояка у метро. Ни те, ни эти в "О. Г. И." не ходят. В "О. Г. И." просто ходят свои, то есть "нормальные" с точки зрения друг друга. Это свой, почти домашний круг из тех, кого при советской власти гордо величали интеллигентами и кто в постсоветские времена стал очень обижаться на это слово. А также их чада. Так что "ОГИ" все возрасты покорны. Чистая семья.

Даже клубная деятельность "ОГИ" началась сугубо по-домашнему - в 1998 году, как раз после дефолта, когда разом стали невыгодны все музыкальные антрепризы. Обычную квартиру в Трехпрудном переулке, принадлежавшую другу ОГИшников журналисту Дмитрию Ольшанскому, переоборудовали в клуб "Проект О. Г. И." (название - Мити Борисова) с книжным магазином в одной комнате, барной стойкой в другой и крошечным выставочным залом в третьей. Задача перед клубом стояла очень простая - быть нонпрофитным, но не убыточным. Обслуживать свою аудиторию, про вкусы и интересы которой все знаешь, потому что сам такой, а аудитория - твои друзья, друзья родителей, одноклассники, однокурсники и т. д. Не выдаивать публику нещадно, но интеллигентно зарабатывать на продаже билетов на концерты, книжек, кассет, ну и, конечно, водки с бутербродами в баре. (Впрочем, последнее происходило в "Проекте О.Г.И." сначала нелегально - у клуба не было "общепитовской" лицензии. Да и вообще в Трехпрудном он квартировал на птичьих правах.) Зарабатывать получилось и, главное, понравилось. Первый не клуб, но клубик, сочтенный "пробой пера", закрыли и, подумав и все рассчитав, начали строить новый - большой и серьезный. Так чуть больше года назад появился "Проект О.Г.И." в Потаповском переулке.

Закономерный вопрос: откуда деньги? Закономерный ответ: все опять решилось по-домашнему. Ицкович с Борисовым уверяют, что обратились к друзьям, попросили стать инвесторами и акционерами. Те пожертвовали кто сколько может - от тысячи до восьми тысяч долларов. Говорят, на сегодня инвестиции вполне окупились и уже пошли проценты. Но учредительных документов не показывают. "ОГИ - хороший бизнес, который не оставляет нехорошего привкуса во рту", - говорит самодовольный Ицкович. "Оставляет - с утра", - добавляет похмельный Борисов. (Кстати, "Проект О.Г.И." - это еще Леша Кабанов, генеральный директор предприятия, ведающий производственно-хозяйственным процессом. Хотя ОГИшники не разделяют четко своих обязанностей. Как в семье.) Между прочим, очень важно, что новые рестораторы Ицкович - Борисов - Кабанов едят и пьют в собственных заведениях (сам видел!). И расплачиваются за трапезу, как все.

Многофункциональный клуб "Проект О.Г.И." (еда, концерты, литературные чтения, книжный магазин, детские утренники, галерея) стал плодиться и размножаться по "профильным" направлениям. Осенью открылись "Пироги" на Новокузнецкой. Это просто кафе. Здесь нет никакой культурной программы - место предназначено для тех людей, которые не хотят сегодня вечером идти слушать музыку или стихи, а хотят в нормальной атмосфере среди нормальных лиц нормально пообщаться между собой. И поесть не очень дорого: в "Пирогах" меню несравнимо больше и разнообразней, чем в "О.Г.И.", которое стало местом, куда приходят просто выпить-закусить. Поесть в ситуации, когда официант - студент РГГУ - социально близкий тебе человек, "свой" (впрочем, работают мальчики и девочки очень медленно). Еще в "Пирогах" можно почитать свежие газеты, ведь "Пироги" - это и "PиR О.Г.И.", в смысле public relations. Что обыграно в дизайне залов: газетные полоски на потолке в одном, лампы-фонарики из газет в другом, рисунки Дмитрия Александровича Пригова на старых газетах в третьем, шелкографии Юрия Аввакумова на газетах же в четвертом. (Вообще в "Пирогах" много искусства на стенах. Его, к сведению состоятельных клиентов, можно приобрести.) Только что "Пирогам" придумали свой рекламный слоган, который скоро можно будет увидеть по всей Москве: "Это действительно вкусно или это PR ОГИ?" Честно говоря, затрудняюсь ответить. Наверное, аура места лично для меня привлекательнее форели, фаршированной крабовыми палочками.

Из небольшой галереи в клубе "Проект О.Г.И." выросла новая галерея-клуб "Улица О.Г.И." на Петровке. Как говорит все тот же Ицкович, "место с пафосом платежеспособности". Произведения искусства, выставленные наверху, в галерее размером 140 квадратных метров, будут - и должны (галерея задумана как вполне коммерческая, куратор - известный арт-критик Елизавета Плавинская) - продаваться. Удачное приобретение можно обмыть внизу, в ресторане. Цены и соответственно кухня его - не чета "О.Г.И." с "Пирогами". Но, кроме "пафоса платежеспособности", на "Улице О.Г.И." есть пафос художественности. Клуб - тотальное произведение искусства архитектора и художника Александра Бродского. Все - в фирменном сером цвете меланхолика Бродского, даже галерея, которая обычно является "белым кубом". Металлические двери, грубая кирпичная кладка стены, выгораживающей VIP-зал, чрезмерно хрупкие ажурные балкончики с отдельными столиками, вознесшиеся под потолок, - все это напоминает скорее декорации для советского спектакля-антиутопии из бесчеловечной жизни капиталистического Запада, чем пространство для состоятельных сибаритов. Но Бродскому "ОГИ" разрешает все. Во-первых, гений. Во-вторых, друг. Хотя, наверно, наоборот. В ответ Бродский готов трудиться за деньги, не столь большие для модного архитектора. В общем, семейные - коммунальные - отношения. Вот и галерея должна открыться свойской "Советской выставкой" - искусствоведы, кураторы и критики, причисляющие себя к друзьям "ОГИ", "посоветуют" галерее, каким искусством ей надлежит торговать, принеся на выставку по одной работе в качестве образца - от картин "малых голландцев" до видеофильма, сделанного молодыми анархистами.

Впрочем, хватит про искусство. Экспансия "ОГИ" распространяется и на прочие сферы. Уникальный круглосуточный книжный магазин в Потаповском грозит обернуться целой сетью подобных лавочек с духовной пищей. Детские утренники по субботам-воскресеньям в "Проекте О.Г.И." переселятся на двухъярусную детскую площадку, которую, как потеплеет, начнет строить на той же Петровке все тот же Бродский. Между прочим, в совсем отдаленных планах ОГИшников - отдельный детский клуб.

В общем, деятельность холдинга набирает обороты. Значит, "своих", "нормальных" людей в Москве оказалось довольно много, и, что отрадно, все они оказались еще и состоятельными людьми, коли два года прожигают жизнь в сети заведений "ОГИ". У которых уже давно дежурят таксисты, борющиеся друг с другом за выгодное место.

И последнее. В результате деятельности холдинга "ОГИ" на рынке труда образовалось более 400 рабочих мест. Так что "ОГИ" действительно кормит.

Федор Ромер

Врез 1

Объединенное гуманитарное издательство (ОГИ) существует с 1992 года (до сентября 1997 года известно под именем "ИЦ-Гарант").

Среди изданий ОГИ такие книги, как собрание работ Юрия Лотмана и "Лотмановские сборники", тома наследия Всеволода Мейерхольда и "Русская кавафиана" (в книгу вошли и стихотворения великого греческого поэта, и статьи о его творчестве), книга Александра Эткинда "Содом и Психея" и альманах "Россия/Russia", серии "Исследования по истории русской мысли" и "О.Г.И. - Полит.ру", литературоведческие, политологические, социологические исследования, сборники статей.

Особого внимания заслуживает поэтическая серия "Проект О.Г.И.". В серии, отмеченной в прошлом году дипломом Международной Московской книжной ярмарки, уже вышли поэтические сборники Михаила Айзенберга, Юлия Гуголева, Григория Дашевского, Бахыта Кенжеева, Тимура Кибирова и других.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера