Архив   Авторы  

Откройте, финансовая полиция...
Дело

Российское правительство и банковское сообщество по-разному представляют себе, как нужно бороться с отмыванием нелегальных доходов

В конце февраля Владимир Путин внес на ратификацию в Государственную думу Страсбургскую конвенцию "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности". Конвенция была принята 8 ноября 1990 года, но Россия присоединилась к ней лишь 7 мая 1999 года, а до ратификации дело так и не дошло. Теперь президент решил, очевидно, отреагировать на многочисленные обвинения бизнес-кругов развитых стран в том, что в нашей стране ничего не делается для борьбы с нелегальными доходами. В частности, 17 февраля в ходе встречи министров финансов стран "большой семерки" в Палермо (Италия) говорилось о возможном введении санкций в отношении 15 стран, подозреваемых в участии в отмывании денег, в том числе и России. Как было заявлено в коммюнике по итогам встречи, скоординированные меры могут быть одобрены уже летом нынешнего года и коснутся тех стран, "диалог с которыми не привел к адекватному прогрессу" в области борьбы с незаконным отмыванием денег.

Бездействием российских властей озабочены не только за рубежом. Не так давно Ассоциация российских банков (АРБ) обратилась с письмом к Владимиру Путину с просьбой активизировать борьбу с преступными доходами. Как указывалось в письме, "без принятия соответствующих законодательных актов невозможно добиться кардинального пересмотра зарубежными финансовыми институтами политики в отношении российских банков". Российские банки сталкиваются с откровенной или скрытой дискриминацией на внешних рынках со стороны иностранных партнеров. Случается, что с ними немотивированно прекращают корреспондентские отношения, закрывают счета, отказываются от выполнения банковских операций или устанавливают непомерно высокие тарифы на услуги. А все потому, что Россия до сих пор не присоединилась к усилиям мирового сообщества в противодействии нарушителям.

Президент откликнулся на призывы и внес Страсбургскую конвенцию на ратификацию. Спикер Госдумы Геннадий Селезнев уверен, что нижняя палата российского парламента ее ратифицирует, поскольку, по его мнению, "политика подталкивания России к активизации борьбы с коррупцией и организованной преступностью совершенно справедлива и оправданна". Конвенция создает основу для расширения международного сотрудничества в борьбе с отмыванием денег, помогает координировать розыск и прочие мероприятия, призванные не допускать проникновения грязных денег в легальный оборот. Участниками конвенции являются Великобритания, Италия, Кипр, Украина, Франция, ФРГ, Швейцария и другие страны.

Но одной ратификации мало. Нужен еще и закон, претворяющий положения конвенции в жизнь. Первый закон о борьбе с преступными доходами был одобрен Советом Федерации 25 июня 1999 года, но затем отклонен Борисом Ельциным как противоречащий Конституции. Закон и в самом деле был написан в жестких терминах "административно-милицейского права" (что неудивительно, поскольку он был внесен в Думу через Комитет по безопасности, возглавляемый тогда Илюхиным) и сводился, по сути, к следующему постулату: все, что не разрешено, - запрещено. С тех пор силовые структуры и Минфин принялись за создание собственных законопроектов, которые в ближайшие дни, по словам министра финансов Алексея Кудрина, планируется внести в Думу. Но, по словам банкиров, минфиновский законопроект мало чем отличается от илюхинского.

В то же время нельзя считать, что забракованный Ельциным законопроект окончательно похоронен. Не исключено, что силовые структуры скоро внесут в нижнюю палату именно его, поскольку, если верить информации из авторитетных источников, реально никакой работы над новым законом не ведется. И скорее всего Комитет по безопасности удовлетворится "обновленным", а в действительности уже отклоненным вариантом.

АРБ в свою очередь готовит собственный, альтернативный минфиновскому, законопроект. Банкиры считают свой вариант более цивилизованным, более совершенным с юридической точки зрения и более реалистичным. "Предложенный Минфином законопроект неисполним. Реализовать предложенные в нем меры нет денег ни у государства, ни у банков, а главное, в минфиновском проекте нет четко прописанных процедур, и по большому счету он не решает проблем с отмыванием средств", - сказал "Итогам" один из авторов альтернативного проекта, председатель правления Пробизнесбанка Александр Железняк.

На его взгляд, содержание и первого, и минфиновского законопроектов "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем" противоречит как основам конституционного строя страны, международным договорам, так и ряду федеральных законов.

В концепции этих законопроектов полностью размыты критерии, по которым те или иные операции с денежными средствами можно отнести к незаконным. Более того, в них отсутствует полный перечень доходов, которые следует считать преступными. А это создает дополнительные условия для коррупции и произвола как со стороны государства, так и со стороны правоохранительных органов. На практике это означает, что правоохранительные органы смогут рассматривать любую сделку как даже не подозрительную (такого определения тоже нет в законе), а незаконную, тем самым дестабилизируя работу банковской системы страны.

"Контроля никто не боится, лишь бы он был разумный и полезный, - говорит г-н Железняк. - Основным органом контроля должна стать финансовая полиция с точно прописанными полномочиями. Мы против сплошной слежки и доносов. Если можно согласиться с наличием перечня операций, требующих повышенного внимания и контроля, то нельзя вводить правило сообщать обо всех таких операциях в контролирующие органы, да еще в течение суток". Большинство членов АРБ полагает, что основной контроль за операциями клиентов должны осуществлять сами банки. Если какая-то операция кажется подозрительной, то банк должен ее приостановить на несколько дней и запросить у правоохранительных органов информацию о клиенте, как то: не зарегистрирована ли фирма на утерянный паспорт, не находится ли она в оперативной разработке и т.д.

Анализ отдельных статей уже имеющихся проектов показывает, что их реализация приведет не к цивилизованной борьбе с отмыванием денег, а к тотальной слежке правоохранительных органов за бизнесом и отдельными гражданами. Некоторые статьи прямо предусматривают возможность неконституционного вмешательства государства в частную жизнь любого гражданина. Сейчас, например, банк вправе выдавать информацию о клиенте правоохранительным органам только по решению суда и в особых случаях по запросу прокуратуры. Новые законопроекты требуют от банков выдавать любую информацию по любому запросу органа финансового контроля. Пока неясно, сколько этих органов будет. Сейчас финансовым контролем занимаются Минфин, Центробанк, Налоговая полиция и Межведомственный центр МВД. Если появится еще и финансовая полиция, то как минимум пять ведомств будут иметь право потребовать у банка конфиденциальной информации. Это чревато утечкой информации об операциях клиентов, войной компроматов и подрывом доверия к банкам. "В отличие от законопроектов Минфина и силовиков в нашем законопроекте было и остается такое понятие, как "банковская тайна", которое включает порядок, сроки предоставления документов и пр. соответствующим органам, - говорит г-н Железняк. - Мы против того, чтобы скрывать от клиента факт предоставления его документов соответствующим органам. Мы также против того, чтобы за органами финансовой разведки устанавливалось право блокировать счета кредитных организаций, так как из-за одного клиента не должны страдать другие".

В законопроекте АРБ вводится понятие "сомнительной сделки", то есть сделки, вызывающей сомнение у банка или правоохранительных органов, незаконность которой может определить только суд. Законопроект содержит список таких сделок.

Вот еще несколько принципиальных отличий законопроекта АРБ от проектов, подготовленных госорганами:

- в вариантах Минфина и силовиков дублируется действующее сегодня требование налогового законодательства сообщать об операциях банка, сумма которых превышает 10 тыс. долларов. По мнению банкиров, нужно сообщать о любых незаконных суммах (хотя бы и в 1 тыс. долл.), ведь дело не в сумме операции, а в источнике переводимых денег;

- в проектах, подготовленных государственными органами, нет четких критериев, позволяющих отнести сделки к разряду незаконных. Вариант АРБ дает исчерпывающий перечень сделок, которые следует считать незаконными. Например, банк не должен перечислять за рубеж никакую (даже незначительную) сумму, если на ее вывоз не собрано всех необходимых разрешительных документов. Если клиент не предоставляет всех документов - это основание считать операцию незаконной;

- вводя новый термин "сомнительная операция", законопроект АРБ предоставляет право банкам самостоятельно определять, вызывает ли сомнение та или иная операция. Если вызывает, то банк может отказать в ее исполнении, но не обязан сообщать об этом в налоговые и милицейские органы;

- варианты Минфина и силовиков дают возможность контролирующим органам запрашивать любую информацию о клиентах банка, а проект АРБ уточняет порядок выдачи материалов по операциям клиентов в правоохранительные органы, причем эта информация выдается только в случае запросов по уголовным делам или с санкции прокурора.

Банковское сообщество понимает, что без принятия цивилизованного закона у России нет будущего в общении с мировыми финансовыми учреждениями. "Банкам и государству нужен один результат, - резюмирует г-н Железняк. - Если государство это поймет, то будет цивилизованный законопроект, а если будут считать, что все жулики, - то закон будет такой, какой предложен, то есть никакого".

Антон Пришвин, Елена Гостева

Врез 1

После громкого скандала вокруг "Бэнк оф Нью-Йорк" российское банковское сообщество понимает, что без цивилизованного закона о противодействии отмыванию нелегальных доходов у России нет будущего в общении с мировыми финансовыми учреждениями

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера