Архив   Авторы  

Джем, джем, джем
Искусство

Импровизируем блюз

Рождественская неделя в Москве была насыщена джем-сейшнами. Джем становится делом модным, и потому привлекательным для арт-клубов. Привычная картина - на сцене ночного клуба ставят барабаны и разматывают кабели. Место заполняется публикой. Новичка удивит разве что обилие людей с инструментами. Нет, это не подготовка к концерту большого оркестра. Здесь будет джем - выступления смешанных составов без нот и репетиций.

Хотя вольное музицирование издавна существует в самых разных жанрах (и в африканском пении, и в состязаниях шотландских волынщиков, и в европейской классике), традиции jam sessions идут от американского джаза и блюза начала XX века, когда участники разных оркестров собирались после работы, чтобы поиграть для себя. Многие исследователи считают, что толчком к возникновению джаза было именно такое свободное взаимодействие черных, белых и креольских музыкантов. Местом встречи мог быть и маленький бар в Новом Орлеане или Гарлеме, открытый до утра, и просто улица. Старые блюзмены вспоминают, что легендарная Максвелл-стрит в Чикаго 40-х годов была джемом длиной в милю, где блюз играли на каждом углу. Зачем нужна эта музыка самим музыкантам, если за нее чаще всего не платят денег? Мотивация вряд ли изменилась за истекший век - джем является и способом жизни, и постоянным экспериментом, и точкой соприкосновения звезд и начинающих музыкантов. Здесь замечают таланты, создают новые составы, накапливают опыт и находят работу.

Джем-сейшн - это гамбургский счет. Все, на что способен музыкант, проявляется здесь с чрезвычайной яркостью. Пару лет назад в одном из московских клубов был блюзовый джем с участием Андрея Макаревича и Константина Никольского (наверное, не все их поклонники знают, что они иногда джемуют). Это опытные люди, и они хорошо играли. Но когда после них на сцену вышел Сергей Дюжиков, участник старой московской группы "Скифы", давно живущий в США и почти забытый в России, и взял в руки инструмент... Технику и звук даже обсуждать неинтересно, его гитара просто умела разговаривать - то бормотала, как с перепоя, то с кем-то истерично лаялась, то пускалась в отвлеченные рассуждения. Сам музыкант, казалось, тут совершенно ни при чем - так, случайно забрел на сцену. Вот тут-то все и отбили ладони. Когда игра закончилась, один из музыкантов подошел к микрофону и сказал: "Знаете, когда-то Дюжиков был самым лучшим гитаристом в Москве... Прошло много лет, и так оно и осталось".

В последнее время стало традицией проводить клубные джемы после международных фестивалей. В них участвовали такие колоритные американские музыканты, как Майкл Хилл, Отис Тэйлор, братья Холмс и другие. А недавно на концертную сцену "Лужников" вышел Николай Арутюнов, чтобы спеть с Крисом Фарлоу, звездой британского блюза. Арутюнову не занимать опыта - ему случалось джемовать с Би Би Кингом и Джонни Коплендом, музыкантами из Status Quo и Stray Cats. "Фарлоу для меня эталон вокалиста, - рассказывает Арутюнов. - Слушаю его уже 25 лет. Я вышел на сцену с огромным воодушевлением, которое поддержали Крис и его группа, необычайно теплые люди. Мы спели с Крисом классический Stormy Monday Blues, чередуя куплеты, и закончили вокальной перекличкой".

Кроме сейшнов "по случаю" существуют и регулярные джемы, которые подчиняются традиционным неписаным правилам. Поскольку импровизация интересна в музыке, а не в организации, джем по устройству ближе к просвещенной монархии, чем к демократии. Кто-то один ведет джем и составляет список участников (обычно участник хаус-бэнда, аккомпанирующего солистам). Чтобы понимать друг друга, музыканты должны знать обозначения размеров и тональностей и помнить известные вещи - "стандарты". Любая затяжная подготовка к номеру немало его портит, поэтому не стоит долго настраивать инструмент и терзать звукорежиссера загадочными инструкциями. Автор этих строк слышал, как настраивался коллектив из семи или восьми духовых инструментов; поразила воображение просьба "сделать тубу поярче". Наконец, враг джема - допинг. Нетрезвый музыкант может доставить удовольствие только еще более пьяным слушателям. Умение играть в этом состоянии дано единицам, а о том, что этот дар недолговечен, свидетельствуют горькие судьбы таких больших музыкантов, как Бикс Байдербек и Литтл Уолтер.

Блюзовые и джазовые музыканты редко джемуют вместе. Это не так странно, как может показаться: они играют разную музыку, хотя и имеющую общие корни. Участие в джазовом сейшне требует достаточно высокой квалификации и умения ориентироваться в сложных гармониях. Блюз, как простая "квадратная" форма, предоставляет участникам большую свободу; здесь найдется место и джазмену, и рокеру, и музыканту народного оркестра - было бы что сказать. В Москве есть несколько мест, где проходят регулярные сейшны. Джазовые джемы (с участием братьев Бриль и других интересных музыкантов) проходят в "Джаз-арт клубе". В "Би Би Кинге" раз в неделю одна из московских блюзовых команд работает как хаус-бэнд, с которым могут сыграть зашедшие на огонек музыканты. Нередко джем поддерживает знаменитый гитарист Сергей Воронов и группа Crossroads. Леван Ломидзе и Blues Cousens ведут регулярные сейшны в "Ле Клубе". В клубе "Второй этаж" блюзовые джемы несколько моложе и проще, границы жанра строго не соблюдаются, хотя интересные составы и солисты попадаются нередко. Впрочем, джемы - события летучие и потому редко пускающие корни. Ценителям иногда приходится их поискать. Но дело того стоит. Ведь настоящая живая музыка отличается от вездесущей "попсы фанерной", как рукоделие от рукоприкладства.

Алексей Аграновский
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера