Архив   Авторы  

Венецианская рокировка
Искусство

Нынешний кинемато-графический год отмечен сразу двумя сенсациями. Зимой сменилось руководство Берлинского кинофестиваля, а весной произошла внезапная смена руководства фестиваля Венецианского

У Венеции тоже давняя "русская традиция": еще в 1932 году, на самом первом фестивале, триумфаторами были режиссеры из СССР, а "Путевка в жизнь" Николая Экка была объявлена лучшим фильмом смотра. Зато в конце тридцатых здесь побеждали исключительно немецкие картины, в частности знаменитая "Олимпия" Лени Рифеншталь, любимицы Гитлера (22 августа Ленни Рифеншталь исполнилось сто лет). Тогда рулил фестивалем сын Муссолини, киноман с тоталитарным уклоном, поклонник искусства большевистской России и фашистской Германии. Кстати, на предстоящей Мостре будет показана ретроспектива под названием "Фаши целует серп и молот", состоящая из советских фильмов тридцатых-сороковых, когда-то победивших в Венеции. Идея, кстати говоря, принадлежит Хансу Шлегелю, человеку команды де Хадельна, известному советологу и давнему другу нашей страны, проработавшему на Берлинале многие годы. Шлегель, последовательный левак и антифашист, затеял свою ретроспективу после "правых" рецидивов в Австрии и Франции - с целью напомнить забывчивым европейцам о далеких тридцатых, когда весь мир застыл в ожидании катастрофы.

Венецианский фестиваль - самый старый в мире. Даже престижный Каннский моложе своего итальянского собрата на несколько лет. Каннский фестиваль, открытия которого ждали в сентябре 1939-го, когда началась Вторая мировая война, впервые стартовал лишь в 1946 году. То есть тогда, когда Венеция уже успела обрасти собственной историей. Впрочем, за прошедшие десятилетия Венецианский фестиваль переживал и тяжелые времена. В начале семидесятых Мостра даже закрывалась на целых 11 лет, превратившись в обычный смотр, без конкурсной лихорадки. Именно поэтому официально Канн отстает от Венеции всего на четыре года.

Совсем недавно организаторы Мостры обнародовали информацию о программе предстоящего фестиваля. Что бы ни говорили о новом директоре критики, конкурс отличается безукоризненным вкусом. По крайней мере, судя по именам. Это и культовый японец Такеши Китано, и элегантный француз Патрис Леконт, и талантливая полька Агнешка Холланд, и, наконец, два режиссера из России - Сергей Бодров-старший и Андрей Кончаловский. Кстати, это редчайший случай - двое русских соревнуются между собой в конкурсе престижного европейского смотра. Правда, Сергей Бодров будет представлять Америку, и если победит, то лавры достанутся не нам. Как это было с Отаром Иоселиани, бывшим советским, ныне французским режиссером, несколько раз награжденным в Венеции.

В этом году из России в Венецию отправится целый десант. Кроме взятого в конкурс "Дома дураков" Андрея Кончаловского, в других программах покажут "Клоуна" Ирины Евтеевой, "Реку" Алексея Балабанова, "Небо. Самолет. Девушка" Веры Сторожевой, а на неделе критики - "Змея" Алексея Мурадова. "Дом дураков" в России никто еще не видел, кроме нескольких особо посвященных - все они восторгаются картиной.

"Река" Алексея Балабанова тоже не выходила в широкий прокат, тем более что сам автор считает ее незаконченной (съемки прервались из-за гибели Туяры Свинобоевой, снимавшейся в главной роли). Однако те, кто смотрел фильм, не зная этих печальных обстоятельств, уверены, что это законченное, вполне состоявшееся произведение. В отличие от обоих "Братьев" абсолютно некоммерческое, исключительно авторское и однозначно талантливое.

"Змей" Мурадова, снятый в традициях германовской школы, вызвал восхищение Шлегеля. Посмотрев картину на "Кинотавре", он настоял на ее включении в Венецианскую неделю критики. Шлегель мечтал и о "Кукушке" Александра Рогожкина, и был огорчен тем, что картина ему не досталась. Но Рогожкин проявил выдержку, представив свое детище на отечественном ММКФ, решительно отказавшись от Канна и Берлина, что, конечно, делает ему честь.

Мостра-59 огласила и список членов жюри, который в этом году возглавляет китайская кинозвезда Гун Ли. С ее именем неизменно ассоциируется взлет китайского кинематографа, его выход из культурной резервации на мировую арену. Гун Ли, женщина редкой красоты, впервые появилась в фильме Чжана Имоу "Красный гаолян" в 1988 году. И сам фильм, и красота Гун Ли произвели на европейцев огромное впечатление, а Чжан Имоу отхватил тогда главный приз Берлинале - "Золотого медведя". "Красный гаолян" обошел "Комиссара" Александра Аскольдова буквально в последний момент, обозначив новую державу на кинокарте мира - Китай. С тех пор Гун Ли снялась в нескольких ставших знаменитыми, увенчанных международными наградами фильмах у своего мужа Чжана Имоу и у его соперника Чена Кайге. В 1993 году упорный Чен Кайге все-таки получил "Золотую пальмовую ветвь", высшую награду высокомерного Канна. За фильм "Прощай, моя наложница", где в главной роли, конечно же, блистала Гун Ли. Впрочем, поговаривают, что своей карьерой она обязана простой случайности. Когда Чжан Имоу искал свою актрису среди выпускниц театрального училища, его взор остановился сразу на двух - Гун Ли и ее подруге, столь же талантливой и столь же красивой. Не в силах сделать окончательный выбор, режиссер предложил девушкам подбросить монетку - счастье улыбнулось Гун Ли. Она тут же стала исполнительницей главных ролей Имоу и его женой... пока, увы, не влюбилась в другого, предпочтя своему Пигмалиону миллионера из Малайзии. Чжан Имоу нелегко пережил разрыв, к тому же личная драма совпала с творческим кризисом: мэтра вовсю теснило новое поколение китайских режиссеров, ярким представителем которого стал Чжан Юань. Но Венеция, где Имоу почти всегда устраивал премьеры своих фильмов, благоволит к нему: в 1999 году его предпочли не только Чжану Юаню, показавшему гораздо более сильную картину, но и самому великому Аббасу Киаростами из Ирана. Бедный Киаростами так расстроился, что даже пообещал уйти из кино (правда, обещания не сдержал).

Так или иначе, Венеция сохраняет свою приверженность Востоку, и смена руководства кинофестиваля ничего существенного в его политике не изменила. В новой конкурсной программе китайская, тайваньская и японская картины - похоже, европейцам ничего не светит. Не говоря уже об американцах, которых в Венеции из года в год традиционно не замечают. Американцы, кстати, на это обижаются и время от времени заявляют об этом публично. Но, несмотря на обиды, именно в Венеции, как правило, проходят все премьеры крупных голливудских студий. Да и голливудские кинозвезды, одна другой ярче, обожают приезжать сюда. Если все будет хорошо, то и в этом году в Венецию нагрянет солидный звездный десант. Обещают приехать Том Хэнкс, Пол Ньюмен, Джуд Лоу, Дженнифер Джейсон Ли, Антонио Бандерас и многие другие. Не ради наград - из любви к искусству.

Диляра Тасбулатова

КОНКУРС

Что покажут

В основном конкурсе 59-го Венецианского кинофестиваля будет представлен 21 фильм:

"Медвежий поцелуй" (Германия-Франция-Испания-Италия-Швеция), режиссер Сергей Бодров

"Фюрер Экс" (Германия), режиссер Уинфрид Боненгел

"Лучшие времена" (Тайвань), режиссер Чанг Тсо-Чи

"Почти спокойный мир" (Франция), режиссер Мишель Девиль

"Обнаженная" (Германия), режиссер Дорис Дерри

"Гадкие прелести" (Великобритания), режиссер Стивен Фрирз

"Сила вторжения" (Италия), режиссер Пьерджорджо Гай

"Мой голос" (Португалия), режиссер Флора Гомес

"Далеко от рая" (США), режиссер Тодд Хэйнес

"Трекер" (Австралия), режиссер Рольф де Хиер

"Джули, убирайся домой" (Германия-Канада-Польша), режиссер Агнешка Холланд

"Куклы" (Япония), режиссер Такеши Китано

"Дом дураков" (Россия-Франция), режиссер Андрей Кончаловский

"Человек из поезда" (Франция), режиссер Патрис Леконт

"Оазис" (Южная Корея), режиссер Ли Чанг-Донг

"Утраченный рай" (Франция), режиссер Тони Маршалл

"Проклятый путь" (США), режиссер Сэм Мэндес

"Сестры Магдалены" (Великобритания), режиссер Питер Муллан

"Дорога любви" (Италия), режиссер Микеле Плачидо

"Фрида" (США), режиссер Джули Теймор

"Максимальная скорость" (Италия), режиссер Даниеле Викари

Добавить в:  Memori  |  BobrDobr  |  Mister Wong  |  MoeMesto  |  Del.Icio.Us  |  Google Bookmarks  |  News2.ru  |  NewsLand.ru

Политика и экономика

Что почем
Те, которые...

Общество и наука

Телеграф
Культурно выражаясь
Междометия
Спецпроект

Дело

Бизнес-климат
Загранштучки

Автомобили

Новости
Честно говоря

Искусство и культура

Спорт

Парадокс

Анекдоты читателей

Анекдоты читателей
Яндекс цитирования NOMOBILE.RU Семь Дней НТВ+ НТВ НТВ-Кино City-FM

Copyright © Журнал "Итоги"
Эл. почта: itogi@7days.ru

Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, а также в Интернете, ссылка на "Итоги" обязательна.

Согласно ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ сайт ITOGI.RU относится к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет.

Партнер Рамблера