Архив   Авторы  

Леонид Пастернак в России и Германии
Художественный дневник

Государственная Третьяковская галерея. Москва

Выставка художника Леонида Осиповича, отца поэта Бориса Леонидовича, оставляет впечатление чрезвычайно благостное. В 1891 году Пастернак писал молодой жене Розалии Исидоровне по поводу одной из своих картин, что она "право, из благородных, хотя, может быть, не кричит, и о ней не будут кричать". Вот этим спокойным культурным благородством вроде бы исполнена вся выставка в Третьяковке, призванная выполнить важную культурную миссию - напомнить о Пастернаке.

Дело в том, что ранее о его работах действительно не очень кричали по понятным причинам. Ведь в 1921 году известный художник, сославшись на необходимость лечения жены, уехал в Германию. И, сохраняя советское гражданство, на родину уже не возвращался. Отъезда ему не простили - первая выставка в СССР, несмотря на усилия наследников, состоялась в той же Третьяковке только в 1979 году. Нынешняя здесь - вторая по счету.

Зато теперь самим названием выставки устроители акцентируют темы пастернаковской "эмиграции" и судьбы русского художника на Западе вообще. Ведь Леонид Пастернак неоднократно бывал в Германии задолго до окончательного отъезда.

Так вот, о благостности экспозиции. Никакого влияния сумрачного германского гения, а также европейских художественных мод на бывшего ученика Одесской рисовальной школы не замечено. Увлеченно, с каким-то ветхозаветным мистицизмом он изображал семью (друг Пастернака, критик Павел Эттингер, замечал, что у того "какая-то преемственная, расовая любовь к семейному очагу"). А также природу, героев Льва Толстого, самого Льва Толстого и прочих культурных VIPов - от Ленина до Эйнштейна. Все его эстетические эксперименты закончились импрессионизмом и свободно-размытой манерой письма (впрочем, позднее Пастернак отказался и от этого). Немецких экспрессионистов он называл "бездарностями", всякие футуризмы-дадаизмы считал "проникшей с Запада временной эпидемией". А в 1936 году, покинув фашистскую Германию и проехавшись по Англии и Франции, заключил, что "из тупика, куда загнали Пикассы и т. п., был только один спасительный выход - "назад", "к классицизму", к самому однозначному академизму".

Но ровно к такому же выводу пришли, не сговариваясь, немецкие борцы с "дегенеративным искусством" и советские апологеты соцреализма. Спасаясь от первых, Пастернак всерьез был готов примкнуть ко вторым. Его звали в Россию, и он, соглашаясь, отвечал в 36-м: "там (в СССР. - "Итоги") тяга к "ренессансу", жажда художественного образования, словом, возврат к тому - отсутствие и борьба за которое - подвинули меня к отъезду за границу". Пастернак даже вел с советским посольством переговоры о выставке в Москве...

Впрочем, в 1938-м семья окончательно перебралась в Англию. Что было к лучшему. А то теперь русский европеец Леонид Пастернак томился бы в запасниках Третьяковки как классик официоза.

Александр Панов
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера