Архив   Авторы  

Читальный зал Кремля
В России

Ежегодные послания президента России Федеральному собранию озвучиваются в Мраморном зале Кремля. История этого уникального сооружения, как свидетельствуют кремлевские архивы, сама по себе является своеобразным посланием - из прошлого.

Особые палаты

Здание, где размещается Мраморный зал, прячется между крыльями 14-го корпуса, в котором некогда располагался Президиум Верховного Совета СССР. Зал - один из кремлевских "новостроев". Сразу после Олимпиады-80 Совет министров СССР постановил соорудить комфортабельную аудиторию для проведения пленумов ЦК на 788 мест. Возводили зал по последнему слову техники руками московских строителей. В Ш-образном здании Президиума ВС среднюю "палочку" сровняли с землей, а уже весной 1982 года вместо снесенных стен появились новые, того же желтого цвета. И лишь по финским тонированным стеклам можно было понять, что это особенные палаты, где вершилось таинство избрания генсеков и членов политбюро.

Курировал строительство лично первый секретарь МГК КПСС Виктор Гришин. Виктор Васильевич каждую неделю в сопровождении тогдашнего коменданта Кремля генерала Сергея Шорникова обходил стройку, залезал в самые темные углы, устраивал разносы за малейшее отставание от графика. Строителям платили щедро, причем зарплату доставляли прямо на рабочие места, в конвертах.

Тайны мраморного подземелья

Как свидетельствуют архивы, проблемы при строительстве возникали зачастую отнюдь не строительного свойства. Инженеры и прорабы натыкались на стальные двери и мощные заслонки там, где по проектной документации их не должно было быть. Тут же появлялись чекисты из девятого (охранного) управления КГБ и брали под охрану государственные тайны. А таковых в Кремле немало. Под кремлевской цитаделью еще в средние века были прорыты многочисленные подземные ходы с кладовыми и водопроводами - на случай осады. При советской власти подземные работы продолжались: Сталин, например, распорядился соорудить глубоко под землей огромное бомбогазоубежище, в котором мог укрыться не только он сам, но и члены политбюро, их семьи, высокопоставленные партаппаратчики и весь кремлевский гарнизон.

При Брежневе, в 1981 году, метростроевцы проложили стометровый туннель между зданиями Совета министров и Президиума Верховного Совета (сегодня это корпуса N1 и N14, где располагаются кабинеты главы государства, руководителя и сотрудников президентской администрации). Генеральный секретарь мог покинуть свой кабинет (на кремлевском сленге - "высоту"), спустившись с третьего этажа на лифте в мраморное подземелье. Там его поджидала самоходная "чудо-карета" - электромобиль, рассчитанный на четверых пассажиров, не считая водителя. Через несколько минут (аппарат согласно проектной документации должен был двигаться чуть быстрее, чем идущий человек) машина подъезжала к другому лифту, который поднимал седоков наверх - уже в другом здании. Впрочем, электромобиль в отличие от генсековского авиационного спецтрапа с эскалатором в эксплуатацию так и не ввели, а лифты, по некоторым данным, сейчас демонтированы...

Битва за соцреализм

В стенных проемах зала заседаний пленумов ЦК было установлено десять скульптур типичных представителей советского народа: рабочих, колхозниц, солдат и ученого. С одним из мраморных бойцов чуть не вышел скандал. Когда вся композиция была установлена, некий высокопоставленный кремлевский сотрудник с ужасом заметил, что каменный защитник Родины направил свой "калашников" в сторону президиума. Его попробовали переставить к противоположной стене, но воин стал целиться прямо в зал. За считаные дни изготовили новую статую, метившую в пол. Только тогда бдительные чиновники успокоились и написали в акте приемки, что "идейно-содержательная характеристика образов подчинена задаче показать руководящую роль партии в борьбе за становление социалистического общества". Остается только удивляться, как в таком идеологизированном интерьере в фойе на втором этаже помещения могли появиться встроенные в мраморную стену часы с чуждыми знаками зодиака на циферблате.

В остальном же интерьеры зала и кулуаров полностью соответствовали эпохе развитого социализма. За торжеством своих идей со сцены наблюдал вождь мирового пролетариата. Образ Ленина был выткан на гигантском гобелене (190 квадратных метров), самом большом из созданных когда-либо советскими мастерами-декораторами. Общий вес шитой золотом конструкции - пять тонн.

Мраморные плиты для облицовки фойе и зала везли из Италии. Документы свидетельствуют, что часть мраморных конструкций до пункта назначения не дошла. Но шума поднимать не стали, а недостачу компенсировали - завезли мрамор дополнительно. Огромные круглые хрустальные люстры с тысячами подвесок заказали в Австрии.

Кремлевский полк использовался на стройке в полную силу. С его помощью проверяли на прочность кресла: бойцам весь день крутили кино под команду "сесть-встать". Cистему кондиционирования приняли в эксплуатацию лишь после того, как в помещениях в полном составе закурил полк.

Брежневский недострой

Одновременно с новым залом товарищи по политбюро решили преподнести стремительно дряхлеющему Леониду Ильичу еще один архитектурный сувенир. В бывшем здании Сената возводились личные апартаменты генсека. На огромной площади проектировщики спланировали множество залов и зальчиков, убранных мебелью а-ля Версаль. В одном из кабинетов генсека с утра до ночи трудилась артель молодых художников. В результате на потолке полукруглого зала расположились четыре панно, изображающие генсека в героические моменты его жизни. Картины были сюжетно привязаны к четырем книгам Брежнева - "Жизнь по заводскому гудку", "Малая земля", "Возрождение" и "Целина". Но на все это великолепие Леонид Ильич полюбоваться так и не успел. Около полудня 10 ноября 1982 года из Кремля в спешном порядке были удалены все строители. Причину не объяснили, но все поняли: хозяин скончался.

Юрий Андропов творением кремлевских зодчих остался недоволен. По свидетельству очевидцев, его смутила непомерная роскошь убранства. Увидев роспись на потолке, он, как гласит кремлевская легенда, заругался и больше в своей недолгой генсековской жизни там не появлялся. В посткоммунистическую эпоху героическое панно сдали в музейный фонд Кремля.

Что касается зала, то Юрий Андропов, а вслед за ним Константин Черненко использовали его по прямому назначению - для проведения пленумов ЦК. При Михаиле Горбачеве в октябре 1987 года здесь был подвергнут "товарищеской критике" будущий российский президент Борис Ельцин. В 1994 году со сцены сняли гобелен с Лениным (судьба этого творения ныне неизвестна), а само помещение официально стали именовать Мраморным залом.

С тех пор здесь проходит только одно мероприятие - заседание двух палат Федерального собрания новой России, на котором президент выступает с ежегодным посланием. История продолжается.

Денис Бабиченко, Николай Сидоров
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера