Архив   Авторы  

Как продавали "Солярис"
Искусство

Польский писатель-фантаст Станислав Лем уступил Голливуду права на экранизацию своего романа и теперь с некоторой опаской ждет, что из этого получится

- Пан Станислав, польская премьера голливудского "Соляриса" Стивена Содерберга намечена на конец февраля будущего года. Вы будете принимать участие в рекламной кампании фильма?

- Мое участие будет нулевым. Не могу сказать, чтобы я собирался на премьеру, как под нож гильотины, но сомнений очень много. Я передал права на экранизацию "Соляриса" кинокомпании 20th Century Fox и теперь не хочу да и не могу влиять на создание фильма. Контракт в этом плане был очень жестким. Я долго сомневался, продавать ли права на экранизацию, но в конце концов подумал: "Я уже стар, не пора ли перестать быть таким уж несгибаемым и от всего отказываться?" Теперь дело сделано, и комментировать уже нечего. Однако, когда я время от времени представляю армию людей, издевающихся над моим текстом, приятных эмоций отнюдь не испытываю.

- Автором сценария нового фильма является сам Стивен Содерберг. Он клянется в верности оригиналу, но при этом заявляет, что картина будет напоминать нечто среднее между "Космической одиссеей 2001" Стенли Кубрика и "Последним танго в Париже" Бернардо Бертолуччи. Вас не удивляет такой сплав?

- Если бы Содерберг признался в своих намерениях до подписания контракта, я бы еще хорошенько подумал, стоит ли его подписывать. Но я уже достаточно стар, чтобы воспринимать ситуацию с необходимой долей юмора. На мой взгляд, объединение "Космической одиссеи" с "Последним танго" абсолютно бессмысленно. Вы уж меня извините, но что общего у пряника с ветряной мельницей? Харви, трагическая любовь Кельвина, которая воскресает в "Солярисе", - это отражение романтического будущего, а не копулятивного. Европейское мышление кардинально отличается от американского. Это два разных мира. Я совсем не удивлюсь, если американцы сделают с этим романом самые невероятные вещи. Но на счастье или несчастье, мнение, высказываемое творцом о своем произведении, не важно. Произведение должно стоять на собственных ногах и говорить своим языком. Способны ли этот язык понять - другой вопрос.

- В Голливуде разыгралась настоящая битва за право заполучить роль Харви, которую в конце концов сыграет Наташа Макэлхоун. Правда ли, что одна из претенденток - Дагмара Доминчик, полька, живущая около двадцати лет в Соединенных Штатах, просила вас похлопотать за себя, ссылаясь на "родство славянских душ"?

- Эта пани просила, чтобы я поддержал ее кандидатуру, что меня очень удивило. С чего бы это я должен был хлопотать за нее? С тем же успехом я мог бы ей помочь получить место при дворе королевы Елизаветы. Я и не знаю ее вовсе! В письме ко мне эта дама просила поддержать ее из "патриотических побуждений". Но и как патриот я ничего не могу для нее сделать... В общем, это была забавная история.

- Съемка "Соляриса" уже закончилась, сейчас идет процесс озвучания. А тем временем реклама фильма Содерберга в американских кинотеатрах крутится перед "Докладом меньшинства" Стивена Спилберга, лентой, сделанной по мотивам известного рассказа Филиппа К. Дика. Вам нравится такое соседство?

- Пару лет назад я опубликовал статью в немецкой "Франкфуртер Альгемайне Цайтунг" об американской фантастике под названием "Литература, которую мы проехали". Я там говорю, что американская научная фантастика - это огромная куча хлама с небольшим исключением в лице Филиппа К. Дика. Некоторые его вещи я уважаю.

- На ваш взгляд, какое произведение Лема-прозаика наиболее подходит для кино?

- Никогда об этом не думал. Со мной ведутся переговоры о продаже прав на экранизацию некоторых моих вещей. Если "Солярис" будет хорошо воспринят в мире, думаю, ко мне очередь выстроится. Но я пока в размышлениях. Речь идет о шести или семи вещах, судьба которых, по моему мнению, в кино может быть весьма неоднозначна. Если, например, "Футурологический конгресс" годится для кино, то вот все остальное вызывает определенные сомнения.

- Как правило, авторы литературных произведений никогда не бывают довольны результатами экранизации их творений.

- Действительно, довольных экранизациями можно пересчитать по пальцам одной руки. Как правило, большинству они не нравятся. Мне же, кстати, очень понравилась "Земля обетованная" Анджея Вайды, особенно его первый вариант, без этих странных квазинародных выкрутасов. Но был бы доволен фильмом сам Владислав Реймонт (классик польской литературы. - "Итоги")? Этого мы уже не узнаем.

- Вы очень критически отнеслись к первому варианту "Соляриса" Андрея Тарковского. Что вас не устраивало в его картине?

- Вначале мы поспорили с Тарковским из-за сценария, который мне не понравился. После нескольких недель постоянных скандалов с Тарковским мы расстались. Фильм его я никогда целиком не видел. Я начал было смотреть его по телевизору, но то немногое, что успел увидеть, мне настолько не понравилось, что у меня просто не хватило терпения досмотреть до конца. Мои взгляды и взгляды Тарковского оказались диаметрально противоположными. Мне казалось, что в конце романа Кельвин полон ожиданий, что в космосе его ждет что-то прекрасное. Тарковскому же казалось, что надо показать, насколько неприветлив космос, и отправить поскорее героя домой на матушку-землю. Мы с Андреем оказались лошадьми, скачущими в разные стороны.

- "Матрица", "Доклад меньшинства", "Солярис"... До этого был целый ряд научно-фантастических фильмов, которые захватывали публику. Похоже, в Голливуде настоящий ренессанс фантастического кино?

- В американском кино подход только один - коммерческий. Здесь иллюзий быть не может. Просто сейчас как раз хорошо идет фантастика, потом "высоколиквидными" станут другие жанры... Иногда, как в случае с Диком или "Солярисом", в Голливуде ставят некоторый эксперимент, пытаясь расширить репертуар за счет экранизаций серьезных литературных первоисточников. Но так или иначе, в этой забаве Голливуду важны только деньги. Большие деньги. У меня нет времени, чтобы смотреть все эти фильмы. Но что могу сказать точно - ничего интересного в сюжетах тех картин, что я видел, мной обнаружено не было. Все более молодые режиссеры продолжают пугать нас одним и тем же - наркотиками или роботами, но все это вчерашние разогретые котлеты, приправленные новыми запахами. Никто не изобрел ничего нового.

- И последний вопрос: пышное празднование вашего 80-летия должно было состояться 11 сентября 2001 года. В трагическом совпадении с событиями в Нью-Йорке вы не видите ничего символического?

- Когда я смотрел на самолеты, врезающиеся в небоскребы Манхэттена, в первый момент мне, как и многим другим, показалось, что мы смотрим фантастический фильм. Потом оказалось, что это была мрачная правда. Конечно, праздник не состоялся: должны были быть песни и пляски, а в результате пришлось ограничиться обменом любезностями.

- Магия цифр, чисел, дат... Вы, кажется, относитесь к этому прохладно?

- Я не верю в совпадения чисел. Архистарая пифагорийская школа опиралась на мифологию цифр, но мифы меня никогда не трогали.

Елена Зигмунд

Врез 1

Много шума из ничего

Неразбериха, связанная с экранизацией Стивеном Содербергом романа "Солярис" Станислава Лема (продюсер Джеймс Кэмерон), похоже, подходит к концу. "Итоги" писали о том, что Содерберг в одном из интервью признался в намерении снимать свою версию "Соляриса" не столько по книге Лема, сколько по фильму Андрея Тарковского. Возникал вопрос об авторском праве уже не только на экранизацию, но и на производство ремейка знаменитой картины. Сын Андрея Тарковского, Андрей Тарковский-младший, направил в офис Содерберга письмо с требованием учесть интересы его отца, но ответа не получил. Претензии могли возникнуть и у киноконцерна "Мосфильм".

Для того чтобы расставить все точки над "i", "Итоги" обратились к копродюсеру Джеймса Кэмерона, Реи Санчини. "Джима Кэмерона и меня, - заявила г-жа Санчини, - вдохновил научно-фантастический шедевр Станислава Лема, который мы читали еще лет двадцать назад. В 1999 году мы приобрели опцион на права экранизации романа. Джим с самого начала не собирался выступать режиссером этого проекта. Во избежание любого потенциального спора мы затем приобрели права и на ремейк фильма Тарковского. Нужно при этом подчеркнуть, что и я, и Стивен Содерберг, который присоединился к проекту как сценарист и режиссер в середине 2000 года, считаем, что наиболее точно охарактеризовать наш фильм можно именно как новую адаптацию романа Лема. Следовательно, никаких претензий к нам у сценаристов и создателей предыдущего фильма быть не может. А о письме Андрея Тарковского-младшего ни Кэмерон, ни Содерберг ничего не знают. И сами обращаться к нему не собираются".

По словам г-жи Санчини, права на ремейк были приобретены у компании Mosfilm Services Inc., соглашение датировано 14 апреля 2000 года и имеет корпоративную печать "Мосфильма". Генеральный директор "Мосфильма" Карен Шахназаров, к которому обратились "Итоги", при упоминании компании Mosfilm Services Inc. сначала рассмеялся, а потом сказал, что такой конторы в рамках "Мосфильма" нет и никогда не было, а корпоративную печать у нас, как известно, любой умелец изготовит в течение суток за 150 рублей. "Даже, если бы эта компания существовала, - считает Карен Георгиевич, - то она все равно торговала бы воздухом. Продавать права на ремейк фильма, снятого по книге, - абсурд. Это все равно, что продавать права на ремейк фильма "Вишневый сад". Все права на любую экранизацию принадлежат Лему и его наследникам. "Мосфильм" имеет права только на прокат фильма Андрея Тарковского".

Н. Ф.

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера