Архив   Авторы  

"Арсенал" in rock
Искусство

Ансамбль Алексея Козлова стал рок-группой. Эксперименты маэстро с различными стилями, ныне приведшие к прогрессив-року, - порой рискованные и не рассчитанные на всеобщую любовь - не эпатаж. Он просто человек, который не боится. Ни музыкальных кланов, ни критиков, ни публики

Первый раз я услышал "Арсенал" в 1973-м. В те времена концерты неофициальной музыки проходили в подполье и воспринимались системой с раздражением. А советская власть была дамой обидчивой (по определению Довлатова) и, добавим, опасной - хотя иногда довольно рассеянной. Предугадать ее реакцию не мог никто, но все как-то старались уворачиватьсяЙ В тот раз дело происходило в каком-то Доме культуры за чертой Москвы, до которого пришлось добираться часа три. Рекламы, конечно, никакой не было, но информация распространялась, как по бикфордовому шнуру, и зал был полон. Люди сидели в проходах и на галерках, заставленных пыльными транспарантами "с майских". То, что игралось в тот вечер, - джаз-роковые композиции Chicago и Blood, Sweat and Tears, арии из Jesus Christ Superstar - было ярко, неслыханно. Под стать музыке были фигуры арсенальцев, колоритные и хипповые (ключевое слово тех времен) - Алексея Козлова с саксофоном на отлете (он изгибался, как щипцы, играя через "квакерную" гитарную педаль), скачущего по сцене вокалиста Мехрдата Бади, монументального клавишника Вячеслава Горского, гитариста Игоря Дегтярюка, басиста Николая Ширяева и других. Во время паузы между номерами Козлов сказал: мы играем музыку антибуржуазного протеста; это вызывает вопросы работников идеологического фронта, против чего-де протестовать здесь, в стране Советов; отвечаем - против самых скверных проявлений буржуазности, против конформизма и трусости. Эти слова поражали не меньше, чем музыка - явления свободы, которые навсегда "ввели нарезом" в наши сердца.

С тех пор прошло немало времени. Изменилось все, что только можно, и даже многое из того, что меняться не должно. Алексей Козлов в свои 66 лет остается прежним - неудобным, резким и не встроенным в систему (из его недавних интервью: советскую власть можно было как-то обмануть, богатых рекламодателей не обманешь; кто платит деньги, тот и заказывает музыку, а вкус их известен; в результате - музыкальный вакуум и убожество). Как же соотносится его музыкальная деятельность с современной российской джазовой сценой? Любопытно, но при том, что в отечественном джазе Алексей Козлов - такая же непререкаемая фигура, как Лундстрем, Громин, Гаранян или Зубов, большинство наших джазовых деятелей не принимает музыку "Арсенала", считая ее рок-н-роллом, то есть низким жанром. Что же, от рокеров приходится слышать и слово "джаз" как синоним техничной и неживой музыкиЙ Невесело выглядит такое возведение барьеров взамен мостов, ну да не о том речь.

Побывав на недавних клубных выступлениях "Арсенала", я не мог не сравнивать их с концертами ранних 70-х. Конечно, в одну воду дважды вступить нельзя. Публика собиралась солидная и квалифицированная, ажиотажа и "битка" не наблюдалось (пустых мест, впрочем, тоже). Музыканты вышли в кожаных концертных костюмах, все инструменталисты играли сидя, а певец чинно стоял у микрофонной стойки. Но "Арсенал", тот самый, узнавался с первых нот. Без сомнения, Алексей Козлов (альт- и сопрано-саксофоны), Игорь Кожин (гитара), Валерий Каримов (вокал), Дмитрий Илугдин (клавишные), Евгений Шариков (бас-гитара) и Юрий Семенов (ударные) составляют современный бэнд с мощным дыханием и импровизационной мыслью. Программа состояла из собственных произведений ("Воспоминание об Атлантиде", "Голубоглазый блюз" - известные вещи Козлова, переделанные для обновленного состава), аранжировок, порой радикальных, классики арт-рока (вещей групп Atomic Rooster, King Crimson и Emerson, Lake and Palmer) и таких необычных композиций, как "Кашмир" Led Zeppelin, "Корни лотоса" Machavishnu Orchestra. Звучало все так, что впору на диск записывать, и слушатели реагировали необыкновенно живо (заметим, речь идет о еженедельных, не парадных концертах).

Феномен Алексея Козлова иногда пытаются объяснить стремлением к эпатажному успеху и погоней за актуальностью. Думаю, тут другое. Его эксперименты, часто рискованные, с материалом от джаза, фьюжн и классики до клубной танцевальной музыки, как и прямота оценок, - отражение того простого обстоятельства, что он никогда ничего не боялся. Ни советской власти, ни поп-музыкальных кланов, ни критиков, ни почтенной публики. Как и тридцать лет назад, "Арсенал" и его лидер отважны и подвижны.

Алексей Аграновский, Владимир Новиков (фото)
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера