Архив   Авторы  

Выкрасить и выбросить
Главная тема

(врез к статье " Человек в пустоте " )

Базовый блок орбитальной космической станции "Мир", с которого все и началось, отправился в космос 20 февраля 1986 года. Мощная ракетоноситель "Протон-К" стартовала с космодрома Байконур, неся в своем чреве то, что впоследствии называли "гордостью отечественной космонавтики".

На станцию возлагались большие надежды. По своей конструкции она существенно отличалась от предшественниц - станции типа "Салют" имели один, в лучшем случае два стыковочных узла, а "Мир" был оснащен шестью, что позволяло принимать не только транспортные корабли, но и вести монтажные работы, пристыковывая к нему специализированные модули с научной аппаратурой.

Планировалось, что создание орбитального комплекса (базовый блок плюс специализированные модули) займет не более двух лет. После этого на нем должны были постоянно находиться космонавты, которым предстояло совершать различные научные эксперименты и исполнять некоторые иные, например военные, задания. К станции планировалось регулярно направлять грузовые транспортные корабли со всем необходимым: от зубочистки до самого сложного научного оборудования. (Через несколько лет на смену должен был прийти "Мир-2" - еще более совершенный космический аппарат.) Однако великие планы были воплощены в жизнь только спустя 10 лет.

Первый модуль дооснащения, астрофизический модуль "Квант", отправился в космос 31 марта 1987 года. В последующие годы ракетоносители "Протон-К" вывели на орбиту еще четыре блока станции: "Квант-2" (1989 год), "Кристалл" (1990 год), "Спектр" (1995 год) и "Природа" (1996 год). К тому времени, когда строительство было завершено, он уже дважды выработал свой ресурс и начались проблемы с оборудованием, проработавшим пять и более лет. Однако комплекс был еще полностью функционален.

15 марта 1986 года на борт "Мира" прибыли первые космонавты, члены экипажа корабля "Союз Т-15" Леонид Кизим и Владимир Соловьев, которые, проработав некоторое время на "Мире", совершили межорбитальный перелет на станцию "Салют-7", эксплуатация которой к тому времени уже была завершена. Подобная операция пока остается уникальной. Забрав с "Салюта-7" научное оборудование, которое еще можно было использовать, космонавты возвратились на новую орбитальную станцию.

За первые три года на борту "Мира" побывали экипажи семи кораблей, в том числе четырех международных. С экспедиции, имевшей пятый порядковой номер (космонавты Александр Викторенко и Александр Серебров), начинается беспрецедентная по своей длительности эксплуатация "Мира" в пилотируемом режиме. После 1991-го, развала Советского Союза, полеты хотя и продолжались, временные интервалы между стартами все увеличивались и возможность каждого нового пуска оставалась под вопросом чуть ли не до самой последней минуты.

В середине 90-х годов возник проект Международной космической станции. Россия вошла в проект, руководствуясь несколькими соображениями. Во-первых, исследования космоса действительно вещь дорогая и лучше заниматься этим не в одиночку. Во-вторых, тем самым предполагалось получить достойную замену "Миру". В-третьих, получить дополнительное финансирование как от правительства России, так и от правительств других стран. И, наконец, в-четвертых, участие в создании МКС было на тот момент единственной возможностью сохранить ракетно-космическую отрасль, не растерять высококвалифицированные кадры.

Задержка строительства МКС, а среди виновников срыва сроков была и Россия, пагубно сказалась на этих планах. В частности, пострадала репутация нашей страны, денег было получено намного меньше, чем ожидалось, "Мир" успели приготовить к уничтожению, а МКС все еще строится и до полномасштабного развертывания на ней работ, как это было и с российской станцией, еще довольно далеко.

1997-1998 годы для "Мира" оказались довольно тяжелыми. Из-за серии аварий и поломок бортового оборудования ситуация на борту стала настолько непредсказуемой, что, казалось, в любой момент станцию придется бросить. Но тогда этого не произошло. Станцию покинули через два года, когда ценой невероятных усилий членов трех экспедиций удалось заставить технику работать.

Вывод о невозможности дальнейшей эксплуатации станции был сделан осенью прошлого года Советом главных конструкторов, а потом и российское правительство приняло решение свести комплекс с орбиты и затопить его. Сейчас станция доживает последние дни в космической вышине. Но с каждым днем ее орбита становится все ниже и ниже.

Александр Железняков
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера