Архив   Авторы  

"Дорогое удовольствие"
В России

При реализации одобренного президентом России плана перехода к профессиональной армии, несомненно, будет учитываться зарубежный опыт. Самый свежий пример военной реформы - французский

Тридцать первое декабря 2002 года французскую армию покинет последний призывник - военная реформа во Франции будет завершена. О том, с какими проблемами на этом пути пришлось столкнуться французскому руководству, "Итогам" рассказал начальник генштаба Франции генерал Жан Пьер Кельш.

- Господин генерал, что послужило причиной военной реформы во Франции?

- Следует прежде всего начать с такого довода, как необходимость разрядки. Геостратегический перелом произошел с исчезновением СССР. Это все изменило. Не стало больше огромной военной опасности в Европе. И хотя до этого на протяжении многих лет мы говорили, что СССР не враг Франции, тон таких заявлений все же был натянутым. Не стало прямой угрозы: зачем содержать такую армию?

- "Такую" - в смысле огромную?

- До реформы французские вооруженные силы насчитывали 600 тысяч человек. Но существовала еще система мобилизации, которая могла поставить под ружье столько народу, что мы бы дотянули до планки в один миллион. И это для страны, которая не так уж велика по численности населения - 60 миллионов человек. Сегодня армия насчитывает 440 тысяч, и только 100 тысяч резервистов. Президент пришел к выводу, что, во-первых, нынешняя геополитическая ситуация не требует более воинской повинности, во-вторых, военная служба более не является индикатором вхождения во взрослую жизнь, и, в-третьих, наше общество видит все меньше смысла в такой службе. Было принято решение перейти к профессиональной армии. Президент дал на это шесть лет.

- Какие проблемы встали на этом пути?

- Люди, которые должны уйти, и люди, которые должны остаться. Потому что, создавая профессиональную армию, которая значительно дороже той, что у нас имелась, просто необходимо сократить число офицеров и унтер-офицеров. И не выгнать их, а поместить в хорошие условия, дать приличную пенсию. Конечно, цена вопроса в каждой стране своя. Во Франции, например, было потрачено от 600 до 800 миллионов франков ежегодно (от 90 до 120 миллионов долларов. - "Итоги"), чтобы помочь увольняемым военным. Отставка была компенсирована таким денежным содержанием, которое позволило и позволит им еще много лет заниматься обустройством своей гражданской жизни, не обременяя себя мыслями о работе.

- Как решались социальные проблемы увольняемых из армии?

- У нас были даже созданы специальные структуры, которые помогают увольняющимся из армии ориентироваться на гражданке. Но, как оказалось, спрос на бывших военных весьма велик. У них блестящая биография и рекомендации, есть богатый опыт работы. Но мы стараемся еще облегчить им жизнь. Это одна сторона медали. Другая - найти волонтеров из числа молодых людей, которые хотели бы работать в качестве профессиональных солдат на контрактной основе. В 1997-2000 годах мы нашли 80 тысяч желающих.

- Нашли без проблем?

- Французская армия имеет в обществе самый что ни на есть положительный образ. Это подтверждается результатами десятилетних социологических опросов. Мы спрашивали: "Как вы относитесь к французской армии?" - и предлагали варианты ответов: "весьма благосклонно", "скорее благосклонно", "скорее неблагосклонно", "неблагосклонно". В 2001 году мы получили 87 процентов голосов за первые два варианта ответов. О своем недоброжелательном отношении не заявил никто. Третий вариант встречался чаще всего в ответах парижан. Но это понятно - Париж всегда критичнее любого другого региона Франции. Итак, французы положительно относятся к армии, так что проблем с рекрутами не возникло. Единственное, что мы сделали, так это снизили планку по качеству рекрутируемых. Потому что в первые три года реформы был очень большой приток желающих. Конкурс - пять человек на место, и мы придирчиво отбирали одного и отсеивали четырех. В последние два года число желающих служить в профессиональной армии сократилось. Причина тому - подъем в экономике: уменьшилось число безработных, а стало быть, молодым людям теперь куда проще находить работу в гражданском секторе. Другое дело, что к нам пошли женщины. В прошлом году мы рекрутировали, например, 18 процентов женщин от общего числа новобранцев. Это много для начала работы профессиональной армии.

- Активно ли вы использовали рекламу?

- В огромных количествах. Мы использовали все средства и возможности - телевидение, газеты и журналы, радио и рекламу на транспорте (например, автобусах). Мы потратили на это колоссальные деньги. Но все же реклама помогла не так, как имидж военных. Ведь можно сделать какую угодно положительную рекламу об армейской службе, но если реальный имидж армии низок, реклама не подействует. Во-вторых, мы активно использовали такие возможности телевидения, как живое обсуждение армейских вопросов... Словом, мы рекрутировали 80 тысяч человек и подписали с ними контракты. Первый контракт - на пять лет, чтобы у рекрута была возможность, если он почувствует, что ошибся в выборе, вернуться на гражданку. Если он такое желание изъявит, то мы обязаны ему помочь, подготовить. Например, наш рекрут - пехотинец. На гражданке на него не такой уж большой спрос. Поэтому незадолго до его ухода мы спрашиваем у него, чем бы он хотел заняться? Он называет профессию, проходит тест, и ему предоставляется информация о том, где есть такого рода вакансии, или даже армия сама находит ему работу. Кстати, мы стараемся рекрутировать солдат из близлежащих к гарнизонам, портам и аэродромам местностей. Вот почему потом бывает легче подыскать работу увольняющимся.

- Новобранцам трудно адаптироваться к армейской жизни?

- Проблемы возникают большей частью с их родителями. Судите сами: юноша или девушка благополучно заканчивают школу, родители уже строят планы на будущее, а их чадо вдруг изъявляет желание служить в армии. Вот поэтому мы и придумали первоначальный контракт на пять лет, чтобы молодые люди смогли проверить свои способности, понять, правильно ли они поступили, избрав такую профессию, оценить себя, повзрослеть, а если они решат, что армия - это ошибка, то пусть по истечении этого срока возвращаются домой. Это также один из самых весомых аргументов в пользу контрактного набора. Но, с другой стороны, приобретение такого опыта новобранцами обходится недешево. Впрочем, профессиональная армия, как я уже говорил, - дорогое удовольствие. Поэтому когда правительство решает провести такую реформу, оно должно самым тщательным образом подсчитать цену этого шага. Подсчитать и понять, сможет ли выдержать такую финансовую нагрузку бюджет страны. И не один бюджет, а несколько бюджетов, так как речь идет о годах реформ.

- В России также принято решение о постепенном переходе к службе по контракту. Делились ли вы со своими российскими коллегами рецептами создания профессиональной армии?

- Реформа армии - дело очень индивидуальное и в расчетах, и в просчетах. То, что может получиться у вас, не получится у нас, и наоборот. Эта реформа напрямую касается социальной сферы. Поэтому мы не можем дать российским коллегам готовый рецепт. Мы можем только наблюдать, как Россия будет осуществлять такую трансформацию.

Я видел расчеты, в которых говорилось, что профессиональная армия в России появится к 2010 году. И я не вижу причин, чтобы эти проекты не стали бы явью. Но необходимо соотнести желание с реальными возможностями Российской армии. Какое пропорциональное соотношение между солдатами и офицерами следует оставить? Я убежден, что если Российская армия будет переходить на профессиональную основу, она будет нуждаться в большем количестве унтер-офицеров. Это потребность профессиональной армии. Нужно увеличивать их количество. Кроме того, следует учесть потребности реформы в нескольких будущих бюджетах, и тогда уже все пойдет.

Светлана Сухова
Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера