Архив   Авторы  

Дом "Культуры"
Телевидение

"Интеллигенции есть что сказать о нашей сегодняшней жизни, и она хочет быть услышанной. Она хочет диалога с обществом, но на своей территории", - считает гендиректор ФГУП ГТРК "Культура" Александр Пономарев

- Ваш приход на "Культуру" был воспринят неоднозначно, в том числе и сотрудниками самой "Культуры": ТВ-6 до 2000 года ориентировался на молодежную поп-культуру, а тут канал для интеллигенции. Чем объяснить этот вираж в вашей биографии?

- Можно объяснить его обстоятельствами, но я надеюсь, что это судьба.

- А раньше вы принадлежали к зрителям канала "Культура" и, шире, к любителям искусства?

- В телеметрической практике существует понятие "нерегулярный зритель". Уверен, что большинство телевизионных работников относятся к этой категории. Я из их числа. И пристрастие к искусству у меня было, как и у любого человека.

- Вы пришли с мечтой о революции или все-таки видели какие-то сильные стороны "Культуры"?

- Сильной стороной канала я считал сам факт его существования. Что же до революции - я не принадлежу к числу революционеров, поэтому речь могла идти только о развитии. Мне кажется, что коллектив канала сделал все возможное в условиях, в которых канал был создан и существовал несколько лет.

- Раньше принято было считать, что "Культура" - бедный канал, и это в глазах интеллигенции извиняло многие его недостатки.

- Я противник разговоров о бедности "Культуры". Для серьезных проектов средства всегда находятся.

- По отношению к государственному телевидению этот тезис не кажется бесспорным. Как раз "Культуре"-то всегда денег не доставалось.

- Полнокровная жизнь для "Культуры" только начинается. Государство нас поддерживает, и ВГТРК делится деньгами, заработанными на рекламе. В прошлом году мы подняли сигнал на спутник, который покрывает всю территорию СНГ. А ведь еще недавно дальше Урала канал не принимался. Теперь переоборудуется здание ГДРЗ - здесь будут и телецентр, и радиостанция, и обновленные студии звукозаписи. Зарплаты сотрудникам подняли, хоть и не до уровня других каналов, но все же прилично. Министерство печати выделяет нам гранты. Вообще люди, принимающие решения, на нашей стороне. Вы сами видите - мы уже освободились от соседства MTV, поменяв его на Euronews. На следующем этапе уйдет и Euronews.

- Вы обещали, что на канале появится реклама. Возмущенные деятели культуры направили протест президенту. С тех пор прошло несколько месяцев, а рекламы у вас все нет. Вы отказались от этой идеи?

- Во-первых, я только высказал допущение, что реклама на канале может быть. Но при этом добавлял: пока мы не видим такой рекламы, которая не нарушала бы дух и стиль канала и в то же время была бы оправданна с экономической точки зрения.

- А что, реклама может быть экономически невыгодна?

- Наш рейтинг ведь априори меньше, чем у других каналов. И даже если мы забьем рекламой все, что можно, экономический эффект будет очень мал. Так что этот вопрос для нас не первоочередной. Наверное, потенциально совместима с каналом реклама книгоиздательства, галерейно-выставочного бизнеса, торговли предметами искусства, театральных акций. Такой рынок мы только-только изучаем. И в любом случае реклама на канале может появляться только в межпрограммном пространстве. Она ни в коем случае не будет разрывать фильмы или программы. Но я убежден, что "культурный канал" может ставить перед собой задачу зарабатывать деньги.

- А кроме рекламы способы есть?

- Мы об этом думаем. Например, можно проводить акции, которые станут настоящими событиями сами по себе, а не только потому, что их покажут по телевизору. На это привлечь деньги чуть легче, чем на цикловые телепрограммы.

- Что понимается под акциями?

- Представьте, сколько идет ярких спектаклей, от которых ничего не останется, как только они сойдут со сцены. Чем не акция - снять на пленку лучшие из них, но только снять хорошо, в павильоне, со специальным освещением, как делал в свое время Эфрос. Если мы убедительно объясним, что хотим сделать, - уверен, деньги найдутся. Другая возможность заработать - аудиозаписи. Попробуйте найти в продаже отечественные диски серьезной музыки в исполнении наших музыкантов. Уверяю - это проблема. Между тем у нас, в здании ГДРЗ, есть едва ли не лучшая в Европе студия с естественной акустикой - 5-я концертная студия. Кое-кто из наших сотрудников лучшей считает 1-ю, где можно записывать Большой симфонический оркестр. В них и сейчас делают записи, но только для японцев, корейцев, англичан... А не пора ли нам о себе подумать? Уверен, под такую программу тоже деньги дадут. Так что я против того, чтобы стенать о своей бедности.

- Тем не менее "Культура" не может позволить себе масштабные, дорогостоящие проекты. Например, показ телеверсий лучших оперных спектаклей мира, что делают ваши западные коллеги. Как они находят деньги на такие элитарные вещи?

- Ну, во-первых, они тоже пользуются государственной поддержкой, только государства у них побогаче. Во-вторых, там распространено меценатство. На Западе любой университет, театр, оркестр имеет своих спонсоров. И в телеверсии спектаклей меценаты вкладывают деньги. Да и у нас хорошие коллективы имеют своих постоянных спонсоров.

- Так почему бы и вам не создать попечительский совет при канале?

- Эта идея серьезно обсуждалась на последнем президентском совете по культуре и искусству. Думаю, ближе к осени будет принято решение.

- А сегодня есть у вас меценаты?

- Хотелось бы сказать да, но увы...

- Каким должен быть рейтинг "Культуры", чтобы канал считался успешным?

- Сейчас мы проводим серьезное исследование нашей аудитории, и, в общем, картина уже понятна. В Москве можно рассчитывать на 10-12 процентов аудитории, по стране, я думаю, на 6-8. Пока же в Москве наша доля 4-4,5 процента, замеры по стране начали делать только недавно, там доля около единицы. Я для себя сформулировал так: наша аудитория - это интеллигенция, или те, кто считает себя интеллигенцией, или те, кто стремится стать интеллигентным. Эти люди заняты в образовании, медицине, науке, юриспруденции, управлении, финансовой сфере. Они хотят потреблять качественный продукт вообще и культурный в частности. То, что предлагают наши конкуренты на других каналах, по своему уровню эту аудиторию зачастую не устраивает. А мы хотим создать телевизионное, а затем и радийное пространство, которое интеллигенция считала бы своим. Своеобразный клуб, которым она могла бы гордиться. Вход в него никому не закрыт - мы же не кодируем сигнал, - но случайно попавший сюда человек должен ощущать, что оказался в некоем престижном месте.

- То есть серьезных конкурентов на массовых каналах у вас нет?

- Ну почему? Возьмем хотя бы лидера по рейтингам - ОРТ. Он стремится быть каналом для всех, он это декларирует. Но там же выходит программа "Цивилизация", рассчитанная на серьезного, подготовленного зрителя. А ночные разговоры с Гордоном на НТВ? Сидят в кадре два человека, чаще всего узкие специалисты в какой-то области. В лучшем случае их хватает на пять минут, чтобы говорить на языке, понятном миллионам зрителей. Потом они забывают и о нас, и, по-моему, о Гордоне. Я слушаю их споры - и ничего не понимаю. Но оторваться от экрана не могу. Я присутствую на интеллектуальном пиршестве. РТР, может быть, и нерегулярно, но в самый что ни на есть прайм-тайм дает очень сильные документальные фильмы, скажем, о Солженицыне, Астафьеве, Ростроповиче. Я бы отметил и "Тихий дом" Сергея Шолохова на ОРТ, и "Кинескоп" Петра Шепотинника на РТР. Или такой проект, как "Азазель" на ОРТ...

- А вы его целиком посмотрели?

- Конечно, вместе с половиной страны, я думаю. Сколько бы его ни критиковали, но это серьезная попытка сделать популярный и одновременно красивый, добротный, качественный продукт.

- Кстати, появятся сериалы, специально снятые для вашего канала?

- Это обсуждается. Есть любопытные предложения сделать биографические сериалы о выдающихся деятелях культуры.

- В последнее время на вашем канале появились раскрученные звезды - Флярковский, Максимов. Кого-нибудь еще планируете пригласить?

- Нет, не планируем. У нас много своих звезд, ведущих регулярные передачи: Михаил Пиотровский, Ирина Антонова, Артем Варгафтик, Олег Басилашвили, министр культуры Михаил Швыдкой...

- Как-то в прессе "Культуру" назвали отрадой для пожилых интеллигентов. Вы с этим согласны?

- Сегодня почти половина нашей аудитории - люди старше 45. И доля пенсионеров достаточно велика. Конечно, очень хочется привлечь зрителей активного возраста. Но чем? Я вот хочу для себя понять: канал для интеллигенции - означает ли это канал об интеллигенции?

- То есть?

- Объясню. Недавно в разговоре с пианистом Николаем Петровым я спросил, какой канал ему бы хотелось смотреть. И он сказал: "Я бы смотрел канал, на котором есть вся та палитра, что и на других каналах, но только другого качественного уровня". Действительно: а что, боевик как жанр не интересен нашему зрителю? Но только такой боевик, который является произведением искусства. А что, игра такого уровня, как "Что? Где? Когда?", нашей аудитории не интересна?

- А эстрада? Например, Пугачева могла бы у вас появиться?

- У нас могут, должны и будут появляться люди, которым есть что сказать публике, те, кто пользуется безусловным и проверенным авторитетом. Алла Борисовна, бесспорно, из их числа. Кроме того, популярная музыка может быть предметом для разговора. Разрыв между серьезным искусством и поп-культурой - вещь естественная, но он не должен сопровождаться взаимным отрицанием. Почему-то считается, что, если в Большом зале консерватории 96 музыкантов исполняют, условно, Малера, это непременно искусство. Независимо от качества исполнения. А если на сцене поет пусть даже самая талантливая эстрадная певица, то факта искусства нет и быть не может. Я с этим никогда не соглашусь. Снобистское отношение к эстраде - это пренебрежительное отношение к своему народу. Ведь ее любят миллионы. И уж во всяком случае неправильно и даже вредно, когда люди, всерьез озабоченные состоянием культуры в обществе, не хотят серьезно анализировать то, что происходит в массовой культуре, и тем самым как-то влиять на нее.

- В "Культурной революции" диалог с эстрадой уже начат. Вообще эта программа получила такой резонанс, какого не имела ни одна из ваших программ. В чем причина?

- Мне кажется, при всех ее недостатках, при некоторой торопливости и поверхностности она обозначила важную вещь: интеллигенции есть что сказать о нашей сегодняшней жизни, и она хочет быть услышанной. Она хочет диалога с обществом - но на своей территории, где можно оставаться в рамках профессии, где не нужно сто раз оговариваться, как "свежей голове" в программе Познера "Времена", что я, мол, в этой теме ничего не понимаю. "Культурная революция" обозначила возможность такого разговора. И эту тенденцию нам нужно всячески развивать.

- Странно, что канал только сейчас обратился к дискуссиям в жанре ток-шоу. Он обычно очень спокойно относится к сегодняшним страстям.

- Это касается не только форм, очевидно, что канал вообще очень осторожно приближается к тому, что называется современным культурным процессом. Он отстраняется от дискуссий, оценок, конфликтов. Но я не спешу упрекать его в этом. Конфликты в творческой среде далеко не всегда бывают творческими, а порой банально кухонными. И тут сдержанность оправданна. Но, с другой стороны, эта позиция невмешательства иногда оборачивается против канала. В свое время, например, канал не встал на защиту Астафьева, которому красноярские депутаты отказали в персональной пенсии. Хотя должен был криком кричать: да как же можно такое допускать!

- С каждым месяцем канал все больше меняется. Что вы считаете достижением последнего времени?

- Я чрезвычайно дорожу циклом "Мой Эрмитаж". Очень интересной мне кажется программа "Партитуры не горят". Считаю достижением и то, что к нам согласился перейти Андрей Максимов с передачей "Ночной полет". Думаю, что наша новая сетка программ стала гораздо удобней для зрителя.

- А почему в ней нет телетеатра?

- Татьяна Паухова (первый заместитель Пономарева, руководитель канала "Культура". - "Итоги") просто мечтает о телевизионном театре, и, наверное, такой эксперимент мы скоро начнем. Замечательно, если телетеатр поможет подогреть интерес к поэзии.

- Спустя год после ухода с ТВ-6 вы оглядываетесь назад? Как оцениваете результаты конкурса на шестую кнопку? За кого болели?

- Ни за кого. Я для себя это как-то отрезал. Ситуация на "шестерке", независимо от того, кто победил, все равно временная. Стабильность там наступит через месяцы, а может, и годы. Зритель все неминуемо расставит по своим местам. Он очень грамотно распоряжается своими симпатиями и антипатиями. И никогда не делает нам бесплатных подарков.

Наталья Горбунова
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера