Архив   Авторы  

Тарусское "оживление"
Искусство

Закончился VI Открытый российский фестиваль анимационного кино

Трех дней на фестиваль (включающий кроме конкурса и всяких семинаров-дискуссий с ретроспективами еще шашлыки, танцы, концерты в студенческом духе с частушками о друзьях-аниматорах и лыжные походы через Оку в Поленово) оказалось вполне достаточно. Форма малая: редкий фильм длится больше десяти минут, чаще три-пять. Да и сделано немного: сотня фильмов, включая присланные из Белоруссии и пятнадцатисекундные рекламные ролики.

Самое поразительное при этом, что студий, выпускающих мультфильмы, много - почти полтора десятка. Кроме того, есть немало картин, сделанных вообще вне всяких студий, в одиночку: сам себе режиссер, сценарист, художник, оператор и аниматор. Впрочем, с тех пор как у нас началась повальная компьютеризация и любой дилетант, пользуясь специальными программами, может сделать мультфильм, в фестивальном регламенте появилась новая строка: "работы, находящиеся на стадии освоения языка анимации... оценке жюри не подлежат". Это не очень помогает: даже в конкурсной программе фильмов, находящихся вообще за пределами профессии, было немало. Но об остальных имеет смысл рассказать, поскольку вы их вряд ли когда-нибудь увидите.

Сами аниматоры разделяют картины на авторские и коммерческие. Еще есть детские (хотя многие из них можно считать авторскими), есть реклама, клипы и разнообразные заставки к телепередачам. А еще есть фильмы, созданные в детских студиях.

Вообще-то фильмы, сделанные детьми, - это совершенно отдельная тема, скорее из области педагогики и психологии, поскольку ясно, что и достижения, и провалы детских фильмов - это большей частью удачи и неудачи руководителей студий. И основное впечатление от просмотра этой программы совсем не связано с качеством фильмов.

Какой, оказывается, шелухой уже успели забить детям головы! Один ребенок делает мультик "Что такое хорошо и что такое плохо", и плохими оказываются исключительно бутылка и сигарета, другие сочиняют что-то стихотворное про то, что надо беречь Землю, или пафосный фильм о правах разноцветных детей с демонстрацией отечественного паспорта и т. д. В общем - идеология по-прежнему торжествует.

Что касается фильмов для детей, здесь ситуация довольно сложная: главный заказчик детских мультфильмов - телевидение. Но ТВ любит покупать фильмы "пакетами", желательно по 52 штуки, чтобы показывать их регулярно, в одно и то же время, как сериал. И лучше всего, чтобы они были в стандартном формате - 26 минут (то есть получасовой показ с рекламой). На этом, собственно, и зарабатывают все зарубежные анимационные студии - продают фильмы, в частности, на наше телевидение и уже за счет прибылей запускают некоммерческое авторское кино. У нас нет ни этой традиции, ни умения поставить выпуск мультсериалов "на поток", что требует развитой индустрии и большого количества народу.

Что в результате? С прежних времен остались сборники вроде союзмультфильмовской "Веселой карусели" - туда идут маленькие мультики по две-три минуты. Десятиминутные мультфильмы тоже есть, хотя немного. В основном это экранизации известных сказок, которые в этот раз выглядели очень занудно.

В качестве блокбастеров и главных мультпрорывов прошедшего года на фестивале выступали два проекта: часовой мультфильм "Новые бременские" и сделанные в западных стандартах (по 26 минут) первые четыре серии "Приключений в Изумрудном городе". "Новые бременские", которые на рынке провалились (на фестивале рассказали, что кассеты сейчас почти не раскупаются), морально устарели еще до рождения, несмотря на Атаманшу, ставшую Банкиршей и демонстрирующую стриптиз. Действительно, странно в 2000-м году снимать фильм про хиппующих родителей (в которых превратились Трубадур с Принцессой) и протест их сына, мечтающего играть рок-н-ролл. К тому же неудачными оказались и музыка, и сценарий, где главные герои не действуют, а ноют.

Сценарий, судя по всему, в наших мультфильмах - вообще самое слабое место. "Приключения в Изумрудном городе", для которых, как восхищенно рассказывают профессионалы, в Питере буквально на пустом месте создали качественное производство, тоже невозможно смотреть. И дело не в жутких анилиновых цветах, которые детям, может быть, и понравились бы. А в вялом, лишенном энергии и юмора сценарии, полном общих мест и сахарного сиропа. Когда в финале первой серии Страшила с пафосом говорит: "Долли, ты научила нас самому главному - настоящей дружбе", - хочется удавиться, а не смотреть продолжение.

Но что любопытно: хорошие детские мультфильмы в России все-таки делают, только не для нас. Есть даже анимационные студии, работающие почти исключительно на заказ, вроде "Кристмас Филмз" (о которой мы писали в № 47, 1998), показавшей на этот раз третью часть из сделанного для англичан сериала "Кентерберийские рассказы". И одну из частей тоже английского сериала по сказкам разных народов, суффийскую притчу "Подна и Подни" (режиссер Юрий Кулаков). Еще два кукольных фильма для того же сериала создали на студии "Человек и время": арабскую сказку "Корона и скипетр" (режиссер Мария Муат) и норвежскую "Три сестры, которые упали в гору" (режиссер Екатерина Михайлова), которая и получила премию за лучший детский фильм. Ни одна из этих картин не станет эпохальной, но все они сделаны качественно, и наши дети тоже с удовольствием бы их посмотрели. Как, впрочем, и очередную серию, сделанную студией "Пилот" по американскому заказу, про городскую девочку, оказавшуюся в каком-то африканском племени. Это, надо честно сказать, полная ахинея, но своим туповатым юмором, динамизмом и позитивностью отвечающая, видимо, точно сформулированному заказу.

Авторское кино еще иногда называют "фестивальным" и почитают за самое главное - за "настоящее искусство", "лирическое высказывание художника" и прочее. На самом деле сюда приходится отнести все то, что не является ни заказной анимацией, ни детской. То, что сделано "для себя". Естественно, эти фильмы увидеть еще труднее, чем "неформатные" детские, лучшее место для них - специальные программы на телевидении и в кинотеатрах, но их почти нет.

Итак, что у нас появилось в авторском кино за прошедший год? Во-первых, в жанре фильма-анекдота было несколько действительно смешных картин. Например, Good morning режиссера Дениса Чернова про похмельного петуха, который с утра не может вспомнить, как кукарекать, и то блеет, то мычит, а оклемавшись к ночи, начинает выть на луну (диплом за самый смешной фильм). Или Latex Андрея Соколова - про быка, которого не пускают в загон к коровам, и тогда он сам прикидывается коровой, привязав себе огромное вымя из надутой резиновой перчатки. Дело кончается тем, что к коровам для спаривания приводят огромнейшего волосатого быка, и он выбирает "новенькую".

Среди хороших фильмов есть еще "Воскресенье" Артура Толстоброва, о котором мы уже писали в репортаже с "Крока" ( ): про то, как корова попала на бойню, а потом на сосисках, которые из нее сделали, вырастают крылышки и уносят в небо всех, кто их съел. И "Моя жизнь" Натальи Березовой с замечательным сценарием Максима Полякова (он же художник) про поросенка. Закадровый детский голос, как ребенок в детском саду, рассказывает про свою жизнь, а в кадре это очень комично иллюстрируется. Про папу, который "ходит работать на ферму" (огромный хряк лежит в луже), про то, что "дедушку недавно пригласили в гости" (хряк в ужасе носится по загону), "он был такой нарядный" (видно, что "дедушка" лежит, украшенный, на блюде), что "по выходным мы ездим на выставки" (мясной ряд с ценниками на рынке). К концу любопытный поросенок становится задумчивым, размышляя, "для чего мы живем?". Кто-то ему сказал, что он станет молодцом. "Или холодцом?" Смешно и жалко.

Среди тех картин, которые действительно можно назвать авторскими, лучшими, по-моему, были три. Во-первых, "Кошки под дождем", акварельный, нежный и непритязательный фильм Алексея Демина в память о Софье Милькиной (жене Михаила Швейцера) - по ее детской песенке и рисункам (приз "За человечность"). Затем - "Соседи" Степана Бирюкова - бессловесная фантастическая история о коммунальной квартире 30-х годов. О толстом чекисте и его толстой жене. Об их тщедушном соседе-скрипаче, который, играя, летал под потолком, за что был отправлен в сумасшедший дом. И о том, как потом чекист сам взлетел, но не смог спуститься обратно. Затосковал и улетел вдаль, увлекая за собой жену, как на картине Шагала.

Третий фильм - "Привет из Кисловодска" Дмитрия Геллера, получивший Гран-при. Пронзительное воспоминание о коротком курортном романе, картина ностальгическая и лиричная, без слов, на одном настроении, с двумя тонкими условными фигурами мужчины и женщины. Танго Пьяццолы и Шульженко, далекий звук голоса, отдающего приказы в мегафон, плеск волн. Послевоенные фотографии вместо людей: большие кепки, широкие брюки мужчин, перманент и румянец женщин. Танцплощадка с эстрадой-ракушкой, опустевший осенний пляж, шум уходящего поезда.

В разделе "Реклама, клипы и заставки для телевидения" была новая заставка к "Спокойной ночи, малыши" Юрия Норштейна (которая и получила приз со странной формулировкой "За волшебство"). Его работа в коричневатой гамме, напоминающей рисунки в старых книжках, не только не похожа на другие заказные клипы для телевидения, но даже несколько диссонирует с яркой и бодрой передачей мордастого Хрюши.

Прочая телевизионная продукция аниматоров имеет скорее прикладной характер. Реклама товаров большей частью - это воспроизведение западной рекламы аналогичных продуктов. Но музыкальные клипы - свое, незаемное. Особенно показательны работы самого известного из работающих в этом жанре аниматоров, весьма уважаемого профессионалами Рината Газизова. Клипы какой-то неведомой девочки Ланы, Валерия Меладзе, Наташи Королевой с Сашей Цекало похожи на пять кремовых тортов сразу, по экрану носятся орды диснеевских героев, а певцы принимают такие статичные и пошлые позы, каких не выдумать и провинциальным фотографам. Видимо, таков заказ. Клипы Сергея Антонова на песни некоего Грегори Спектора вполне отражают ресторанную стилистику этих песен. Зато клип, который сделал Иван Максимов для Евгения Балакина и Михаила Супруненко, не хуже его фирменных продуктов - других сюжетов с унылыми уродцами, которые уже стали знаком Максимова, как Петрович у Бильжо, и узнаются везде: от "авторских" фильмов, которые крутят по ночному каналу, до рисунков в газете "Время новостей". В этот раз Максимову даже приз такой дали - "За верность себе".

Собственно, "прикладная анимация" - это то, что дает возможность заработать молодым режиссерам и художникам, которые не собираются уезжать (а отъезд за границу на заработки среди аниматоров в последнее время стал массовым). Но большую часть этой продукции мы тоже никогда не увидим. Они много работают в Интернете (на фестивале было три очень смешных двухминутных ролика "Бабушка и смерть" Дмитрия Высоцкого и Андрея Сикорского - заказ для какого-то зарубежного платного сайта), сочиняют интерактивные компьютерные фильмы (мне рассказывали о проекте игры по "Лебединому озеру", делающемся по заказу корейцев) и ищут возможности снять настоящее, свое кино. И присылают в Тарусу работы, которыми часто сами недовольны, только для того, чтобы приехать сюда, увидеть, что делают коллеги, и просто побыть в этом очень узком и, как ни странно, доброжелательном кругу. Их ведь совсем немного. Человек 300 в Тарусе - почти все наличные силы.

Конечно, только на таком домашнем и свойском фестивале, как "Таруса", где во время награждения выступающие называют всех "ребятами", а директор стесняется, что он в пиджаке, мог появиться в конкурсе фильм "Ленин и Сталин" некой группы с символическим названием "ЗАиБИ" ("За анонимное и бесплатное искусство"). Под совершенно "никакое" изображение (движущиеся на темном фоне геометрические фигуры) подложен мрачно начитанный стебный текст. "Жили-были Ленин и Сталин. Жили они хорошо, все у них было, а вот детей не было". И конечно, только на таком фестивале этому фильму могли дать специальный диплом "За анонимный супрематизм в анимации и новое слово в лениниане".

Фото предоставлены пресс-службой фестиваля анимационного кино

Дина Годер
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера