Архив   Авторы  

Зритель решает все
Телевидение

"Государственный канал не может отказываться от борьбы за зрителя, - считает генеральный директор РТР Антон Златопольский. - Для того чтобы его привлечь, нужны рейтинговые программы"

Под занавес уходящего телесезона на Российском канале произошла смена руководящего менеджмента. Антон Златопольский был утвержден в должности генерального директора РТР. Главным продюсером канала стал Павел Корчагин. Эти кадровые реформы породили немало слухов и домыслов в телевизионном мире. Одни твердили о "смене курса" РТР, другие - об усилении борьбы с главными конкурентами. "Итоги" решили все узнать из первых рук. О конкуренции на телевидении, перспективах развития РТР и его нынешних достижениях в эксклюзивном интервью рассказывает генеральный директор Российского канала и первый заместитель председателя ВГТРК Антон Златопольский.

- Серию назначений в ВГТРК действительно следует понимать как начало качественно нового витка конкурентной борьбы?

- А я не уверен, что конкуренция на телевизионном рынке когда-либо ослабевала. Хотя, с точки зрения позиционирования и количества конкурентов, как и денег, которыми они располагают, за минувший сезон на телевидении произошли грандиозные изменения. Налицо явный подъем рынка. НТВ вполне оправилось от недавних потрясений и явно попытается вырваться в верхние строчки таблиц рейтингов.

Это же относится и к шестому каналу. Неизбежно будет трансформироваться канал ТВЦ. Не стоит списывать со счетов Александра Роднянского с СТС и моих старых друзей с REN TV Ирену и Диму Лесневских. По-своему симптоматичны превращения Дарьял-ТВ в ДТВ и появление 7ТВ. В самое ближайшее время борьба усилится. В такой ситуации вполне логично усилить менеджмент.

- Что вы считаете главными достижениями канала в прошедшем сезоне?

- Во-первых, на канале появился реальный бюджет. До этого финансирование РТР не было системным. Впервые за все время, прошедшее после кризиса 98-го года, у нас нет долгов.

- Многие каналы откровенно завидуют РТР: хорошо, мол, получать бюджетные денежки, да еще и на рекламе зарабатывать!

- Сегодня РТР на себя тратит меньше, чем зарабатывает. Деньги, которые мы получаем от рекламы, распределяются и на "Культуру" - часто забывают о том, что этот канал тоже входит в холдинг ВГТРК, на радио "Россия", на "Маяк" и на капитальные вложения, например ремонт в здании на 5-й улице Ямского Поля, где работают "Вести". В этом году мы наконец закончили ремонт на "Яме", как ее называют журналисты, и там теперь разместится весь Российский канал. После этого все - новости, выпуск, спорт, планирование - будут вместе.

Мы преодолеваем историческую разобщенность, когда "Вести" не считали себя частью телеканала, а сотрудники канала отвечали "новостийщикам" той же монетой. Теперь все соберутся под одной крышей.

- Недавно главным редактором "Вестей" был назначен Владимир Кулистиков. Прежний их руководитель Александр Абраменко перестал устраивать руководство?

- Александр Абраменко остался работать в ВГТРК. Сейчас он на месяц ушел в отпуск.

- Появление на канале главного продюсера, которого на "России" не было несколько лет, еще одна "кадровая революция"?

- Сегодня РТР - динамично развивающийся канал. Задача будущего сезона - пересмотреть многие существующие форматы и не оставить без внимания ни один эфирный отрезок. Это колоссальная трудоемкая работа, работа с продюсерами, телепроизводителями, менеджментом канала. Для этого необходима сильная команда.

- Позвольте задать вам вопрос как первому заместителю председателя ВГТРК: как следует трактовать назначение зампредом генерала ФСБ Александра Здановича?

- ВГТРК не бутик и даже не теле- и радиоканал. Это колоссальное хозяйство - 23 тысячи сотрудников, работающих от Камчатки до Калининграда. Проблема безопасности - одна из ключевых для страны. А уж для таких высокотехнологичных систем - тем более. Большинство возникающих проблем - от несанкционированного выхода в региональный эфир, или, попросту говоря, захвата аппаратно-студийных комплексов, до попыток криминальных структур повлиять на эфирную политику отдельных ГТРК - мы и раньше решали сами. Олег Добродеев посчитал, что лучше, как это и происходит в большинстве подобных корпораций - от РАО "ЕЭС" до Сбербанка, - взять настоящего профессионала, которого он лично знает много лет.

- В телевизионном мире многие говорят о том, что "Россия" станет другой: суше, жестче, серьезнее. Культуру отдадут "Культуре", а на РТР будут царить новости и публицистика?

- Не совсем так. Телеканал РТР всегда существовал и будет существовать в жесткой конкурентной борьбе за зрителя. Как на одном из двух больших общероссийских каналов, на РТР всегда будут и информация, и документалистика, и фактологические программы, и кино, и развлекательное вещание. Другой вопрос - что мы стремимся поднять планку каждой из этих составляющих.

Что касается "Культуры", то этот канал успешно продвигается в российские регионы, и после ввода с осени вещания по часовым поясам его аудитория максимально вырастет, он будет лучшим каналом для интеллектуальной части аудитории.

- К слову, о стиле и качестве. Какова судьба программ "Аншлаг" и "Моя семья"?

- Объективно это рейтинговые форматы. Убирать их из сетки было бы неуважением по отношению к зрителю. Мы будем работать с производителями по трансформации этих форматов, в том числе и их оформления. Производители, кстати, понимают, что такие перемены назрели.

- А вам не кажется, что в силу вполне понятного популизма канал теряет более интеллектуальную аудиторию?

- Нет, не считаю. В прошлом сезоне у нас появилась рубрика "Киноакадемия", в которой по четвергам показывается лучшее мировое кино. Все основные значимые российские премьеры также у нас. Канал РТР начал масштабную программу экранизации нашей классики. Первой ласточкой станет показ в будущем сезоне 10-серийной работы Владимира Бортко "Идиот". Впереди много интересных разработок, в том числе и неосуществленный когда-то тем же Бортко замысел экранизировать "Мастера и Маргариту".

Мы - лидеры документального производства. Сейчас снимаются 104-серийная "История новой России", документальный цикл "Портреты эпохи". Также мы исходим из того, что в составе ВГТРК два телеканала. Как и в минувшем сезоне, лучшие телепрограммы канала "Культура" мы будем повторять на РТР.

- Сериальную продукцию, вышедшую на РТР, вы оцениваете положительно?

- По-разному. Были безусловные удачи, были и спорные вещи. В будущем сезоне появятся новые сериалы: "Закон", "Бригада", "Тайга", "Каменская-2".

- "Каменская" готова?

- Да, и ее премьера тоже состоится осенью. Недавно мы подписали с Александрой Марининой договор на "Каменскую-3". В момент подписания мы принципиально договорились и о "Каменской-4"!

- Все названные вами сериалы так или иначе связаны с криминальной темой. Вам не кажется, что криминала на нашем экране многовато?

- Разве "Семейные тайны", "Московские окна" или "Леди босс" - это криминальные сериалы? У нас есть все, но в сериальной палитре, безусловно, много остросюжетных вещей - это ведь закон жанра.

- Вы не первый год работаете на РТР, были заместителем гендиректора. Как, по вашим наблюдениям, меняется аудитория канала?

- Наша аудитория очень разная. В отличие от НТВ и ТВС это не только жители больших городов, но действительно люди по всей России. Это семейная аудитория.

Достижение последних двух сезонов - увеличение молодежной и детской аудитории. Особенно с появлением подросткового сериала "Простые истины" и классики жанра "Спокойной ночи, малыши". Растет образовательный уровень нашего зрителя. Определенно вырос уровень его доходов. Это отражение процессов, происходящих в стране.

- Так чего же сейчас хочет от вас народ?

- Как ни странно, в регионах хотят того же, что и в Москве. Повсюду ждут местных новостей. В той же столице рейтинги и доля аудитории у программы "Вести "Москва" бывают даже выше, чем у федерального выпуска "Вестей". Такая же картина в Санкт-Петербурге. И это понятно - про свое, близкое всегда интереснее. Та же тенденция наблюдается и по стране. В Москве, если сравнить ее с Россией, чуть выше интерес к "элитарному" телевидению, что объяснимо. Россия же тяготеет к более развлекательным форматам. Понятно, что "Моя семья" и "Аншлаг" лучше идут по России, а фильмы "Киноакадемии" - в Москве.

- Игры - один из известных ключиков к достижению коммерческого успеха. На "России" в новом сезоне будут играть?

- Да, у нас появится несколько лицензионных и, надеемся, очень качественных игровых форматов, имеющих высочайшие показатели в мировых рейтингах.

- Я вижу у вас на столе журнал "Итоги". Недавно в интервью нашему журналу Андрей Кончаловский сетовал на излишнюю ориентацию российского общества, а значит, и телевидения, на западные стандарты. В результате мы получили уникальное поколение MTV. Поколению MTV не нужны форматы, заставляющие думать, с горечью заключает Андрей Сергеевич.

- Я не думаю, что все обстоит именно так. Моей дочке тринадцать, и можно сказать, что поколение MTV - это она и ее друзья, с которыми я знаком. Нельзя утверждать, что молодежную аудиторию привлекают только развлекательные форматы. По крайней мере у той аудитории, с которой общаюсь я, очень широкие интересы.

Если же говорить о западных стандартах... Конечно же, ориентироваться исключительно на Запад нельзя, да мы и не занимаемся слепым копированием. Простой пример: в России не идут те же ситуационные комедии - ситкомы, - чрезвычайно популярные на Западе. Да и вообще опыт последних лет говорит о том, что нам не нужно бояться западной продукции, так как наша аудитория смотрит ее плохо. Канал РТР ежегодно вкладывает миллионы в создание отечественных фильмов и сериалов. Как и другие телеканалы, мы реально поднимаем отечественную киноиндустрию. Аудитория же своими телевизорами голосует за отечественного производителя.

- Но сетка ведь не резиновая? Куда вы, простите, все это денете? Предполагается закрытие нескольких форматов?

- Списка на выход у нас нет. Но с некоторыми форматами мы в следующем сезоне расстанемся. Если они не появятся в следующем сезоне, думаю, это будет не так уж заметно для зрителей.

- Увеличится ли в следующем сезоне объем вещания "Евроньюс"?

- На наш взгляд, увеличение часов вещания "Евроньюс" на "Культуре" пока нецелесообразно. Но в следующем сезоне в связи с запуском почасового вещания "Культуры", которое позволит транслировать ее программы с учетом часовых поясов, мы запустим "Евроньюс" на всю страну.

- Какой прогноз вы можете дать на следующий сезон? У какого канала наиболее велики шансы на лидерство?

- Лидерами будут ОРТ и РТР. Далее - НТВ. За московскую аудиторию будут бороться ТВС, СТС, REN ТV, ТВЦ.

- РТР может сократить отрыв от своего главного конкурента ОРТ?

- В Москве мы конкурируем всегда. В России ОРТ сохранит свое лидерство - в этом личная заслуга Константина Эрнста. Плюс преимущество в четыре часа вещания, которых в силу региональных перекрытий нет на канале РТР.

- А с конкурентами, Антон Андреевич, вы общаетесь?

- Безусловно. Мы в очень добрых отношениях с генеральным директором ОРТ Константином Львовичем Эрнстом. А первый заместитель генерального директора НТВ Рафаэль Павлович Акопов вообще мой однокашник. Знакомы двадцать лет. Вместе учились на юрфаке МГУ и долго веселились по поводу того, как сложилась наша судьба, сделавшая из юристов телевизионщиков. Может быть, это тенденция.

- Вы долго работали на РТР с другим Акоповым - генеральным директором канала Александром Акоповым. Чем, по-вашему, объяснялся его достаточно неожиданный уход с этого поста?

- Я очень расстроился, когда он ушел. Александр Акопов талантливый, яркий человек. Он работал на канале пять лет - для телевидения это почти предельный срок, о чем знает каждый телевизионщик. Мы продолжаем совместную работу. Сейчас он занят несколькими проектами, часть которых связана с производством продукции для канала РТР.

- Трансляция матчей чемпионата мира по футболу - удовольствие не из дешевых. Оправдывает ли такие затраты борьба за зрителя?

- Без ложной скромности - нашим контрактом с Кирхом можно гордиться. Первоначальная цена, предложенная нам, высчитывалась по формуле доллар с человека. На сколько миллионов тянул контракт при нашем-то населении? Мы сбили цену в десять раз. Не скрою, мы понимали реальную опасность остаться без футбола - контракт был заключен в последний момент на самых выгодных условиях.

- А чем еще порадуете футбольных болельщиков?

- Заключен трехлетний контракт на показ чемпионата России по футболу с нашей Премьер-лигой. Мы заплатили достаточно серьезные деньги и впервые получили нормальные права, договорились о календаре игр, удобном и зрителю, и вещателю.

При этом мы понимаем, что ни в этом году, ни в будущем наши материальные затраты не окупятся, но надеемся, что внесем свою лепту в грядущие успехи российского футбола.

Елена Ланкина, Владимир Новиков (фото)
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера